Технологическая карта урока по чтению на тему М. И. ЦВЕТАЕВА «БЕЖИТ ТРОПИНКА С БУГОРКА», «НАШИ ЦАРСТВА»

Чтение 10.02
Урок 60. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой; способствовать развитию умений понимать образность, емкость, красоту поэтического слова; формировать умение эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; учить определять тему, главную мысль, содержание, осмысливать специфику стихотворений; способствовать развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения

Планируемые результаты

Предметные:
познакомятся с произведениями Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»;
научатся: пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
Метапредметные:
Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.
Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений


Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.


Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.






Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.
– Быстро, четко повторите и отгадайте загадки-чистоговорки
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Показывают рисунки, зачитывают строки из стихотворения, соответствующие изображенному на рисунках. Читают стихотворение наизусть (если таковые учащиеся есть), затем можно послушать выразительное чтение стихотворения (2–3 ученика). Оценивают чтение друг друга.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
Дом собаки – ... (конура).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
На стене светильник – ... (бра)
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой
установкой

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. И. Цветаевой
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство с биографией М. И. Цветаевой
Рассказывает о творчестве М. И. Цветаевой, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.
– Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни?
– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось все так
– Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).
Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал прежде всего искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для
начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвященный ее мужу Сергею Эфрону.
Вскоре после «Вечернего альбома» ее стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов.
Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед
Слушают рассказ учителя.


Прослушивают одну из песен на стихи Марины Цветаевой
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

IV. Чтение и анализ сти-хотворения М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»
Выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».
– Какими чувствами наполнено стихотворение?
– О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки.
– О чем она грустит? Прочитайте.
– Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение?
– О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время?
– В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство?























– Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?

– Какие же чувства М. Цветаева передала словами?
– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Далее следует упражнение в чтении стихотворения
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.
– Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями.

Работают с текстом.


– Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни.
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда-то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведет, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернется. Этот вопрос задает и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы», но не отвечает на него. Рассказывая о прошлом, М. И. Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.
– М. Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.
Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка
– Словарь интонаций в поэтическом слове автора: восторг, восхищение, ощущение счастья, наслаждение, свободолюбие, умиротворение, спокойствие, чувство гармонии (слияния с природой), шутливость, игривость, сожаление, светлая грусть, недоумение, сомнение, задумчивость
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

V. Чтение и анализ сти-хотворения «Наши царства»
Учитель выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».
– Прочитайте другое стихотворение Марины Цветаевой – «Наши царства».
– Вспомните, какие произведения называются лирическими?
– Стихотворение «Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства.
– Слово «царства» – любимое слово автора. Что оно напоминает?
– Прочитайте первые две строфы.
– Какое слово здесь повторяется? Объясните слово «владенья».
– Какое определение подходит к стихотворению?
– С чем связан счастливый мир детства?
– Какое чудо происходит в этом царстве?
– Кто такие «мы»?

– Что вы знаете о сестрах?






– Прочитайте третью строфу. О ком говорится в этой строфе? Какое слово указывает на взрослых?
– Кто это может быть?
– Что вы узнали о родителях Марины и Анастасии Цветаевых?
– С какой интонацией говорят феи о взрослых?

– Почему лишь дикими девочками видят взрослые сестер?
– Почему «на фею нужен глаз»?
– М. И. Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это время?
– Прекрасная пора в жизни каждого человека – детство. К этой теме часто обращались не только писатели и поэты, но и художники. Какие жанры изобразительного искусства вы определили?
– Какие лица у детей?
– Четвертая строфа объясняет причину такого состояния.
– Какие слова подтверждают наслаждение?
– Какое время поэтесса считает подходящим для чудес?
– С какой интонацией нужно читать эту строфу?
– Прочитайте последнюю строфу.
– О чем здесь говорится?
– Какой знак стоит в конце?
– Кому автор задает вопрос?
– Какой поэтический образ мы увидели в этом произведении?
– Какие изобразительные средства использует М. Цветаева? Обратитесь к словарю.
– На что еще нужно обратить внимание при выразительном чтении стихотворения?
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

– Лирическими называют поэтические произведения, выражающие чувства и переживания.




– Слово «царства» напоминает образ сказочного детства.

– Владенья (владение) – недвижимое имущество, земельный участок.

– С природой родного края.
– Девочки ощущают себя феями.
– «Мы» – это Марина Цветаева и ее сестра Анастасия.
– Марина и Анастасия Цветаевы получили домашнее начальное образование. Затем девочки жили в Западной Европе, учась в частных пансионах Швейцарии, Германии. После смерти матери вернулись в Москву. Мы знаем Марину Цветаеву как поэтессу. А Анастасия Цветаева была писательница.
– Здесь говорится о взрослых. Употребляется слово «большие».
– Это родители: И. В. Цветаев и М. А. Цветаева.


– Феи говорят с интонацией недоумения, с чувством досады.



– Для автора мир детства – самый счастливый, беззаботный, сказочный, волшебный.




– Портрет.
– У детей открытые, счастливые лица.
Читают строчки:
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели,
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

– Слова «С упоением счастья».
– О возвращение в реальный мир.






– Меняется настроение от озорного, задорного до грустного, тоскливого. Значит, меняется и интонация
Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию.Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Самостоятельная работа
Проводит тест по теме.
– Выберите правильный вариант ответа.
1. Кого поэтесса называет феями?
а) Себя и своих подруг; б) себя и свою подругу;
в) бабочек.
2. Какими поэтесса называет свои владения?
а) Царственно-богатыми;
б) таинственными и завлекающими;
в) небольшими, но при этом огромными.
3. Кто смотрит на окружающее иначе, чем девочки?
а) Их друзья; б) старшие; в) их братья.
4. Как бежит тропинка?
а) Как бы резвясь и играя;
б) как бы под детскими ногами;
в) как бы под тихими шагами.
5. Какую реку упоминает поэт?
а) Волгу; б) Оку; в) Неву.
6. Чем были утро, полдень, вечер в то время?
а) Раем; б) волшебством;
в) неприятными воспоминаниями.
7. О каких цветах говорит поэтесса в конце стихотворения?
а) О розах; б) мальвах; в) пионах
Выполняют тест. Выбирают верные ответы.
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – б
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

VII. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Перечитать стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать, сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить работу на уроке.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на
·уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное сост

ояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности













Чтение 12.02
Урок 61. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве
Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с картиной мира ХIХ века на примере поэтических произведений А. Н. Плещеева «Детство», И. С. Никитина «Воспоминание о детстве»; формировать интерес к работе с книгой на основе проектной деятельности; развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству писателей; развивать эмоционально-чувственное отношение к родной поэзии

Планируемые результаты

Предметные:
познакомятся с произведениями А. Н. Плещеева «Детство» и И. С. Никитина «Воспоминание о детстве»;
научатся: пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах
Метапредметные:
Познавательные: определять основную идею произведения; осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока.
Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к уроку, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные: посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения


I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений Марины Цветаевой. Оценивают чтение друг друга, определяя лучших чтецов
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Проводит беседу.

– Узнали ли вы это стихотворение? О какой стране идет речь?
– Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
– Объясните название «Страна далекого детства». Откройте содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведениями которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание на годы их жизни.
– Прочитайте тему урока.


– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Как вы думаете, о чем эти произведения?
Заранее подготовленный ученик читает отрывок стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»:
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
– Мы будем говорить о Стране Детства.

– Писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в XIX веке, а сейчас уже XXI! Они, наверное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях XIX века
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Чтение и анализ сти-хотворения А. Н. Плещеева «Детство»
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году в Костроме – небольшом городке на Волге. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в 1864 году. Поэт писал стихи для взрослых и детей. Особой известностью пользовались его стихи для детей.
– Что вспомнилось поэту из далеких детских лет?


– Какие чувства вызывают эти воспоминания у поэта?
– Сколько можно выделить частей в этом стихотворении?
– Где проходило детство поэта?
– Прочитайте, где любили собираться дети?



– Как проводили время ребята? Прочитайте.

– Как родители относились к долгим играм?

– Как вы понимаете слова «нежный упрек»?

– Что вспоминается поэту во второй части стихо-творения?


– Найдите и прочитайте слова, которыми поэт рисует образ мальчика.
– Замените близким по значению слово «кротко».
– Есть ли еще строки, описывающие мальчика?

– Взор – это взгляд. Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки говорят о его доброте?
– Почему он не играл, а «молча в сторонке сидел»?
– Какое увлечение было у мальчика? Прочитайте.
– Каким вы представляете себе этого мальчика? Охарактеризуйте его словами.
– Что с ним стало?
– В последних строчках стихотворения поэт показывает свое отношение к детям. Прочитайте слова, в которых выражена любовь к ним.


– Что вы узнали о жизни поэта из этого стихотворения?
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.







– Поэт вспоминает родной уголок детства, где он рос, свои игры, забавы. Ему вспомнились лица товарищей, друзей.
– Эти воспоминания вызывают добрые, нежные, приятные и в то же время грустные чувства.
– Две части.

– Это был очень зеленый городок.
Читают: «Приходского храма угрюмые своды».
– «Вокруг него зелень берез...
У этих берез, за церковной оградой,
Сойдется нас много детей».
Читают: «И не было играм конца», «Мы птичек к себе приручали проворных».
Читают: «Там матери нежный упрек забывался
И выговор строгий отца».
– Нежный упрек – замечание сделано без злости, просто ласково высказано неудовольствие.
– Во второй части поэт вспоминает одного из своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт рассказывает, как могла сложиться судьба этого мальчика.
Читают: «...Кротко светились
Глаза его, был он несмел».
– Кротко (синонимы) – покорно, смирно.
Читают: «...Улыбался, но доброго взора
С игривой толпы не спускал».
– «Отдать бы последнее рад».

– Он был слаб здоровьем, сирота.
– Мальчик «читал все и ночью, и днем».
– Это тихий, кроткий, несмелый, добрый, увлеченный чтением, любознательный мальчик.
– Поэт не знает, как сложилась жизнь у мальчика.
Читают: «...и опять вечерком
Малютки...
Болтают, усевшись рядком.
Там долго ... раздаются
И звонкие их голоски.»
– Узнали о том, где и как проходило детство поэта. О его друзьях, о том, чем он дорожил в жизни
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слу-шать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

IV. Чтение и анализ сти-хотворения И. С. Никитина «Воспо- минание о детстве»
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Детство поэта Ивана Николаевича Никитина прошло в Воронеже, отец его был купцом – владельцем небольшого свечного завода. Иван Саввич учился в духовном училище, а потом в семинарии, но не закончил учение. Мать поэта была
добрая, ласковая женщина, но рано умерла. Отец не смог заботиться о сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя Иван Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал писать рано, но долго не решался их напечатать.
– С каким чувством вспоминает поэт годы детства?
– Что вызывало радость в душе ребенка?
– Что любил будущий поэт?

– Какова тема этого стихотворения?

– Стихотворение носит автобиографический характер: это значит, что в стихотворении нашли отражение факты жизни самого поэта. Что вы узнали о детстве поэта из стихотворения и моего рассказа на прошлом уроке?
– Сколько можно выделить частей в стихотворении?
– Будем читать по частям, и объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете, она заканчивается.
– Что мы узнаем сразу же из первых строк?
– Как вы понимаете слово «однообразно»?


– Прочитайте, каким мы видим дом поэта.
– Что означает «счастливый плод воображенья»?

– Прочитайте, как выглядело убранство комнаты.
– Память оставила поэту точное изображение картины дома. Прочитайте вторую часть стихотворения.
– Докажите словами автора, что увиденные картины природы ему радостны.
– Каким близким по значению словом можно заменить слово «отрадой»?
– Перечитайте про себя вторую часть. Попробуйте представить и рассказать увиденные картины природы. Какие картины вы увидели?
– Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются «эпитеты». Найдите во второй части яркие образные слова, например, такие, как «сонною землею», «полосатыми полями». Какие еще эпитеты использует поэт?
– Для чего поэт использует эти слова?

– Прочитайте третью часть. Остановитесь там, где, как вы считаете, заканчивается эта часть.
– Какое настроение описывает поэт?
– Чтобы выразить печаль и тяжесть на душе в сырой осенний день, поэт сравнивает туман с дымом свинцовым. Этот прием сравнения знакомого явления с другим предметом помогает по-особому увидеть это явление.
– В стихотворении поэт использует литературный прием «олицетворение». Поэт одушевляет самовар и называет его верным другом. В одной только части поэт использует разные приемы. Для чего поэт так пишет стихотворение?
– Дочитываем четвертую часть.
– Что было радостью, утешением для будущего поэта?
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.











– С грустью и печалью.

– Общение с природой вызывало радость.
– Поэт любил родные просторы, леса, поля и нивы. Любил читать книги, слушать рассказы няни.
– Воспоминания о детстве, об окружающей его природе и людях.
– Родился Никитин в Воронеже, в семье купца. Детство его прошло печально, рано умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: «в пустыне рос я сиротой». Любил прогулки на природе, книги и рассказы няни «о блеске чудных царств и гор».
– В стихотворении четыре части.

Читает один ученик. Дети поднимают руки на строке «Под ним узорчатый ковер...».

– Как шли годы детства автора.
– Однообразно – изо дня в день одно и то же, постоянно. Ничто не менялось. Дни были похожи друг на друга.
– «Я помню дом наш деревянный...»
– «Счастливый плод воображенья» – необычный, придуманный кем-то рисунок.
– «Большой диван и круглый стол».
Дочитывают до строчки «Одной был радостью святой» и поднимают руку.

– «С какою тайною отрадой»...; «язык природы одной был радостью святой...»
– Отрада – удовольствие, радость.

– Раннее утро, восходит солнце, золотые лучи пробиваются сквозь облака. Местность холмистая, с красивыми берегами рек. Поля с хлебами.
– Эпитеты: золотистыми волнами, и тень волнистой нивы, восток безоблачный.




– Чтобы читатель мог ярче представить себе картины природы, явления.
Читает один ученик. Дети молча поднимают руку на строчке «Как собеседник, отвечал...».
– Настроение грустное и печальное.
– Поэт хочет показать свои чувства, передать свое настроение, точнее описать каждый предмет.







Читают стихотворение до конца.
– Чтение любимых книг, сказки, рассказанные няней
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

V. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Найти строчки о детстве русских поэтов и писателей, доказать текстом. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать, со-хранять учебные задачи

VI. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Чем интересно было для нас чтение «воспоминаний о детстве»?
– Мы представили картину жизни поэта, его мысли и переживания. Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихотворении, трогают нас, не оставляют равнодушными. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.










– Поэты жили в ХIХ веке, и нам было интересно узнать, как жили люди другого века, что чувствовали, что любили
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



15