Об особенностях преподавания истории в пеницентеарной школе согласно новой концепции
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
РЕВОЛЮЦИЙ 1917 г. И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ»
В 1943 году, в самый разгар второй мировой войны, в нашей стране в массовом порядке начали возникать общеобразовательные школы для подростков, работавших на предприятиях и желавших продолжить свое образование. В 1947 году в планах российской Академии наук впервые появилась тема «Обучение молодежи в школах без отрыва от производства». С этого времени фактически начала формироваться новая частная дидактика – теория и методика общего образования взрослых. Система образования для взрослых практикуется и в условиях Исправительных колоний, т.е. пенитенциарных школах.
Исправительные учреждения предназначены для исполнения уголовного наказания и перевоспитания осуждённых.
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительных колониях являются важной составляющей частью общей системы образования, которая удовлетворяет интересы и потребности личности, общества и государства. Она занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества, играет немаловажную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации, осуждённых в современных социально-экономических условиях. Общеобразовательная школа, основной целью которой является защита личности средствами образования и предоставление ей возможности пополнять и развивать свои знания в различных сферах жизни, предоставляет учащимся-осуждённым возможность выстраивать свое образование в связи с их потребностями и жизненными обстоятельствами.
Вечерняя общеобразовательная школа при исправительном учреждении, как специальный институт социализации, создает возможности для того, чтобы каждый учащийся мог строить индивидуальные траектории с учетом его индивидуальных (возрастных и психологических) особенностей. Учащиеся получают возможность в условиях школы повысить или изменить свой статус, что позволит закончить успешно школу, развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такая подготовка не может заключаться только в формировании у учащихся некоторой суммы знаний в различных учебных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности осуждённого. Я не буду уделять внимания методическим и технологическим основам обучения таких людей.
Но в условиях такой школы нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ведь для многих из них уже само понятие
«обучение» – это проблема. Ученики участвуют в решении различных проблемных задач. Для привлечения решения выдвигаемых на уроке проблем используется подготовленные заранее система вопросов. Ученики нередко проявляют самостоятельность и оригинальность.
Изучение истории и обществознания осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм, ценностях общества. Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных. Работа учителя направлена на то, чтобы осужденный вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.
На сегодняшней конференции рассматривается вопрос о преподавании темы революции 1917 года и Гражданской войны. Могу сказать, что тема только недавно стала актуальной и желанной для изучения. В течении двадцати лет она рассматривалась в негативных красках. И у многих было желание её пролистнуть т. к она была спорная и эти события столетней давности считались не мотивированными и совершёнными «за зря».
Тем не менее интересно наблюдать возврат и удивление от масштабности и осознанности действий участников тех далёких от нас дней. Возвращаясь к учащимся пенитенциарной школы, которые даже не слышали о сути вопроса, а могут апеллировать небольшой терминологией, могу сказать, что у 30 % учащихся всё же проявляется устойчивый интерес к этим темам.
Мы с вами знаем, что формулировка этих тем в Концепции исторического образования в рубрике трудные вопросы звучит следующим образом: «причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне»
У многих вызывает сарказм образ В.И. Ленина, не жалуют и царя-батюшку. А возрастная шкала моих учащихся 20-33 года. От этого становится не по себе, ведь это самый расцвет личности. Поэтому за этот короткий период и хочется не только дать знания, а в первую очередь скорректировать само отношение к желанию знать историю своей родины и гордится ею. Учитель Мельников из фильма 1968 года “Доживём до понедельника» говорит такие слова как «высокая себестоимость ошибок» исторических личностей или «Жорес не учёл, Герцен не сумел, Толстой не до понял, словно в истории орудовала компания двоечников». А ведь за те годы, в которые формировались мои учащиеся понятие о плохом прошлом нашей страны укоренялось, а в прошлом других стран не было ошибок и кровавых революций, а всё в рамках толерантности. Конечно в помощь идут художественные фильмы («Гадюка» «Сорок первый», «Бег», «Ветер», «Даурия», «Ленин в 1918» и многие другие советского периода). Хочу обратить внимание: по интернету много материала по этому периоду созданными нашими коллегами. Интересно. Красочно. Но часто замечаешь следующее: очень чётко преподнесено белогвардейское движение с командующими, территориально, чёткие формулировки, а вот движение Красной армии очень скомкано, не чётко, мало имён героев революции и Гражданской войны. Задаюсь вопросом, что из этого периода лучше успеть дать или борьбу в партии перед Октябрьской революцией, то ли героику Гражданской войны от Центральных районов России до Дальнего востока, на сколько можно минимизировать этот период в расчёте на самостоятельное изучение.
В новой концепции исторического образования эта тема звучит как Россия в годы великих потрясений. В то же время мы видим обозначение как Великая российская революция 1917 года. Так, наверное, к ней и надо относится, как к великой. Кстати я периодически провожу опросы учащихся о настроении и желании изучать ту или иную тему, а может что-то знают по той или иной теме. К концу года у них они появляются, темы в которых он может не только апеллировать понятиями, но и показать причинно-следственные связи.
Тезисы
Учащиеся в колонии строгого режима (20-33 года)
Слышали об этом периоде в основном отрицательно. Нет чёткого понятия о событиях, персоналиях.
Технология проблемного обучения
Кинофильмы + объяснение через переживания героев ( на фоне эмоционального взрыва идёт объяснение на элементарном уровне)
Перестройка преподавателя с высоких материй. Происходит фильтрация материала.
30 % имеет устойчивый интерес к узнаванию темы, частичному её пониманию и рассуждению.