Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №172 город Нижнеудинск»
Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»
Воспитатель: Хамидулина С.В.
Цель: Обнаружить воздух в пространстве; познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его; познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, легкий, теплый – холодный: формировать у детей способность видеть многообразие мира; развивать поисково-познавательную деятельность. Поддерживать инициативу. Сообразительность. Самостоятельность. Развивать речь.
Задачи:
1.Обучающие:
Познакомить с понятиями «Ветер», «Воздух».
Дать понять, что при выдохе, образуется поток воздуха, способный передвигать легкие предметы.
Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
Учить двигаться согласно тексту, по сигналу, повторять движения за воспитателем.
2. Развивающие:
Развивать речь, мышление, внимание, речевое дыхание.
Развивать логическое мышление, познавательную деятельность.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство сопереживания и сострадания, чувство помощи для сказочного персонажа.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, эксперимент, анализ, подведение итогов.
Материал: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары ; трубочки для коктейля (по количеству детей) ; бабочки на веревочке (по количеству детей)
Словарная работа: воздух, прозрачный, невидимый, легкий, теплый, холодный.
Ход:
I. Водная часть
Под песню «Хорошо живёт на свете Винни-Пух» входит мишка Винни с воздушным шариком.
- Здравствуйте, ребята! Я прилетел к вам на воздушном шарике. У вас сейчас что-то интересное будут показывать. А мне можно посмотреть?
- Ой, а где же мой воздушный шарик? (плачет, т. к. шарик сдулся)
Воспитатель:
- Не волнуйся, Винни. Мы обязательно его найдем. Садись и смотри интересное.
II. Основная часть.
1. Воспитатель:
- Смотрите, ребята. У меня в руках два пакета. Давайте посмотрим. Что в этом пакете, а в этом? (ничего, пустые пакеты) .
- Сейчас я вам покажу фокус. Ну-ка, закройте глазки крепко-крепко. (В это время воспитатель надувает один пакет и закручивает) .
- Откроете глазки. Посмотрите, каким стал этот пакет. Как вы думаете, что в пакете? (нет ответов)
Воспитатель дает потрогать руками надутый пакет.
- Давайте откроем его и посмотрим. (Дети смотрят и ничего не понимают) .
Воспитатель:
- Сейчас я еще раз надую пакет воздухом (слово «воздух» выделяем голосом)
- Что у меня в пакете? (воздух - отвечает каждый ребенок)
- А мы видим воздух? (нет)
Воспитатель:
- Воздух прозрачный (повторяет каждый ребенок)
- Воздух увидеть нельзя, он невидимый (невидимый - повторяет каждый ребенок)
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, что воздух вокруг нас, хотя мы его и не видим.
- А теперь давайте поиграем с воздухом.
Будем его ловить: игра «Ловим воздух» (пакетом)
2. Воспитатель показывает ребятам шарик и обращается к мишке:
- А вот и шарик, Винни, твой нашелся.
Винни:
- Мой шарик. (огорчается Винни). Но ведь он сдулся, как же я теперь полечу?
Воспитатель:
- Не плач, Винни, мы что-нибудь придумаем.
- Давайте посмотрим, есть ли в шарике что-нибудь?
Воспитатель показывает еще один шарик, но надутый.
- Смотри, Винни, а вот и шарик твой нашелся. Медвежонок радуется новому шарику.
Воспитатель:А теперь давайте с вами поиграем!
Подвижная игра «Пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой.
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет : "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой большой шарик, наверное, он очень тяжелый.
Воспитатель дает каждому ребенку подержать шарик.
- Какой шарик? («легкий» - отвечает каждый ребенок)
3. Воспитатель:
- Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка). Воздухом дышит человек. А кто еще дышит воздухом? (ответы детей)
- Воздух может быть горячим и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка)
- А теперь сделайте губки трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка) .
Дыхательное упражнение
(в соответствии с текстом)
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нас солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка станет рот,
А теперь на облака и остановимся пока.
4. Мишка:
- Ой, ребята, я вижу у вас еще что-то интересное.
Воспитатель:
- Конечно, Винни, сейчас мы покажем.
- Давайте, ребятки, встанем и тихонько подойдем к столикам. Садитесь, и ты, мишутка.
Воспитатель (снимает накрытую скатерть)
- Что это у меня? (чашечки, трубочки)
- А в чашечках что? (водичка)
Воспитатель:
- Подуйте в трубочку сильно-сильно. Что вы увидели в водичке? (пузырьки)
Воспитатель:
- Это тоже воздух.
- Что это? (спрашивает каждого ребенка)
5. Мишка:
- Как много интересного вы мне показали!. Давайте теперь с вами поиграем.
Гимнастика для глаз
Сел медведь на брёвнышко, (Сидя на стуле, поднимают голову
вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.)
Стал глядеть на солнышко.
- Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть! Прикрывают глаза ладонями
III.Итог
Мишка:
- Спасибо вам, ребятки. Мне пора улетать на своем воздушном шарике. Дети прощаются с Винни-Пухом.
Итоги:
воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде.
15