Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин ФГОС



с. Головатовка, Азовского района
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Головатовская средняя общеобразовательная школа Азовского района
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Головатовской СОШ
Приказ от №
Подпись руководителя Е.В. Гайденко
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Литература»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)основное общее образование, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __102

Учитель Ковган Елена Валентиновна
(ФИО)
Программа разработана на основеПримерной программы по учебным предметам и авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, 2012г.
с. Головатовка2016 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2010г.) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе, учебник-хрестоматия для 9 класса в 2-х частях.Рабочая программа рассчитана на 102 часа ,3 урока в неделю , из которых 14 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В основе Рабочей программы лежат следующие документы:
Ст. 32 Закона «Об образовании»;
Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);
Базисный учебный план;
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г;
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.
Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;− выразительное чтение художественного текста;− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;− анализ и интерпретация произведения;− составление планов и написание отзывов о произведениях;− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Реализация межпредметных связей. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Место предмета «Литература» в учебном плане МБОУ Головатовской СОШ определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение литературы в 9 классе –102 часа, из них на развитие речи - 11 час., контроль – 7 час.
Содержание учебного предмета
Введение(1 час)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы(6+1)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века(13+2)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века (56+11+4)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН (20+4 +1 вн.чт.)
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (15+3+1вн.чт.)
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ (8+1+1вн.чт.)
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (5)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIXстолетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (3+1 вн.чт.)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XXвека (проза М.Шолохова,А.Толстого,М.Булгакова).Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзияЕ. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX—XX века
Обзорные темы.
Тематическое планирование
№ п/п Разделы Кол-во часов на изучение тем Основные виды деятельности
1 Введение 1 2 Древнерусская литература 7 Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических, драматических произведений.
3 Литература 18 века 12 Выразительное чтение лирических произведений.
4 Литература первой половины 19 века 68 ч., из них Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
.
Введение 4 -А.С.Грибоедов13 -А.С.Пушкин25 -М.Ю.Лермонтов20 -Н.В.Гоголь6 5 Литература второй половины 19 века 5 Анализ жанрового своеобразия литературного произведения. Выявление текстов других жанров и определение их роли в литературном произведении. Анализ особенностей композиции литературного произведения. Целостный анализ лирического произведения Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром, композицией и литературным на- правлением. Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира произведения в соотнесении с литературным направлением. Составление плана и подбор цитат к устной характеристике предметного мира произведения.
6 Литература 20 века 4 Письменный ответ на вопрос о художественной функции образа предмета в произведении.
Итого 97 Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока Дата
Название темы урока Домашнее задание
1 02.09 Введение. (1ч)
Роль литературы в духовной жизни человека. Оформить тетрадь
Древнерусская литература. (7 ч) С.6-9.прочитать
2 05.09
07.09
09.09 Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
Прочит. «Слово о полку Игореве»
3 Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве.»С.10-17,отв.на вопросы
4 Патриотическое звучание основной идеи поэмы. Выучить отрывок текста.
5 12.09
14.09
16.09
19.09 Человек и природа в художественном мире поэмы. С.18-25,пересказ статьи
6 Проблематика авторства «Слова». Подготовиться к сочинению. Сост. план
7 Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. С.28-37,прочит. статью,сост. конспект
8 Р.Р.Устное сочинение по «Слову о полку Игореве». Составить план.
Литература 18 века. (12 ч)
9 21.09
23.09
26.09
28.09 Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Индивид.зад.по теме
10 Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Подгот. сообщения по темам.
11 М.В.Ломоносов - воплощение национального гения в русской культуре и науке. Стр.37-42,инд. зад.
12 Г.Р.Державин. Жизнь и судьба поэта. Проанализирт стих.(по вариантам)
13 30.09
03.10
05.10
07.10
10.10
12.10
14.10
17.10 Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин). Сообщения по темам
14 Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Прочитать»Путешествие…»(отдельные главы)
15 Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…» Темы(групповые зад.)
16 Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма с реалистическими тенденциями). Подг. сообщение о Карамзине.
17 Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Н.М.Карамзина. Подг. доклад о произв.Карамзина.
18 «История государства Российского» Н.М.Карамзина как историко-литературный памятник эпохи. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. Стр. 83, выбрать тему сочинения,сост. план
19 Р.р.Сочинение по литературе 18 века. 20 Зачет по литературе 18 века. стр.82-83,отв.на вопр.
Литература первой половины 19 века. (72ч)
21 19.10
21.10
24.10
26.10 Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Стр.84-85,конспект
22 Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского. Зад. по вариантам
23 Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского.Тест. Стр.86-101,
конспект
24 Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Сообщ.о Грибоедове,сост. таблицу,с.105-109
А.С.Грибоедов. (13ч)
25 28.10
31.10 Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Прочит. комедию
26 Творческая история комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Выписать цитаты,подг. хар-ку героев
27 02.11
11.11
14.11
16.11
18.11
21.11
23.11
25.11
28.11
30.11
02.12 Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Подгот.чтение в лицах,с.110-119
28 Идеалы и антиидеалы Чацкого. Тема,хар-ка героев.
29 Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Проанализировать 3 дейтвие комедии.
30 Р.р.Чацкий и Молчалин.Сравнительная характеристика героев. Сост.цитатный план
31 Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Выучить монолог Чацкого.
32 Особенности создания характеров и специфика «грибоедовской» комедии. Темы (по вариантам)
33 Особенности создания характеров и специфика «грибоедовской» комедии. Тест. С.120-127,отв.на вопр. с.129
34 Вн.чт. Проблематика «Горе от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Конпект статьи Гончарова
35 И.А.Гончаров о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».(статья «Мильон терзаний») Подг.к сочинению,сост. план
36 Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 37 Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сообщение о Пушкине,хронолог. таблица
А.С.Пушкин. (25 ч)
38 05.12
07.12
09.12
12.12
14.12
16.12
19.12 Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. С.3-18
39 Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина. Тест. Стих.наизусть40 Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина. Тема, стих.наизусть41 Лирика любви и дружбы в творчестве А.С.Пушкина. С.37-49,стих наизусть
42 Тема природы в творчестве А.С.Пушкина. Стих. наизусть
43 Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. С.19-37.стих. наизусть
44 Вн.чт. Стихи А.С.Пушкина «Вольность», «Сожженное письмо», «Цветок», «Бахчисарайский фонтан». Анализ стих-я (по выбору)
45 21.12
23.12
26.12
28.12
13.01
16.01
18.01
20.01
23.01
25.01
27.01
30.01
01.02
03.02
06.02
08.02
10.02
13.02
Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Прочит. повести
46 Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Тест. Прочит. 2 трагедии
47 Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Сообщение по теме
48 Важнейшие этапы эволюции А.С.Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. Сообщение по теме,инд. зад.
49 «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерии оценки литературных и жизненных явлений. Проанализировать стих-е (по плану)
50 Р.р. Анализ стихотворения А.С.Пушкина. Прочитать «Е.Онегин»
51 «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. С.75-79,сообщение
52 Автор и его герой в образной системе романа. Найти в тексте отрывки,основанные на антитезе.
53 Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Сост. цитатный план
54 Р.р.Онегин и Ленский.Сравнительная характеристика героев. Хар-ка героев(письменно)
55 Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Выучить наизусть письма героев
56 Картины жизни русского дворянства в романе. Тема,инд. зад.
57 Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».ТестКонспект статьи Белинского
58 В.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин». Подгот.к сочинению
59 Р.р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 60 Р.р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Отв. на вопросы с.93-94
61 Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина. Повт. тему
62 Контрольное тестирование по биографии и творчеству А.С.Пушкина. Сообщение о Лермонтове,таблиц М.Ю.Лермонтов. (19 ч) 63 15.02
17.02
20.02
22.02
27.02
01.03
03.03
06.03
10.03
13.03
15.03
17.03
20.03 Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.
С.97-106
64 Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема). Тема,стих. наизусть
65 Тема свободы и одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тема, стих.наизусть66 Патриотическая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. С.106-121
67 Судьба поэта и его поколения в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема,стих.наизусть68 Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова. Тест. Проанализировать стих-е (по плану)
69 Р.р . Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова. Прочит. стих-я.
70 Вн.чт. Стихи М.Ю.Лермонтова «Нищий», «Предсказание», «Молитва». Прочит. пов.»Бэла»
71 «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Тема,прочит. «Максим Максимыч»
72 Своеобразие композиции и образной системы романа«Герой нашего времени». Тема,прочит. «Тамань»
73 Автор и его герой в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Прочит.«Княжна Мери»,тема.
74 Индивидуализм Печорина ,его личностные и социальные истоки. Прочит.«Журнал Печорина»,тема.
75 22.03
03.04
05.04
07.04
10.04
12.04
14.04 Печорин в ряду других персонажей романа. Отвечать на вопросы.
76 Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Тема,групповые зад.
77 Мастерство психологической обрисовки характеров в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени». Повт. Тему,подготовиться к тесту
78 «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. Тест. Конспект статьи Белинского
79 В.Г.Белинский о романе М.Лермонтова «Герой нашего времени». Подг.к сочинению.
80 Р.р.Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 81 Р.р.Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Сообщение о Гоголе,таблица14.04
17.04
19.04
21.04
24.04
26.04
28.04
03.05
05.05
10.05
12.05
15.05
17.05
Н.В.Гоголь. (6 ч.) 82 Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. С.143-152
83 Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы , «Повесть о капитане Копейкине»). С.152-170,конспект
84 Народная тема в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Хар-ка Чичикова,сост.план85 Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Тема,инд. зад.
86 Фигура автора и роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Отв. на вопр. с.170-171
87 Художественное мастерство Н.В.Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Подготовка к домашнему сочинению. Тест. Сост. план по одной из тем(с.171)
Литература второй половины 19 века (обзор).(5ч.) 88 Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890г. Расцвет социально-психологической прозы. Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина. Конспект,биогафияТютчева,Фета.
89 Лирическая ситуация 50-80г.19 века (поэзия Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Стих. Тютчева наизусть
90 Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра. С.181-187
91 Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Сообщение по теме
92 Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 века. С.197-199,конспект
Литература 20 века (обзор). (4 ч) 93 Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник». С.199-202,конспект,вопросы
94 17.05
19.05
21.05 «Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи. Итоговое тестирование. С.202-206,конспект
95 Вн.чт. Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова). Прочит.рассказы96
Литературный процесс 50-80 г. Новейшая русская проза и поэзия 80-90г. Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. 97 24.05 Итоговый урок Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Программа Учебное пособие Методическое обеспечение
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев Москва, «Русское слово», 2010 год. Литература 9 класс. С.А.Зинин, В.И.Сахаров,В.А.Чалмаев Москва, «Русское слово», 2015 год. 1.Ф.С.Соловьева «Уроки литературы 9 класс. Методическое пособие». М., «Русское слово»,2012 год.
2.И.А.Фогельсон «Знания. Умения. Навыки. Урок литературы 9класс». М., «Просвещение», 2009 год.
3. .«Литература. Тесты 5-9 классы». М., «Дрофа», 2009 год.
4.Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова «Литература в 9 классе. Урок за уроком». М., «Русское слово», 2010 год.
5. Л.В. Чернец «Школьный словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 2007 год.
График контроля
Дата Зачет Тест Сочинение
14.10 +
17.10 + 24.10 + 23.11 + 30.11 +
02.12 +
23.12 + 06.02 +
08.02 +
10.02 + 03.03 + 07.04 + 12.04 +
14.04 +
26.04 + 17.05 + Итого 1 8 3
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
№1 Зачет
1. Кто написал комедию «Недоросль»?
а) А.С.Пушкин в) М.В.Ломоносовб) М.Ю.Лермонтов г) Д.И.Фонвизин
2. Художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве 17-18 века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам античной литературы как идеальному эстетическому эталону.
а) романтизм в) реализм
б) классицизм г) сентиментализм
3. Какая основная тема поднята в комедии «Недоросль»?
а) семейного счастья в) маленького человека
б) воспитания г) отцы и дети
4. Какой из жанров, ниже перечисленных, использовал М.В.Ломоносов?
а) роман в) стихотворение
б) ода г) песня
5. К какому литературному течению можно отнести комедию Д.И.Фонвизина « Недоросль»?
а) классицизму в) романтизму
б) сентиментализму г) реализму
6. Общеевропейское направление второй половины 18 века, в основе которого культ естественного чувства, природы.
а) сентиментализм в) романтизм
б) классицизм г) реализм
7. Кто написал повесть «Бедная Лиза»?
а) Н.М.Карамзин в) В.Г.Державинб) М.В.Ломоносов г) Д.И.Фонвизин
8. К какому литературному течению можно отнести повесть «Бедная Лиза»?
а) сентиментализму в) романтизму
б) классицизму г) реализму
9. В каком городе происходили события, описанные в повести «Бедная Лиза»?
а) Киев в) Москва
б) Париж г) Санкт-Петербург
10. Как заканчивается повесть «Бедная Лиза»?
а) побегом героев из дома в) гибелью героини
б) свадьбой г) добрым расставанием
11. Выберите из ниже перечисленных имя героя повести «Бедная Лиза»:
а) Эрнест в) Эдуард
б) Эраст г) Еврипид
12. Какова основная тема повести «Бедная Лиза»?
а) любви в) чести
б) смерти г) греховного падения.
13. Ответьте на вопрос: почему Лизу Карамзин назвал «бедной»? Дайте краткую характеристику героини.

№10 Итоговый тест
1. Древнерусская литература относится к (выберите верный ответ):
А. -  12 веку Б. – 11-13 векам В .– 11-17 векам
2. Произведения древнерусской литературы – это (выберите лишнее):
А. –  «Повесть временных лет» В. – «Слово о полку Игореве»
Б. – «Горе от ума» Г.– «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Д. - «Евгений Онегин»
3. Литературные направления в русской литературе возникли (выберите верную дату):
А. классицизм -            17 век, 18 век Б. сентиментализм - 18 век, 19 век
В. романтизм -          19 век,  20 век
4. Авторы и произведения русской литературы 18 века – это (выберите лишнее):
А. -  М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…1747 года» В. - М. А. Шолохов. «Судьба человека»
Б. - Г.Р. Державин «Фелица» Г. -   Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Д. - Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
5.  Русские романтики – это (выберите лишнее):
А. -  К.Ф. Рылеев В. -  А.С.Пушкин Д. - А.Н. Островский
Б. -  В.А.Жуковский Г. -  М.Ю. Лермонтов
6. А.С. Грибоедов.  Комедия «Горе от ума». Кому из героев принадлежат следующие слова
(выпишите верный ответ):
А. «И дым Отечества нам сладок и приятен» -       (Фамусов, Чацкий)
Б. «Герой не моего романа»  -                                  (Лиза, София)
В. «Злые языки страшнее пистолета» -                (Лиза, София)
Г. «Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца» -                            (Молчалин, Фамусов)
7. С. Пушкин. Даты, события (выберите верный ответ):
7.1. А.С.Пушкин родился
А. в Москве Б.  в Санкт-Петербурге В. в Михайловском
7.2. В Лицее Пушкин написал:
А. «Воспоминания в Царском Селе» Б. «Деревня» В. «Лицинию»
7.3. Кто из великих поэтов 18 века  «в гроб сходя, благословил» поэта?
А. Ломоносов Б. Державин
7.4.19 октября в жизни А.С. Пушкина:
А. день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями
Б. день окончания Лицея.
7.5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась
А. 27 января 1837 года Б. 6 июня 1837 года
8. Лирика А.С.Пушкина. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже? (выберите правильный ответ):
8. 1. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. «К Чаадаеву» Б. « К морю»
8.2 . Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А. «Осень» Б. «В Сибирь»
8. 3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А. «Я вас любил» Б.  «К ***»
9. Роман «Евгений Онегин». О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках?
(выберите правильный ответ):
9.1. Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно….
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера.
А. Евгений Онегин Б.  Владимир Ленский
9.2. С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
А. Евгений Онегин Б.  Владимир Ленский
9.3. Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
А. Ольга Ларина Б. Татьяна Ларина
9.4. Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А. Ольга Ларина Б. Татьяна Ларина
10.  Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос
10.1. Почему Татьяна влюбилась в Онегина:
А.   Как он, она была одета Б. И в сердце дума заронилась;
Всегда по моде и к лицу Пора пришла, она влюбилась.
10.2. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:
А. Но обмануть он не хотел Б. Он уезжает со двора,
Доверчивость души невинной. Спокойно дома засыпает
10. 3. Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским:
А. В разборе строгом Б.                       …в это дело
Он обвинял себя во многом… Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист….
И вот общественное мненье!
10.4. Почему Татьяна, выйдя замуж, не отвечает на чувства Онегина:
А. Из «боязни тайной, Б. Я вас люблю (к чему лукавить)
Чтоб муж иль свет не угадал Но я другому отдана;
Проказы, слабости случайной» Я буду век ему верна.
11. Изображение дворянства в романе (выберите верный ответ):
11.1.   Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна
Иван Петрович так же глуп…
А. поместное дворянство Б. светское общество
11. 2. Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством…
А. поместное дворянство Б. светское общество
12. М.Ю.Лермонтов. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже (выберите правильный ответ):
12.1. Погиб Поэт! – невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести.
Поникнув гордой головой!...А. «Поэт»                      Б. «Смерть Поэта»
12.2. Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
А. «Родина» Б. «Молитва»
13. М.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (выберите правильный ответ):
13.1. Герой какого исторического времени представлен в романе
А. 10-20 годов 19 века Б. 30-х годов 19 века
13.2. Главный герой романа –
А.   Григорий Александрович Печорин Б . Бэла В. Максим Максимыч13.3. В первой части романа повествование ведется от лица:
А. Максима Максимыча Б. Печорина В. автора
13.4. Во второй части романа повествование ведется от лица:
А. Максима Максимыча Б. Печорина В. автора
13.5. Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»
А. «скрытности характера» Б. «скованности характера»
13.6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»
А. « злого нрава, или глубокой постоянной грусти» Б.   «внутренней болезни, или холодного ума»
13.7. Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов
19 века, оказался «лишним человеком»? Завершите цитату, отвечая на вопрос
«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»
А. «не угадал цели в своей жизни…» Б. «не угадал этого назначения…»
14.Н.В. Гоголь.
14. 1.Жанр  «Ревизора» (выберите правильный ответ):
А. трагедия Б. комедия
14.2. «Мертвые души» - это
А. роман Б.   поэма
14.3. Основа сюжета
А. афера Чичикова Б. глупость помещиков В. жадность чиновников
14.4. Главный герой поэмы Гоголя –
А. собирательный образ помещиков и чиновников николаевской России
Б. собирательный образ Родины В. забитый, но трудолюбивый русский народ Г. Чичиков
14.5. Завершите цитату: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и …»:
А. «пошел себе добывать пропитание» Б. «пошел себе по дрова»»
В. «пошел рубить себе новую избу»
14.6. Завершите цитату: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою…»:
А. «все свои сбережения…» Б. «все свое человеческое достоинство…»
В. «все человеческие движения…»
14.7.Завершите цитату: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»:
А. «нет ответа» Б. «Не дает ответа»
В. «Молчит Русь, только чудным звоном заливается колокольчик»
15. Какое из произведений не принадлежит перу И. С. Тургенева:
А. «Бесприданница» Б. «Первая любовь» В. «Отцы и дети» Г. «Утро туманное...»
16. Соотнесите названия произведений и их авторов:
16.1. «Умом Россию не понять...»; А. А. А. Фет
16.2. «Поэт и гражданин»; Б. Ф. И. Тютчев
16.3. «Нет, я не Байрон...»; В. Н. А. Некрасов
16.4. «Я пришел к тебе с приветом…» Г. М. Ю. Лермонтов
17. М.Горький17.1. Основоположником какого литературного направления является А. М. Горький:
А. романтизм В. критический реализм
Б. сентиментализм Г. социалистический реализм
17.2. Какое утверждение неверно:
А. «Макар Чудра» — первый опубликованный рассказ А. М. Горького
Б. повесть «Мои университеты» посвящена воспоминаниям об учебе А. М. Горького в Казанском университете
В. ранние рассказы А. М. Горького носят романтический характер
Г. легенда о любви Лойко Зобара и Радды рассказана Макаром Чудрой18. М.А.Булгаков18.1. Определите временные рамки «человеческой» жизни героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Шарика:
А. один год Б. один месяц В. в течение весны Г. с Рождества до Пасхи
18.2. Какой афоризм НЕ принадлежит одному из героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», профессору Преображенскому:
А. «Лягушка жены не заменит» В. «Не читайте советских газет»
Б. «Пропал Калабуховский дом» Г. «Разруха не в клозетах, а в головах»
19. М.А.Шолохов19.1. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» повествуется:
А. о жизни Андрея Соколова и его семьи в годы гражданской войны
Б. о времени Великой Отечественной войны
В. о Первой мировой войне; Г. о коллективизации
19.2. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» впервые опубликован:
А. в годы Великой Отечественной войны В. в 1956 г.
Б. сразу после войны Г. в 1987 г.
19.3. Как зовут главного героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?
А. Степан Астахов В. Андрей Соколов
Б. Анатолий Соколов Г. Григорий Мелехов
Проверочный тест «Русская литература XVIII века»
Установите соответствие
1. древнерусская литература А. Н. Карамзин
2. литература Нового времени Б. А.Кантемир3. классицизм В. В.Жуковский4. сентиментализм Г. светская литература
5. романтизм Д. анонимность литературы
2. М. В. Ломоносов – мастер
А. комедии В. оды
Б. мистерии Г. эпитафии
3. Выберите нужное слово
Ода – жанр (низкого, среднего, высокого) «штиля».
4. Выберите нужное слово
«Ода на день восшествия … Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова - (похвальная, духовная) ода.
5. Стихотворение М. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» - переложение произведения
А. Эсхила В. Державина
Б. Горация Г. Пушкина
6. Оду «Фелица» Г.Р.Державин посвятил
А. Павлу I В. М.В.ЛомоносовуБ. Александру I Г. Екатерине II
7. Установите несоответствие. Особенности басен И.А.КрыловаА. эпичность В. лиричность Д. аллегоричность
Б. иносказательность Г. народность Е. поучительность
№2 Тест по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1. «Евгений Онегин» - произведение
А) реалистическое Б) романтическое В) соединяет в себе черты обоих методов
2. Евгений Онегин – это герой
А) положительный Б) отрицательный В) нельзя сказать однозначно
3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?
А) «даль свободного романа» Б) «собранье пёстрых глав» В) и так, и так
4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?
А) Александра I Б) Наполеона В) Байрона
5. Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?
А) воплощает её представление об Онегине как о демоническом герое
Б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина
В) выражает авторскую иронию по поводу суеверия Татьяны
6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?
А) чтобы наказать его за жестокую холодность
Б) потому что с точки зрения её нравственности узы священного брака нерушимы
В) потому что она не может и не хочет строить своё счастье на несчастье другого человека
7. Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?
А) да, потому что он серьёзно страдает
Б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама
В) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия
8. Какая проблема была для Пушкина наиболее важной в романе?
А) проблема социальной свободы Б) проблема воспитания дворянкой молодёжи
В) политическая проблематика
9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию?
А) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну
Б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам
В) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина
10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?
А) ничем Б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин – романтиков
В) Татьяна читала любовную литературу, Онегин – философскую
11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?
А) потому что отражает характерные черты своей эпохи
Б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла
В) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все времена
№3 Тест «Русская литература первой половины XIX века»
1. Четвёртое лишнее
Жанры русской литературы начала XIX века
А. элегия, баллада, былина, басня
Б. поэма, комедия, роман, повесть
В. романтическая поэма, героическая поэма, философско-историческая поэма, прозаическая поэма
2. Найдите несоответствие. Баллады В. Жуковского
А. Светлана В. Сельское кладбище
Б. Людмила Г. Лесной царь
3. Найдите несоответствие. Ведущие проблемы лирики А.ПушкинаА. в чём сущность поэзии В. какова цена свободы
Б. каково назначение поэта Г. какова роль поэта в обществе
4. Четвёртое лишнее. Темы произведений А.С. Пушкина
А. «К Чаадаеву», «Узник», «Мадонна», «Вольность»
Б. «Пророк», «Арион», «Памятник», «Няне»
5. Поэма «Цыганы» А.С.Пушкина – произведение
А. классицизма В. романтизма
Б. сентиментализма Г. реализма
6. Найдите несоответствие. Повести цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»
А. Моцарт и Сальери В. Каменный гость
Б. Бахчисарайский фонтан Г. Скупой рыцарь
7. Повесть А.Пушкина «Пиковая дама» - произведение
А. о судьбе В. о пороках
Б. о любви Г. о мести
8. Найдите несоответствие. Роман А.Пушкина «Евгений Онегин» - это произведение, в котором
А. жанр – роман в стихах
Б. сюжет – изображение российской жизни и природы
В. основной образ – образ уездного города
Г. время литературное соотносится с историческим временем
9. Тема поэта и поэзии отсутствует в стихотворении М.ЛермонтоваА. «Ангел» В. «Смерть поэта»
Б. «Пророк» Г. «Поэт»
10. Найдите несоответствие. Тема судьбы прослеживается в следующих стихотворениях М.ЛермонтоваА. «Выхожу один я на дорогу» В. «Я не унижусь пред тобой…»
Б. «Ангел» Г. «Утёс»
11. В поэме «Мцыри» М Лермонтова не раскрывается тема
А. узника В. свободы
Б. выбора Г. отцов и детей
12. Найдите несоответствие. «Лишний человек» - тип дворянина, отчуждённого от своей социальной среды
А. Чайльд Гарольд В.Григорий Печорин
Б. Пётр Гринёв Г. Александр Чацкий
13. Главный образ комедии Н. Гоголя «Ревизор»
А. Хлестаков В. городничий
Б. уездный город Г. судья
14. Найдите несоответствие. Черты характера, определяющие личность Чичикова – героя произведения Н.Гоголя «Мёртвые души»
А. корысть В. предприимчивость Д. патриотизм
Б. эгоизм Г. психолог Е. энергичность
15. Установите соответствие
1. Манилов А. Дубинноголовая2. Ноздрёв Б. Прореха на человечестве
3. Коробочка В. Хозяин своего мирка
4. Собакевич Г. Помещик без задора
5. Плюшкин Д. Исторический человек
№4 Тест «Русская литература второй половины XIX века»
1. Найдите несоответствие. «Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова – это роман
А. социальный В. философский
Б. психологический Г. религиозный
2. Это «поэма о пройденном пути». О каком жанре идёт речь?
А. стихотворения в прозе В. роман «Отцы и дети»
Б. повесть «Ася» И.Тургенева Г. очерки «Записки охотника»
3. «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить».
Эти слова принадлежат
А. Пушкину А.С. В. Тютчеву Ф.И.
Б. Лермонтову М.Ю. Г. Фету А.А.
4. Установите соответствие среди произведений А.А.Фета1. любовная лирика А. «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
2. пейзажная лирика Б. «На заре ты её не буди…»
3. философская лирика В. «Вечер»
5. Стихотворение Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» посвящено
А. З.Н.Некрасовой В. Е.А. Некрасовой
Б. А.Я. Панаевой Г. В.Н.Асенковой