Социальное проектирование с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

ГБОУ СКОШИ № 17, г. Москва

Социальное проектирование с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

Автор: Осенникова Марина Владимировна, старшая вожатая

ВВЕДЕНИЕ. Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия, в 70% случаев фиксируется речевое и эмоционально-волевое недоразвитие.
Тем не менее, как показала практика, дети с ДЦП способны заниматься проектной деятельностью.
В современных условиях, особую социально - педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и повышения эффективности обучения школьников с ДЦП для решения вопросов социальной адаптации, данной категории детей среди сверстников.
Анализируя существующую ситуацию путем выявления социальных факторов развития, которые уже имеются в школе-интернате, было решено создать новый механизм построения воспитания, через работу детей с ДЦП по написанию социальных проектов.








Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается:
деятельность социально значимая, имеющая социальный эффект;
деятельность результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) "продукта", имеющего для воспитанника практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
деятельность задуманная, продуманная и осуществленная воспитанником;
деятельность в ходе которой воспитанник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
деятельность через которую формируются социальные навыки воспитанника.
Т. О. Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении.
Цель социального проектирования:
привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
формирование социально-личностных компетенций: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
закрепление навыков командной работы.


Начало работы.
Первый опыт
Работы с социальными проектами был получен в 2011-2012 учебном году, когда Ученический Совет создал проект «Смотри на меня как на равного», проект был успешен и в течение учебного года получил призовые места на 8 окружных и городских конкурсах социальных проектах и социальной рекламы. Работа над социальным проектом вызвала большой интерес учащихся и была продолжена в текущем учебном году.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
В 2013-2014 учебном году Ученический совет нашего интерната принял решение вновь заняться социальным проектированием.
Новый проект называется «Достань из кармана улыбку»
Целью проекта стало:
( Проведение комплекса мероприятий (мониторинг, тренинги общения, школьные конкурсы фотографий, стихотворений, декоративно-прикладного творчества и большой заключительной школьной игры) с целью улучшения школьной атмосферы дружеских и товарищеских отношений, повышения доброжелательности и хорошего настроения в школьном коллективе.
Для реализации проекта составлен план работы Ученического Совета на учебный год, и в рамках проекта уже проведены следующие мероприятия:
Проведена ученическая конференция 5-12 классы. По выборам членов Ученического Совета. 12.09.13:
От 12 класса: Фирюлина Татьяна, Иткинсон Александр От 11а класса: Копытов Алексей, Чукардин Дмитрий От 10а класса: Старостина Мария, Калинин Никита От 9а класса: Чуприн Юрий От 8а класса: Медведкова Юлия От 7а класса: Терехова Елизавета От 6а класса: Сахапов Ильдар и Евсигнеев Евгений От 5а класса: Маков Сергей и Гусев Максим
16 сентября 2013 года прошло первое заседание Ученического Совета в новом составе. Ребята выбрали председателя Ученического Совета – Фирюлину Татьяну и ее заместителя – Старостину Марию. Так же ребята обсудили план работы Ученического Совета на год и на месяц.
Каждую неделю проводится заседание Ученического Совета
В сентябре – ноябре были проведены три мониторинга, это:
Мониторинг о необходимости введения школьной формы
Мониторинг по вопросам питания в школьной столовой
Мониторинг социализированности.
Также во всех классах проведены тренинги общения:
Тренинг общения 11-12 классы, «Слово + слово = общение»
Тренинг общения в виде деловой игры для обучающихся 5- 8 го классов "Умеем ли мы общаться?"
Тренинг общения «Учимся дружить», 8-10 классы (18.11.13)
Внеклассное мероприятие с элементами тренинга «Расскажи об улыбке»,5-6 классы
Проведен школьный интерактивный конкурс фотографий «Достань из кармана улыбку», на конкурс было получено 73 фотографии в три номинации, награждение по итогам конкурсов прошло на новогодних праздниках.
Проведена Новогодняя дискотека: ребята сами собрали по классам заявки на музыкальные композиции, подготовили музыку, подготовили и провели новогодние конкурсы.
Представители Ученического совета выставили свой проект на городской конкурс и заняли первое место. Для этого:
Подготовлены материалы проекта, предлагаю вам посмотреть социальный ролик, который смонтирован в поддержку проекта
Проект прошел отбор в заочном окружном туре конкурса
Команда представителей Ученического Совета победила в городском конкурсе социальных проектов ученической общественности города Москвы «ИЗМЕНИМ МИР К ЛУЧШЕМУ!»,. Который был проведен во дворце пионеров на Воробьевых горах 22 ноября 2013 года
Затем нас пригласили выступить в проектном форуме ученической общественности Москвы «Изменим мир к лучшему!  Кто, если не мы?», Который был проведен во дворце пионеров на Воробьевых горах 12 декабря 2013 года. В результате этих игр мы получили диплом первой степени и экскурсию в офис компании ГУГЛ.
Планы на второе полугодие:
Работа над проектом была продолжена:
Январь
Проведение школьного конкурса стихотворений «Достань из кармана улыбку»

Февраль
Проведение школьного конкурса на лучший смайлик

Март
Разработка правил итоговой игры, подготовка к проведению игры

Апрель
Итоговое мероприятие:
«Игра «Достань из кармана улыбку».
Примерная программа: В  этот день правилом в интернате становится улыбка. У всех школьников заготовлены заранее «мешочки со смайликами» и они выдают их, например, тем, кого увидели нахмурившимися или просто  тем, кто им нравится. При этом в течение дня на переменах и во внеурочное время проводится комплекс мини-игр по передаче друг другу хорошего настроения и обмену смайликами.  
На следующий день учащимся предлагается  написать маленькие отзывы-сочинения о том, какое впечатление оставил у них этот день, и подводятся итоги конкурсов, проводимых в течение учебного года.


Проект был представлен на школьном и окружном турах конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» и получил диплом Iстепени.
Проект был выставлен и на городском конкурсе научно-технических и творческих проектов на базе школы № 1406
Вывод:
Проектная деятельность формирует социальный опыт школьников с ОВЗ в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.