Модель государственно-общественного управления ОУ
Модель системы государственно-общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ»
Для целенаправленной работы по управлению общеобразовательным учреждением, повышению его уровня развития требуется грамотная, научная организация системы государственно-общественного управления. На данный момент это можно обозначить, как стратегическое направление развития школы. Представляемая модель характеризуется следующими особенностями:
- практикоориентированность – данная модель определяет конкретную структуру, состав, функции органов государственно-общественного управления;
- функциональность – определены функции каждого органа самоуправления образовательного учреждения;
Основными функциями модели являются:
- нормативно-регламентирующая – определена нормативно-правовая основа создания и функционирования системы государственно-общественного управления образовательным учреждением;
- прогностическая – определены целевые установки, риски, принципы, условия, эффекты, основные подходы к алгоритму создания модели государственно-общественного управления образовательным учреждением;
-аналитическая - содержит анализ внутренних и внешних факторов функционирования, формирования и развития государственно-общественного управления образовательным учреждением;
-критериально-оценочная – разработана система целевых индикаторов в деятельности государственно-общественного управления образовательным учреждением;
- организационная – разработана организационная структура государственно- общественного управления.
Полагаю, что данная модель отвечает запросам нашего образовательного учреждения и будет способствовать переходу работы на качественно более высокий уровень организации и управления в целом. В современных социокультурных условиях действенность развития школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется взаимодействие всех ее звеньев.
Общие положения становления и развития модели государственно-общественного управления образовательным учреждением
Становление и развитие данной модели государственно-общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ» возможно потому что есть совокупность внешних и внутренних условий.
Внешние условия:
- готовность к самостоятельному определению стратегии развития;
- создание четких правовых норм и организационных условий;
- вариативность – важное условие формирования системы государственно- общественного управления;
-появление «горизонтальных» управленческих структур в форме Управляющих советов и др.
Внутренние условия:
-региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования;
-руководитель школы понимает перспективность этих форм;
-у школы есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности, есть опыт, который можно развивать и переносить на более высокий уровень;
-у школы есть реальные достижения в развитии школьного самоуправления, детского коллектива по привлечению учащихся к проведению всевозможных мероприятий, проектной деятельности;
-в достаточной степени развита активность, организованность граждан. Их заинтересованность в делах образовательного учреждения и др.
При наличии выше перечисленных условий появляется возможность и в процессе модернизации необходимость создания единого образовательного пространства, включающего в себя, помимо государства, школьного сообщества (педагогов, учащихся, родителей), социальных партнеров и всех заинтересованных лиц социума.
Цели, принципы и задачи государственно – общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ»
Суть деятельности системы государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций школы.
Целью создания системы государственно-общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ» является постановка проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширение коллегиальных, демократических форм управления, воплощение в жизнь государственно-общественных принципов управления; развития социального партнерства в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
-уточнение миссии образовательного учреждения в социуме;
-распространение эффективной модели государственно-общественного управления, публичной отчетности, общественной экспертизы;
-развитие системы подготовки всех категорий общественных управляющих – членов органов государственно-общественного управления;
-увеличение масштабов информирования населения о возможностях общественного участия в управлении, результатах работы органов государственно-общественного управления, реализации мер, направленных на повышение мотивации граждан к участию в управлении образовательным учреждением;
-обеспечение эффективного взаимодействия различных уровней и форм общественного участия в управлении, развитие сетевого взаимодействия участников государственно-общественного управления, формирование саморегулируемого объединения участников государственно-общественного управления;
-внедрение технологии проектного менеджмента в управленческую деятельность;
-формирование экономических механизмов для инвестиционной привлекательности школы.
Модель государственно-общественного управления образовательным учреждением основана на следующих стратегических документах и направлена на обеспечение демократического характера управления школой, формирование ее открытости и инвестиционной привлекательности:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон № 83-ФЗ 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы;
- Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 г.;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;
- Письмо МО РФ № 22-06-1024 от 03.08.2004 г. «Об активизации государственно- общественного управления образовательным учреждением»;
- Письмо МО РФ № 14-51-131 от 14.05.2004 г. «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов образовательных учреждений»;
- Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 04.09.2013г. №56-ЗС;
Программа «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2013-2016 годы»;
- Устав МБОУ «Селекционная СОШ»;
- Локальные акты МБОУ «Селекционная СОШ».
Данная модель государственно-общественного управления строится на основе следующих принципов:
-открытости (вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации);
- равноправия (все участники школьного соуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе);
-выборности (в соответствии с ним органы соуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов);
-демократии (предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса);
-законности (необходимость неукоснительного следования органов соуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам);
- целесообразности (деятельность органа соуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);
- представительства (первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах соуправления);
- гуманности (органы соуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка);
- коллегиальности и персональности (коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения);
- совета и согласия (перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа соуправления);
- распределения полномочий (четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного соуправления);
- отчетности (все избранные органы соуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.
Расширение общественного участия в формировании образовательной политики школы и управлении образовательным учреждением даст следующие эффекты:
- привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;
-обеспечение материально-технического развития образовательного учреждения;
- удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества;
- разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;
- рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении школой, помощи образовательному учреждению;
- принятие (повышение) ответственности общественности в отношении школы;
-рост доверия общества к школе, результатам ее деятельности, улучшение имиджа школы;
-расширение социального партнерства;
-развитие культуры управления (менеджмента) в образовательном учреждении;
-рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к оценке и стимулированию качества образования;
-разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и обеспечение защиты образовательного учреждения;
-повышение открытости системы образовательного учреждения для преодоления корпоративно-профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности;
-повышение интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении ОУ;
-реализация права субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательным учреждением.
В ходе реализации данной модели получат распространение следующие ценности:
-соблюдение законности в деятельности всех органов государственно-общественного управления школой;
-реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
-приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;
-добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образовательным учреждением;
-участие общественных органов в управлении всеми направлениями деятельности образовательного учреждения;
-сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления школой;
-открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образовательным учреждением;
-принятие решений на основе достоверной информации о деятельности школы;
-контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса.
Функции органов государственно-общественного управления
МБОУ «Селекционная СОШ»
Устанавливает режим занятий обучающихся;
Определяет время начала и окончания занятий.
Осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
Согласовывает:
компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования ("школьный компонент");
профили обучения в старшей школе;
выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
программу развития образовательной организации;
Согласует по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год.
Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования.