Особенности развивающей предметно-пространственной среды методического кабинета
Особенности развивающей предметно-пространственной среды методического кабинета
Автор: Морозова Ирина Михайловна
старший воспитатель МБДОУ ДСКВ №24
п. Советский МО Ейский район
Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно -образовательного процесса.
Творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.
Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому моя задача, как старшего воспитателя детского сада - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Организуя работу методического кабинета, я помнила главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Поэтому я сосредоточила информацию об учреждении, авторские разработки, годовой план, материалы педсоветов и т.д.
Чтобы успешно решить задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, подбирается для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывается его систематизация. Материал методического кабинета я рассортировала на несколько разделов: нормативные инструктивные материалы, методические материалы, методическая и справочная литература, дидактический и наглядный материал, ТСО.
Важное место в работе кабинета отвожу правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада условно разделила на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.
Ядром педагогического кабинета считаю методическую литературу по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача
обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Постоянно пополняем этого арсенала педагогической мысли. Слежу за выходом социальной методической литературы, и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказываю необходимую литературу. Размещаю методическую литературу по областям: «Физическое развитие», «Социально- личностное развитие», «Игра», «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Так же в методкабинете существует и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.А. Венгер, д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.
В разделе «Справочная литература» размещены различные энциклопедии, справочники, журналы для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг есть словари: «Толковый словарь русского языка» В. Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, «Педагогический словарь», «Словарь по этике».
Значительное место отводятся в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад» и др. Материал изучается и систематизируется, затем предлагается педагогам для ознакомления.
В методическом кабинете собраны нормативные и инструктивные материалы в соответствии с ФГОС ДО, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Вестнике образования» — справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание».
Имеются документы, определяющие характер деятельности педагогов:
«Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», ООП ДО, с которыми ознакомлены все сотрудники
ДОУ.
Отдельно находятся методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием, планы методических мероприятий, работы с родителями и т.д. Однако это не только тот печатный материал, который поступает из вышестоящих организаций. Методические рекомендации — это в первую очередь материал, который готовится в помощь своим воспитателям, в виде памяток, советов, рекомендации для педагогов ДОУ. Например: «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» и другие.
В методическом кабинете собран материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, соответствующим образом оформлен в виде коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта:
- доклады, представленные на педсовете,
- из опыта работы; выступления на МО;
- детские работы;
- конспекты занятий;
- перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
- высказывания детей;
- вопросы к беседам;
- фотографии деятельности детей;
- сценарии праздничных утренников и развлечений;
- проведенные открытые мероприятия воспитателя, их результаты и выводы; - рекомендации по использованию опыта другими воспитателями;
- отчеты по итогам проведенного мероприятия;
- копилка проектов.
В методическом кабинете хранится наглядный материал. Этот материал используется педагогами для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, иллюстрации, литература для детей, подборка стихов по теме и т.д.).
Рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы.
Создан банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях).
Выставки в детском саду являются одной из широко распространенных форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы педагогов, повышают заинтересованность, содействуют развитию их творческой активности.
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Педагогу на заметку», «Школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «В помощь воспитателю», — и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
К эпизодическим выставкам относятся следующие: «Новинки литературы», «Готовим педсовет».
В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей «Методический уголок», на котором помещается: расписание занятий, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).
В методическом кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. Такой материал собран под разными рубриками: « Адаптация ребенка в ДОУ», «Здоровое питание», «Закалка, спорт и движение», «10 правил воспитания ребенка», «О правилах дорожного движения», «Книжки в вашем доме » и другие. Накопленным материалом часто пользуются педагоги. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое, многое другое. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.
Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо, чтобы все формы организации работы педагогического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост. Не менее важной задачей старшего воспитателя является формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию авторской модели дошкольного учреждения, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей. Методический имеет необходимое техническое и компьютерное оснащение, подключён к сети Интернет, благодаря чему педагоги имеют свободный доступ к информации.
Таким образом, методический кабинет является лабораторией творческого труда воспитателей, где каждый педагог приносит новые знания, новые мысли и идеи, обогащая свой опыт.