Урок физкультуры XXI века глазами судьи

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва


Назад в будущее?
«Урок физкультуры XXI века» глазами судьи

Завершился первый этап Всероссийского конкурса «Урок физкультуры XXI века». О том, как осуществлялось оценивание конкурсантов и с чем пришлось столкнуться организаторам конкурса, – глазами одного из членов конкурсной комиссии.

Судейская арифметика: кто, где и как?
Всего в оргкомитет конкурса поступило около 1700 заявок. В связи с этим состав оценочной комиссии был расширен до 27 человек (см. табл. 1).

Таблица 1

Состав оценочной комиссии конкурса «Урок физкультуры XXI века»
№ п/п
Фамилия, имя, отчество
Должность

1
Головачева Людмила Борисовна
Член Президиума Федерации фитнес-аэробики России (ФФАР). Президент ФФАСО

2
Левкин Алексей Александрович
Менеджер по развитию и выставочной деятельности. МСМК по спортивной аэробике. Чемпион Европы

3
Анисимова Марина Вячеславовна
Методист Департамента образования г. Москвы. Почетный работник общего образования РФ

4
Козырев Василий Станиславович
Исполнительный директор ФФАР. Руководитель Департамента спецпроектов Русской фитнес-группы (РФГ)

5
Мирошниченко Елена Владимировна
Директор направления «детский фитнес» РФГ

6
Галенко Мария Анатольевна
Учитель ГОУ СОШ № 528 г. Москвы

7
Полухина Татьяна Григорьевна
Вице-президент ФФАР по образовательной деятельности

8
Седова Наталья Ивановна
Супервайзер детского клуба РФГ «Worldclass “Олимпийский”»

9
Кучма Владимир Ремирович
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья

10
Ростовцева Марина Юрьевна
Председатель судейской коллегии ФФАР. Член Президиума ФФАР

11
Левченкова Татьяна Викторовна
Директор Центра «Фитбол». Профессор кафедры педагогики РГУФКСиТ

12
Рахманенко Антонина Анатольевна
Учитель физической культуры ГОУ СОШ № 485 Москвы

13
Штода Марина Леонидовна
Вице-президент ФФАР. Президент Федерации фитнес-аэробики Тульской области

14
Усенко Алевтина Андреевна
Супервайзер детского клуба РФГ «Worldclass “Земляной вал”»

15
Лисицкая Татьяна Соломоновна
Заслуженный работник физической культуры. Профессор кафедры гимнастики РГУФКСиТ

16
Кондитерова Ольга Геннадьевна
Член Президиума ФФАР. Президент Федерации фитнес-аэробики Пензенской области

17
Акопян Людмила Александровна
Фитнес-менеджер «Worldclass “Власова”». Подразделение – детский фитнес

18
Машковцев Алексей Иванович
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе»

19
Цыба Ирина Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта РГУ нефти и газа

20
Михайлова Ирина Григорьвна
Исполнительный директор клуба «ФизКульт». Подразделение – детский фитнес

21
Гусев Владимир Евгеньевич
Заместитель декана факультета социально-гуманитарных наук и технологий МГУТиУ

22
Радишевская Светлана Завельевна
Судья международной категории ФФАР

23
Бурый Илья Ефимович
Руководитель Центра Рональда МакДональда

24
Курамшина Елена Вячеславовна
Президент Федерации фитнес-аэробики г. Красноярска

25
Шубина Виктория Николаевна
Фитнес-менеджер «Worldclass “Крестовский”» г. Санкт-Петербурга

26
Киевская Ольга Геннадьевна
Декан факультета физического воспитания г. Мурманска, Президент Федерации фитнес-аэробики Мурманской области

27
Воронов Александр Михайлович
Декан факультета физической культуры Карельской государственной педагогической академии г. Петрозаводска


Каждый эксперт просматривал видеозаписи уроков конкурсантов, знакомился с описаниями системы работы, изучал конспекты представленных занятий. При этом эксперты не обсуждали друг с другом результаты работы.
Оценивание проводилось по критериям, которые были объединены в следующие группы:

1. Оценка методики проведения урока
– Соотношение длительности частей урока;
– соответствие представления урока целям и задачам, обозначенным в конспекте урока;
– соответствие содержания и подбора упражнений целям и задачам урока;
– безопасность упражнений;
– доступность упражнений;
– логичность разучивания: от простого к сложному;
– разнообразие упражнений;
– удобное сочетание упражнений;
– дозировка упражнений;
– вариативность упражнений и нагрузки в соответствии с физической подготовленностью, возрастом и полом;
– оздоровительная направленность упражнений.

2. Оценка преподавателя и презентации
– Организационные навыки преподавателя: управление и взаимодействие с учащимися;
– техника выполнения упражнений и показ их преподавателем;
– доступность объяснения материала;
– методические указания по ходу урока;
– вербальные команды (голосовые);
– невербальные команды (показ);
– терминология;
– исправление ошибок;
– обратная связь;
– индивидуальный подход к учащимся;
– эмоциональный фон проведения урока;
– внешний вид;
– мотивация, энтузиазм, артистизм преподавателя.

3. Оценка инновации
Новизна работы преподавателя оценивалась по следующим параметрам:
– нестандартный подход к использованию упражнений;
– использование в уроке технологий из фитнеса, спорта, туризма, военного дела и других учебных предметов;
– применение в уроке новых методических приемов;
– применение в уроке новых воспитательных приемов;
– применение нестандартных методов развития физических качеств, двигательных умений и навыков;
– новые способы взаимодействия учеников при выполнении упражнений;
– целесообразность и обоснованность использования музыкального сопровождения и других звуковых сигналов: свистков, хлопков, звуков бубна и пр.;
– целесообразность и обоснованность использования оборудования;
– нестандартный подход к использованию оборудования;
– целесообразность и обоснованность введения игровых заданий.

Оценивание по каждому критерию осуществлялось по 5-балльной шкале:
5 – отлично, полностью соответствует;
4 – хорошо, соответствует, есть небольшие недочеты;
3 – удовлетворительно, есть недочеты, которые влияют на общую оценку параметра;
2 – есть большие недочеты, ошибки, которые искажают структуру урока, восприятия упражнений, параметр;
1 – неудовлетворительно, данный параметр отсутствует.
При этом каждой группе критериев был присвоен коэффициент: методика проведения урока – 0,3; преподавание и презентация – 0,2; инновации – 0,5. Каждый судья заполнял электронную таблицу в компьютере, где с помощью специальной программы подсчитывалось среднее арифметическое по всем группам критериев. С учетом коэффициентов максимальный балл по методике составлял 1,5, по презентации – 1, по инновациям – 2,5. Максимальная сумма – 5 баллов.
Помимо этого, был введен дополнительный параметр, самый весомый, оцениваемый максимум в 5 баллов, – комплексная оценка урока:
– готовый урок – 5 баллов;
– урок интересный, но требует доработок – 4 балла;
– урок стандартный, доступный – 3 балла;
– урок интересный, но узконаправленный, требует дополнительных условий или оборудования – 2 балла;
– урок может провести только автор проекта – 1 балл.

Таким образом, максимальная сумма по всем критериям составила 10 баллов. Для того чтобы выйти во второй этап конкурса, претендентам на победу нужно было набрать не менее 6 баллов.

К сожалению, с критериями оценивания конкурсанты познакомиться не имели возможности, и это большой недочет его организаторов. В любом соревновании спортсмены и тренеры заранее знают правила, а не только знакомятся с Положением. Пока правила придумываются во время игры, но конкурс такого масштаба проводится первый раз, а не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Будем учиться на своих ошибках

Играю и расту
В этой номинации больше всего работ было посвящено организации игрового урока развивающей направленности для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Именно в этой номинации было представлено наибольшее число работ. Чем это вызвано?
Причин может быть несколько:
1. Вероятно, для инструкторов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях это был первый конкурс такого масштаба, тогда как учителя могут участвовать в других конкурсах, таких как «Учитель года», «Мастер педагогического труда».
2. Педагогам в детских садах не нужно так часто вывозить детей на соревнования, готовить к Олимпиадам – у них есть время на то, чтобы лучше подготовиться к конкурсу.
3. Большинство инструкторов в дошкольных учреждениях не имеют высшего специального образования, и для них это шанс проверить себя на соответствие выбранной профессии, с одной стороны, и утвердиться в глазах коллег – с другой.
В тех занятиях, которые мне довелось просмотреть на первом этапе конкурса, обнаружилось много общего:
– многие из них были объединены одним сюжетом: морское путешествие, космодром, веселые поросята и др.;
– практически на всех занятиях используется музыкальное сопровождение;
– инструктор по физическому воспитанию работает не один – ему помогает аккомпаниатор, или воспитатель группы, или методист. Создается впечатление – скорее всего, именно так и есть, – что все работники детского сада являются одной командой, и каждый из них готов включиться в сюжетно-ролевой урок или провести одну из его частей, помочь в страховке детей.
В дошкольном возрасте детям легче привить любовь к физическим упражнениям, научить основным умениям, развивать координацию движений и на этой основе вести обучение дальше. Сюжетно-ролевые уроки, представленные на суд жюри, можно с успехом применять и в начальной школе, увеличивая сложность заданий и их дозировку. С отдельными разработками конкурсантов мы познакомим вас в ближайших номерах газеты.
Нас порадовало наличие яркого, нового спортивного оборудования, которое появляется в детских садах, но сами залы и их размеры по-прежнему оставляют желать лучшего.
К сожалению, нам не посчастливилось увидеть ни одного урока инструктора-мужчины в детском саду.

Мы вместе – мы команда
Эта номинация направлена на выявление успешного опыта организации урока, способствующего развитию чувства коллективизма и навыков работы в команде. Содержание урока может включать спортивные игры, эстафеты, сочетание различных командных видов спорта, групповые и танцевальные занятия под музыку. Большинство учителей физкультуры, заявленные в этой номинации, показывали уроки спортивных игр, преимущественно по баскетболу и волейболу, или различные эстафеты. Но были и исключения.
Светлана СОКОЛОВА из г. Железнодорожный Московской области провела занятие, направленное на сплочение коллектива, полностью отражающее название номинации. Выполняя упражнения на полосе препятствий последовательно, как в эстафете, дети в случае ошибки получали штрафы. Например, приседания, которые выполняла вся команда, давали бонус при выполнении заданий повышенной сложности; между упражнениями ребята использовали различные кричалки, поддерживающие командный дух.
Юрий СОЛДАТОВ из села Балтай Саратовской области предложил необычный вариант командной работы на контрольном уроке. Ученики, выполнившие тест, предложенный учителем, на отметку «5» получают за это элемент головоломки (паззла). По мере накопления паззлов всеми участниками они складывают из них плакат, который агитирует за здоровый образ жизни. В качестве одного из заданий предлагается мини-ориентирование в зале: получив карту спортивного зала с обозначенными на ней контрольными пунктами – буквами, которые расклеены по всему периметру зала, – ребята пытаются отыскать их и из найденных букв составить слово. Выполнившие правильно задание также получают элемент паззла.
Ученицы Ларисы СМИРНОВОЙ из г. Гай Оренбургской области подготовили анализ новых оздоровительных систем и провели исследование. Урок включал элементы шейпинга, акробатики, упражнения на фитболах и эстафеты.
Руководитель физкультурно-спортивного клуба «Факел» Татьяна СКОПЕЦ из школы № 3 г. Ачинска Красноярского края представила вариант туристической эстафеты для старшеклассников с использованием веревок и заданий на групповую работу.
В уроках спортивных игр, представленных конкурсантами, можно было найти ряд интересных идей и упражнений.
Сергей ПРИХОДЬКО из г. Клинцы Брянской области на занятии по волейболу предлагает повесить сетку не поперек, а вдоль зала. Идея не новая – это повышает моторную плотность урока. Причем на одной стороне зала через сетку выполняют упражнения девушки, а на другой – мальчики. Задания для них можно дифференцировать.
Андрей СУХАНОВ из г. Мытищи Московской области предлагает на одной половине зала выполнять упражнения через сетку, а на другой – без нее. Задания для групп варьируются, затем команды меняются местами.
Марина ПУЗЫРЕВА из школы № 30 г. Краснодара для отработки ведения мяча в баскетболе предлагает использовать гимнастические скамейки, т.е. вести мяч, передвигаясь на скамейке, между скамейками, через скамейку.
Алексей РОДИОНОВ из г. Ликино-Дулево Московской области и Елена ТИМОФЕЕВА из г. Калининграда предложили проводить баскетбольную разминку под музыку. Александр САЗОНОВ из села Самбург Ямало-Ненецкого автономного округа предлагает совершенствовать технику элементов баскетбола методом круговой тренировки и включает в эстафеты элементы национальных игр – прыжки через нарты, а в конце урока проводит опрос по истории и правилам баскетбола.
Сергей СЕЛИН из поселка Мостовской Краснодарского края при обучении семиклассников баскетболу применяет мультимедиапроектор, на котором демонстрирует детям специальные физические упражнения с конкурса педагогов, чтобы потом применить их на уроке: прыжки через одну и две скамейки в сочетании с приставными шагами правым и левым боком; удержание двух мячей один на одном, не сходя с места и в движении; подбрасывание мяч и попытка поймать его другим мячом в этом же исходном положении; жонглирование двумя мячами.
Ольга ПУЗАНОВА из хутора Кавылкин Ростовской области показала урок подвижных игр на свежем воздухе. В начале и в конце урока детям предлагались вопросы о летних и зимних видах спорта. Называя вид спорта, ученик делал шаг вперед. Тот, кто сумел уйти дальше всех, становился победителем. Сами эстафеты напоминали отдельные виды спорта – летние и зимние.
Юрий САЗОНОВ из поселка Стеклянная Радица Брянской области в конце урока предложил детям самим оценить себя. Если ученик считает, что он достоин за урок отметки «5», он делает два шага вперед, «4» – один шаг вперед, «3» – стоит на месте. Если учитель не согласен с мнением ученика, он вправе внести изменения, предварительно обосновав решение.
Александр СЕМАКОВ из села Верховажье Вологодской области предлагал детям эстафеты с использованием оборудования, которое изготовил сам, – барьеров, разворотных стоек, – а также применял популярные у ребят самокаты.
Среди работ в данной номинации присутствовали разработки спортивных праздников, которые хотя и очень интересные, но не соответствуют формату конкурса.

Школа чемпионов
Эта номинация направлена на выявление успешного опыта организации урока, направленного на развитие индивидуальных качеств воспитанников: двигательных, морально-волевых и др.
Ирина ЛЕВЕНЕЦ, Андрей ТИВАНЮК и Владимир КРЮКОВ – в конкурсе принимают участие даже коллективы учителей – из гимназии № 86 г. Нижнего Тагила Свердловской области представили урок плавания с детьми разных возрастов. Ирина проводила разминку на суше, затем Андрей – в воде. В это время на другой дорожке старшие ребята выполняли упражнения с резиновыми амортизаторами. В конце занятия детям предлагаются эстафеты: например, прыгнуть в воду, достать воздушный шарик, затем плыть с ним. Завершается урок игрой «Буксир»: вся команда транспортирует одного из своих участников на коврике.
Людмила ЛОМАКИНА из г. Новокузнецка на уроке баскетбола применяла метод круговой тренировки, а в перерывах между упражнениями демонстрировала видеоролики. Одно из предлагаемых упражнений было направлено на совершенствование техники ведения мяча без зрительного контроля: на стене висит таблица с хаотично расположенными цифрами в таблице от 1 до 30. Нужно свободной от ведения рукой касаться последовательно каждой цифры, не прекращая при этом ведения мяча. По ходу урока дети трижды измеряли пульс, а учительница объясняла им, что происходит в организме. В качестве домашнего задания детям предлагаются интернет-сайты о баскетболе.
Вячеслав ЛУГАНСКИЙ из поселка Тюльган Оренбургской области провел занятие по ОФП в тренажерном зале с учащимися 9–11-х классов. Тренажерный зал состоит из двух комнат, и учителю приходится показывать упражнения, стоя в проеме между комнатами, чтобы его было видно всем ученикам. В зале есть велоэргометр, стол для настольного тенниса. Вместо бега в разминке детям предлагаются различные варианты прыжков через скакалку. Затем учащиеся выполняют так называемые разминочные подходы по методу круговой тренировки. Упражнения при этом подбираются в зависимости от уровня физической подготовленности и пола учащегося. Девушки выполняют упражнения без отягощений. Все упражнения выполняются в парах, чтобы обеспечить страховку. Затем – непосредственно круговая тренировка: 2 круга, 10 упражнений. Первый круг – 20 сек. нагрузки через 10 сек. отдыха, второй – 15 через 15 сек. В заключительной части учитель предлагает упражнение «Сомкни газету»: нужно быстрыми движениями пальцев смять газету так, чтобы она полностью поместилась в кулак. Побеждает тот, кто сделает это быстрее других.
Владимир ЛУЩИК из г. Гусева Калининградской области урок начинает с того, что бросает мяч ученику, тот выполняет обратную передачу и называет какой-нибудь вид спорта, и так последовательно каждому. Важно не повторять ранее названные виды спорта. Сам урок был направлен на обучение метанию малого мяча и начинается с метания волана в парах, затем детям предлагается упражнение в метании с отскоком от пола – тоже в парах, а после этого – круговая тренировка. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы они способствовали обучению метанию: метание волана, упражнения с резиновым эспандером, выкрут рук с гимнастической палкой. На одной из станций – метание мяча в щит – используется видеокамера. Там же работает учитель, исправляя ошибки детей. По окончании круговой тренировки шестиклассники выполняют упражнение в парах: для отработки финального усилия в метании ребята выполняют волейбольный удар по волейбольному мячу об пол в парах. В заключительной части урока проводится анализ упражнения, записанного на видео, выявляются и разбираются ошибки. Затем учитель на принтере распечатывает детям домашние задания в зависимости от уровня их технической и физической подготовленности.
Метод круговой тренировки применяется многими конкурсантами. Владимир МАГАЛЯС из г. Ейска использует в этом методе карточки: юноши выполняют упражнения с гирями, девушки – с набивными мячами. По окончании круга – скиппинг. У десятиклассников живой интерес вызвали прыжки через длинную скакалку в упоре лежа. В заключительной части урока проводится опрос двух учащихся по теме «Олимпийские игры».
Евгений МАРКОВ из деревни Кельмаксола Советского района Республики Марий Эл представил не разработку отдельного урока, а «нарезку» нескольких, чтобы показать систему своей работы. Все его уроки – комплексные, т.е. объединяют упражнения из разных видов спорта. В разминке он часто применяет упражнение «Красный, желтый, зеленый». Зеленый цвет – имитация движения зверей, желтый – баскетбольные повороты, красный – пауза. На каждом уроке педагог предоставляет детям 5–6 мин. для выполнения заданий по душе: разрешается заниматься чем угодно, не мешая друг другу и соблюдая технику безопасности. При этом у учителя много снарядов, изготовленных своими силами. В школе есть переоборудованный подвал, где можно заниматься прыжками в длину, элементами туризма. На уроке лыжной подготовки конкурсант предлагает преодолевать препятствия переступанием через веревки, натянутые поперек скамеек. На школьной площадке построена горка, а для отработки техники спусков самодельные бугры. На уроке учитель применяет кувырки на снегу без лыж, упражнения с передачами мяча на лыжах, в лыжном двоеборье использует комбинацию из лыж и «Городков» с кувырками.
Елена МИХАЛЕВА из г. Красноярска, обучая четвероклассников прыжкам в длину с места, вовлекает детей в обсуждение его техники. Разминку разрабатывают и проводят ученики: мальчик – для мальчиков, девочка – для девочек. Объяснение техники происходит с использованием кинограмм и куклы: объясняется биомеханика прыжка. Наибольший акцент делается на приземление – это одна из задач урока. В конце занятия проводится игра по выбору детей.
Александр НЕЧЕПУРЕНКО из г. Красноярска, обучая ведению мяча в баскетболе, предлагает выполнять приседание на каждой линии, не прекращая ведения мяча. Закрепить навык можно в игре «Догоняшки». Водящие, выполняя ведение мяча, стараются осалить других играющих, свободно передвигающихся по площадке.
Вера НИКИТНА из поселка Сернур Республики Марий Эл представила интегрированный урок физкультуры и биологии в 8-м классе. После разминки, которую проводит учитель физкультуры, в зал входит врач (учитель биологии), который очень обеспокоен тем, что ребята часто болеют. Он рассказывает о мышцах. Затем учитель физкультуры показывает комплексы упражнений для различных групп мышц. После этого врач рассказывает об основных костях, суставах и болезнях суставов. Затем учитель физкультуры показывает упражнения для профилактики болезней суставов, в том числе и прыжки через скакалку. Затем снова слово берет врач и рассказывает о позвоночнике и об основных его функциях. Затем учитель физкультуры проводит различные эстафеты. В заключение врач выдает детям памятку «Гигиена опорно-двигательного аппарата», а учитель физкультуры – комплекс упражнений для домашнего задания.
Ольга ПОДЛЯГИНА из г. Новокузнецка, закрепляя технику высокого старта первоклассников, предлагает им игру «На старт! Внимание!». По команде «Внимание!» ученики должны принять положение высокого старта и замереть. В заключительной части урока проводится игра «Хвост дракона». Участники одной команды выстраиваются в колонну по одному, держась за пояс впереди стоящего, а другой – располагаются по периметру площадки, передают мяч друг другу и стараются выбить им игрока, стоящего в колонне последним.
Ринат ПИРЕЕВ из села Летняя Ставка Ставропольского края на тренировочном занятии по футболу предлагает упражнения на растяжку (стретчинг) в паузах между общеразвивающимии упражнениями для различных мышечных групп.
Сергей ПРИЁМКИН из села Кочубеевское Ставропольского края использует для показа отдельных упражнений компьютер и проектор. На уроке в начальной школе сразу после упражнений в ходьбе он предлагает детям не бегать по залу, а сыграть в салки, потом выполнить легкоатлетические упражнения. ОРУ с теннисным мячом дети выполняют, стоя в колонне по два: в одной колонне – мальчики, в другой – девочки. На равном расстоянии от них на полу лежат кольца. Разминку внезапно прерывает свисток. По этой команде дети должны быстро добежать до своих колец и положить в них мяч, после чего быстро построиться в колонны: кто быстрее – мальчики или девочки? Затем ребята выполняют метание мяча в стену с места разноцветных мягких мячей с песком: сначала все девочки сразу, потом все мальчики, потом девочки по одному, потом мальчики по одному. Выполнив метание, дети не идут собирать мячи, а остаются на своих местах. Дети начинают собирать мячи только по команде учителя, стоя в колоннах. Задания при этом может быть различными: приносить в коробку, расположенную рядом со своей командой, только один мяч определенного цвета по очереди; собрать как можно больше мячей одного цвета; собрать как можно больше всех мячей за определенное время (до свистка). Потом подсчитывается количество собранных каждой командой мячей. Таким образом, экономится время, и даже такой неинтересный момент, как собирание мячей, может стать увлекательнейшей игрой для ребят. В заключительной части урока учитель предлагает детям самим оценить урок. Ученики строятся в шеренгу, учитель располагается в центре зала и поворачивается к ним спиной: если урок понравился – дети аплодируют, не понравился – тоже аплодируют. В каком случае аплодисменты громче?

Общие наблюдения
Метеорологи считают, что если, прогнозируя погоду на следующий день, дать данные на день сегодняшний, можно с вероятностью 80% предсказать погоду. Об этой шутке синоптиков я вспоминал неоднократно во время просмотра уроков конкурсантов.
Жаль, но подавляющее большинство представленных уроков ничем не отличалось от уроков, которые можно было увидеть и 30, и 40, и 50 лет назад. Неужели урок физкультуры XXI века ничем не отличается от урока физкультуры века XX? Те же средства, те же методы работы, тот же подбор упражнений.
Сложилось впечатление, что многих конкурсантов настойчиво попросили принять участие в конкурсе. Судить об этом можно по качеству видеоматериала. Многие записи были сделаны во время других конкурсов, причем даже несколько лет назад. Видимо, для экономии времени и сил педагоги решили, что можно поучаствовать в нескольких конкурсах сразу, не особо задумываясь об их содержании, номинациях и условиях. Были среди конкурсантов и наши читатели – участники конкурса «Необычная физкультура».
Один из участников в анкете на вопрос: «Почему Вы решили принять участие в конкурсе?» – указал: «По просьбе политического совета местного отделения партии “Единая Россия”»
Большие нарекания вызывали конспекты предлагаемых занятий. Очень часто конкурсанты ставили задачи на урок, которые невозможно решить даже за годы работы, например воспитание здорового образа жизни. Одна из конкурсанток утверждает, что выполнила задачу по обучению броскам в движении, хотя дети на уроке не выполнили ни одного броска. Следует помнить, что о качестве проведенного занятия можно судить по тому, удалось ли решить поставленные на урок задачи.
Многие учителя приучали своих воспитанников измерять пульс до и после занятий, но мало кто объяснял, для чего это делается и о чем свидетельствуют те или иные значения ЧСС. По сути, все свелось к формализму. Мало где удавалось увидеть процесс обучения на уроке, а ведь основные задачи урока – образовательные.
Было много работ, иллюстрирующих высокий уровень оснащения школ и детских садов. Очевидно, учителям хотелось продемонстрировать новое спортивное оборудование, технические средства обучения и уровень физической подготовленности воспитанников. Некоторые проводили свои занятия во вновь отстроенных ФОКах, а отдельные педагоги при съемке использовали не одну, а две и даже три камеры и даже делали видеоролики. Последнее, кстати, не позволяло в должной мере оценить работу педагога, его методику и владение классом.
Среди работ, присланных на конкурс, было много уроков по новым, непрограммным видам спорта: самбо, флорбол, футбол, туризм, настольный теннис, фитнес-аэробика – вот далеко не полный перечень новых направлений, пользующихся интересом у современных школьников.

15