Методическая разработка для школьных психологов Возрастная периодизация

Возрастная периодизация
Название периода
Временной отрезок
Ведущая деятельность
Познавательные процессы

Новорожденность
0-2 месяца
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.





Обладает разными видами чувствительности – тактильной, температурной, болевой, вкусовой.
На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на отдельном предмете.

Младенчество
От 2 месяцев до 1 года
Непосредственно – эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно – личностное общение (по М.И. Лисиной).
























Именно в это время формируется все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Развивается и мышление. Появляется ручной интеллект, или наглядно действенное мышление. Большое значение имеет развитие ориентировки – реакция на новые предметы, стремление их обследовать.


Раннее детство
От 1 года до 3-х лет
Является предметно – манипулятивная или орудийно – предметная деятельность.
Орудийно – предметные действия – это действия с предметом – орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования (пить из кружки, рисовать карандашом, копать лопаткой).









Большое значение имеет формирование сенсорики.
Зрительное восприятие в раннем детстве носит не произвольный и избирательный характер. Потребность – познание окружающего мира через действия с предметами.
На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.














Дошкольное детство
От трех лет до семи лет.
Сюжетно – ролевая игра.






















В игре начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности.
На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач последством оперирования образами, без выполнения практических действий.
В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.
Важное значение в развитии предается моменту саморазвития и активности познания самого себя. Так же происходит практическое овладение речью.









Младший школьный возраст
От 6-7 до 10-11 лет
Кризис отрочества (предподростковый). Ребенок активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом, однако ведущее значение приобретает учение.

Возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сенситивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Ребенок должен уже концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью.




Подростковый возраст






От 10-11 до 14-15 лет
Общение со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости.























Продолжается развитие рефлексивного мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти.
В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приемы.


Юношеский возраст
От 15 до 18 лет – ранняя юннность, от 18 до 23 лет поздняя юность
Выбор жизненного пути, самоопределение



















Характерный уровень развития – формально-логическое, формально-операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент.
Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства.
Увеличивается объем памяти, меняется запоминание. Приобретается метакогнетивные умения.

Взрослость

От 20 – 40 лет
Труд. Не просто включение в производительную жизнь общества, а максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности.

















Интеллектуальное развитие человека, проходит в тесном взаимодействии с формированием его личности.
Развитие аффективной сферы проходит на фое решения главных проблем ранней взрослости – достижения идентичности и близости. Стоит необходимость брака, рождение детей и выбор профессионального пути.


Старость
От 65 – 75 лет
Поиск себя после выхода на пенсию. Стремление осмыслить свою жизнь.



















У пожилых отмечаются более значительные трудности с развитием концепций и абстрактного мышления. У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации. Пожилым требуется больше времени и усилий для “кодирования” информации в нервной системе. У пожилых наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных.
Первичная или кратковременная память, удерживающая информацию на протяжении нескольких секунд, снижается с возрастом. Изменения во вторичной или долговременной памяти реже наблюдается с возрастом, и пожилой человек может успешно адаптироваться к ним.























Эмоционально-волевая сфера
Речь и межличностное общение
Возрастной кризис

Единственным очевидным выражением эмоции является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.
Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодорствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращённый к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4-5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения.


Важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение близкого взрослого.

Крик – отражение отрицательных эмоций.
К концу младенчества формируются практически все свойства восприятии детей – контрастность, правельность, системность. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. Формируется память.

Основное содержание общения составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия мо средствам мимики, жестикуляции, телесного контакти, звуков и слов.
6-8 месяцев – различает более широкий круг»своих» и «чужих».
7-10 месяцев – ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющиеся реакцией страха.
К концу первого года – реагирует чаще не страхом, а робостью, стеснением, интересом.
Период от рождения до 1 года – доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание.
Пассивное владение словом – понимание обращенной к нему речи.










Л.С. Выгодский связываете кризис с возникновением автономной речи и отчасти – с появлением самостоятельной ходьбы.
Появление автономной речи приводит к изменению отношения ребенка к среде.

Появляется игра: предметная игра, сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра.
Продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка.. Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым.
Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками.
Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобритение развития.



Л.С.Выгодский описывает 7 характеристик кризиса:
1. негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого;
2. упрямство – ребенок настаивал на чем-то потому, что он этого потребовал;
3. строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет;
4. своеволие – проявление инициативы действия;
5. протест-бунт – ребенок в состоянии войны с окржающими;
6. симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить, обзывать;
7. деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.

Воображение – важнейшее психическое новообразование, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый».
Разворачивается внеситуативно – позновательное общение. Ведущий мотив – познание.
Потребность ребенка в общении со взрослыми углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга.













Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы.

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Школьники младших классов легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.



Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.










Сообщим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: стихи, разные виды конструирования. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий.
Традиционно подростковый возраст считается периодом великих духовных потрясений и эмоциональных проблем. Психиатрическое значение этих явлений часто преувеличивается, и было бы ошибочно полагать, что большинство подростков проявляют эмоциональные отношения. Это не так. Вместе с тем справедливо и то, что подростки склонны к более серьезному восприятию некоторых вещей и колебания настроения среди них довольно распространенное явление.
Приблизительно в четверти из них временами кажется, что люди смотрят, говорят или смеются над ним. Чувство собственной ничтожности и никчемности среди них были менее распространены, но даже в этом случае приблизительно пятая часть подростков сообщила, что им кажется, будто происходящее с ними менее значительно, чем-то, что случается с другими людьми, или что это не имеет ровно никакого значения.

Деятельность общения, сознательное эксперементирование с собственными отношениями с другими людьми (пояски друзей, выяснение отношений, конфликты и примерения, смена компаний) выделяютс в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию.
Появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Подросток объективно не может включитьсяво взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой низкая самооценка и низкий уровень-притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, агрессивность и, наконец, преступность.

В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто.

Становится более избирательным и меняется соотношение значимых других. Огромное значение, наряду с разветвлёнными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность.
временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
уверенность в себе или застенчивость;
отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Самоактуализация, приобретает свою идентичность, что служит источником эмоционального благополучия и переживания счастья.
С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования "Я-концепции" личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости. "Я-концепция" человека - представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Я-концепция формируется в связи с самореализацией личности, стремление к актуализации - мотивирующий стимул развития Я-концепции.



Создание семьи, рождение ребенка. Меняется весь строй и уклад жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
















Обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности

Неконтролируемое уселение аффективных реакций со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению справляться со сложными ситуациями.
С возрастом (особенно когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а, следовательно, и увеличивается удовлетворенность браком.
Достижение пенсионного возраста и выход на пенсию.


15