Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса по программе В.Я.Коровиной
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
гуманитарных предметов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 1
от « » сентября 2014 г.
Руководитель МО Молоцило Л.Н. СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____»сентября 2014 г.
Зам. директора по УВР
Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___» сентября 2014г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Непомнящая Т.Е
Рабочая программа
учебного предмета «литература»
для учащихся 8 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: « филология»
Разработала:
Молоцило Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы второй
квалификационной категории.
п.Боровской2014 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «литература» для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной . Литература 5-11 класс (Базовый уровень),10-11 классы (Профильный уровень».Москва.«Просвещение»2008, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта образования и основной образовательной программой ОУ.
Отличительной особенностью данной программы является изменение количества часов по сравнению с авторской программой: 70 вместо 68-х.1 час добавлен в раздел «Из литературы 19 века», 1 час отведён на итоговое занятие.
Образовательная область « филология». Функции предмета: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
.Цели обучения:
воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа, 35 учебных недель
Компонент из инвариантной части УП ОУ
Срок реализации программы 1 год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Разделы, темы Всего часов Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей программе 1 Введение 1 1 Беседа Развёрнутый ответ на вопрос
2 Устное народное творчество 2 2 Работа с учебником Пересказ, устное высказывание.
3 Из древнерусской литературы 2 2 Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа Пересказ (подробный, сжатый), выразительное чтение
4 Из литературы 18 века 3 3 Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция Пересказ (подробный, сжатый), выразительное чтение, устное высказывание.
5 Из литературы 19 века 33 34 Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция Пересказ (подробный, сжатый), выразительное чтение, сочинение, развёрнутый ответ.
6 Из русской литературы 20 века 20 20 Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция Выразительное
чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, сочинение, пересказ
7 Из зарубежной литературы 6 6 Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция Пересказ выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода.
8 Обобщение 1 2 Тестирование, сочинение.
9 Итого часов 68 70 Содержание программы
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю. Лермонтов. « Осень»; Ф.И.Тютчев. «осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.айков. « Поле зыблется цветами…»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Планируемые результаты изучения литературы в 8 классе.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Формы контроля уровня достижений обучающихся .— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению (в том числе цитатного), составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторина, игра; — итоговый: сочинение и изложение на основе литературного произведения (или анализ эпизода); тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
1. Литература 8 класс: поурочные планы по учебноку-хрестоматии В.Я.Коровиной/ авт.-сост Н.Я.Круглова, С.Б.Шадрина.-Волгоград: Учитель, 2007
2. Литература: Тесты. 5-8кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт.-сост.Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина.-М.: Дрофа,1998
3.Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (авторы В.Я.Коровина.В.П.Журавлёв,В.И Коровин - М.: Просвещение, 2013 г.
4. Н.В.Охременко, О.В.Федина . Итоговые работы по литературе. Материалы к сочинениям, подготовке к экзаменам, литературные игры, кроссворды.5-11 класс.М.: Аквариум, 1997
Технические средства обучения:
-компьютеры
-принтеры
-сканеры
-мультимедиа
ЦОР: Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков Раздел/Тема Кол-во часов Календарные сроки Планируемые результаты (базовые понятия) Виды контроля
план факт 1 Введение
Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
Русская литература и история.
1 Получить более глубокое понимание о литературе как об одном из видов искусства. Ответить на вопросы.
2 Устное народное творчество.
Русская старина. Народная песня.
«В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», « Вдоль по улице метелица метёт…». Частушки как малый песенный жанр. 2
1 Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Индивидуальный. Ответы на поставленные вопросы
3 Исторические народные песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком» 1 Народная песня, частушка. Предание. Особенности содержания и формы народных преданий. Проверочная работа.
4 Древнерусская литература.
« Из жития Александра Невского» 2
1 Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;
Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны;
Фронтальный опрос
Сочинение-миниатюра
5 «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. 1 Понятие идейно-художественного содержания повести;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;
Беседа.
6 Из литературы 18 века.
Д.И.Фонвизин. « Недоросль» (сцены) 3
1 Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Выразительное чтение.
7 Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль» 1 Особенности анализа эпизода драматического произведения. Анализ эпизода.
8 РР. Подготовка к домашнему сочинению( на примере изученных произведений) 1 Композиция сочинения, отбор литературного материала. Сочинение.
9 Из литературы 19 века.
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа 34
1 Расширение имеющихся знаний о баснях;
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;
Викторина.
10 И.А.Крылов- поэт и мудрец. 1 Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова. Устное высказывание.
11 К.Ф.Рылеев « Смерть Ермака» 1 Расширение литературных знаний: понятие о думе;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанногоСопоставительный анализ думы и народного предания « О покорении Сибири Ермаком»
12 А.С Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения « Туча», «К ***», « 19 октября» 1 Основные мотивы и темы стихотворений. Особенности поэтической формы. Выразительное чтение.
13 А.С.Пушкин и история 1 Историческая тема в творчестве Пушкина Устное высказывание.
14 А.С.Пушкин «История Пугачёва»((отрывки) 1 Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора Ответить на вопросы.
15 А.С.Пушкин
Творческая история повести «Капитанская дочка». 1 Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Ответить на вопросы.
16 Формирование характера Петра Гринёва. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. 1 Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Знать основы сравнительной характеристики героя.
Устный рассказ
17 Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина. 1 Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;
Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.
Групповой, оценка за выполненное
задание, ответы на вопросы
18 Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина 1 Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Развитие устной речи;
Навыки сжатого пересказа.Народное восстание в авторской оценке Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
19 Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе « Капитанская дочка» 1 Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины Творческая работа..20-21 А.С.Пушкин. « Пиковая дама» Проблема человека и судьбы.Образ Петербурга. 2 Система образов персонажей в повести. Композиция повести
Умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;
Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.
Составить план главы; составить вопросы к повести.
22 Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина 1 Умение обобщать , делать выводы. Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения .23 Жизнь и судьба М.Лермонтова
Кавказ в жизни и творчестве поэта 1 Совершенствование умения анализировать стихотворения;
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать
24 «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. 1 Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Комментированное чтение.
25 Образ Мцыри в поэме 1 Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы
26 Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». 1 Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;
Развивать устную и письменную речь.
Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы 27 Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» 1 Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении;
Конспект лекции.
28 Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» 1 Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Письменная работа.
29 Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова 1 Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста..Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;;
Составление таблицы.
30 Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. 1 Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Устное высказывание.
31 Финал комедии, его идейно-композиционное значение. 1 Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;
Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ;Уметь критически относиться к своим деяниям.
Письменная работа.
32-33 Н.В.Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе.
Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга. 2 Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;
Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.
Составить вопросы к повести. Пересказ эпизода
34-35 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. « История одного города»
(отрывок).Обучение анализу эпизода. 2 Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации .Образы градоначальников. Ирония, сатира, гипербола, пародия. Эзопов язык.
Сочинение-миниатюра.
36 Контрольная работа по творчеству М.Ю Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.. 1 Развитие умения обобщать, работать с текстом, делать выводы. 37 Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 1 Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе.
Развитие умения анализировать произведение;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Устное высказывание.
38 Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа 1 Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ;
Комментированное чтение.
39 Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. 1 Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио-графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Развёрнутый ответ на вопрос
40 Внеклассное чтение повести «Отрочество» 1 Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Пересказ эпизода.
41 Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова1 Умение анализировать лирический текст;
Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;
Выразительное чтение.
42 А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. 1 Психологизм рассказа.
Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;
формулировать цели деятельности, планировать ее. Составить план эпизода
43 Из литературы 20 века.
И.А.Бунин. Слово о писателе рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. 20
1 Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Сочинение-миниатюра
44 А.И.Куприн
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» 1 Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;
Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;
Индивидуальный, групповой
45 РР. Сочинение по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И. Куприна. 1 Умение выявлять способы характеристики героев автором;
Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;
Сочинение.
46 А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.
«Россия» 1 Углубление литературных знаний ;расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;
уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.
Выразительное чтение.
47 С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему 1 Углубление литературных знаний;
Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.
Выразительное чтение.
48-49 РР.Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. 2 Развивать умение работать с дополнительной литературой, текстом художественных произведений, учиться сопоставлять. Сравнивать.обобщать Устное высказывание.
50 И.С.Шмелёв. Слово о писателе. « Как я стал писателем»-воспоминание о пути к творчеству. 1 Углубление литературных знаний;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Пересказ отрывка.
51 Журнал « Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник».М.М.Зощенко. «История болезни» 1 Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Выразительное чтение.
52 М.А.Осоргин.Слово о писателе. Рассказ « Пенсне» 1 Сочетание реальности и фантастики. Составить вопросы
53 Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина,А.А.Блока, С.А.Есенина 1 Развитие умения обобщать, работать с текстом, делать выводы 54 А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» 1 Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. Развитие умения выразительного чтения и анализа лирического произведения. Выразительное чтение
55 «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы» 1 Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Устный рассказ
56 Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. 1 Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Тест
57 А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ « Возвращение» 1 Картины войны и мирной жизни. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Совершенствование литературоведческих знаний и умений;
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием Комментированное чтение.
58 РР. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1 Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, Выразительное чтение.
59 В.П.Астафьев. « Фотография, на которой меня нет» 1 Проблемы рассказа. Отражение военного времени в рассказе. Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. Устный рассказ.
60 РР. Классное сочинение « Великая Отечественная война в литературе 20 века» 1 Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.
Сочинение.
61-62 Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине 2 Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Выразительное чтение.
63-64 У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.
Сонеты Шекспира. 2 Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Воспевание поэтом дружбы и любви.
Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.
Аналитическое чтение.Беседа.
65-66 Ж.-Б.Мольер. « Мещанин во дворянстве» ( сцены). 2 Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии.
Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;
Выразительное чтение.
67 Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» 1 Сатира на государственное устройство общества.
Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;
Устное высказывание.
68 В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» 1 Понятие об историческом романе.
Расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры Анализ эпизода.
69-70 Урок-зачёт. 2 Совершенствовать умения обобщать, делать выводы.
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности Зачёт.