Доклад на региональную научно-методическую конференцию по проблемам Совершенствования методики преподавания биологии
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ.
(Доклад на региональной научно-методической конференции по проблеме «Совершенствование методики преподавания биологии»
Масаева Л.К.,учитель биологии МКОУ СОШ№1 г.п.Чегем
Традиционная система обучения, носящая объяснительно-иллюстративный характер, не решает проблем, стоящих перед современной школой. Сейчас мы уже знаем, что недостаточно ввести в практику отдельный методический прием, пусть даже этот прием активизирует детей, способствует усвоению какой-то отдельной темы. Мы должны отойти от практики проводить уроки как самоценность.
Каким должно быть обучение, чтобы школа выпускала компетентного гражданина своей страны, компетентного члена мирового культурного социума?
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при котором ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае он усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Здесь новое то, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть консультировать, организовывать, координировать, контролировать.
Перевод обучения на такую основу требует внедрения в практику педагогической технологии, которая позволит управлять учебным процессом, "систематизировать образование", или "систематизировать классное обучение".
Наш педколлектив в постоянном поиске такого рабочего инструмента для обычного учителя в условиях массовой школы, инструмента, который обязательно обеспечивал бы успех. На кафедре химии и биологии сделана попытка разработать такую педагогическую технологию на основе изучения зарубежного и отечественного передового педагогического опыта. В основу технологии положена идея дифференциации и индивидуализации обучения и состоит из четырех типов уроков: 1 - урок-лекция, 2 - семинарское занятие (самопогружение), 3 - зачет, 4 - интегрированный урок (межпредметное обобщение). В этой системе уроков необычно то, что на уроках у детей есть алгоритм действий и шаг за шагом учащиеся овладевают знаниями, углубляя и охватывая материал с новых сторон под руководством учителя, то есть учитель учит детей учиться, а не передает готовые знания.
Технология апробирована экспериментальным путем, и трудность в такой организации учебного процесса в том, что учителю нужно разработать алгоритм действий, батарею тестовых и контрольных заданий с "ключом" для обратной связи, да еще вооружить каждого школьника ими.
Следует более подробно остановиться на четвертом уровне познания учебного материала - интегрированном уроке. Методика этих уроков плохо разработана в литературе. У нас же есть определенные наработки в этом аспекте.
Первый шаг к интегрированному уроку - это согласование учебных программ по предметам с учетом смежных тем еще до начала учебного года.
Второй шаг - решение пропедевтических задач на предыдущих типах уроков: ознакомление учащихся с научными понятиями, формирование определенных представлений, выявление некоторых закономерностей. Таким образом, учащиеся готовятся к восприятию законов диалектики - на интегрированном уроке в основном решаются мотивационные задачи по принципу проблемности: формировние у школьников целостной картины мира, осознание ими взаимосвязи в окружающем их мире, в том числе человека и природы. Хотя такое разделение задач весьма условно.
Интегрированные уроки проводятся сдвоенными в форме конференции, бесед. Материал к уроку готовят учителя совместно с учащимися.
Впоследствии мы убедились, что уроки, где сотрудничают учащиеся разных возрастов и преподаватели разных предметов, высокоэффективны: сплачивают детский и взрослый коллективы в общем творческом поиске, развивают экологическое мышление у педагогов и школьников.
15