Электронно-образовательный ресурс: разработка урока русского языка по теме Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Открытый урок русского языка в 9 классе
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Цели урока:
Обучающие:
--познакомить учащихся с придаточными определительными
– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);– составлять схемы предложений с придаточными определительными.– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;– правильно употреблять в речи данные виды предложений;
Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
Воспитывающие:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока:
Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Cегодняшний урок необычный, потому что на нём присутствуют гости. Они пришли посмотреть, чему вы научились, какие умения и навыки приобрели.
Сегодня встретились не в первый раз
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
Но как ни краток встречи срок
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
Продолжаем трудиться.
2.Фронтальный опрос. Давайте проверим, как вы усвоили теоретический материал по теме «СПП».
На каждой парте лежит распечатка, прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.
Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
Придаточное предложение всегда стоит после главного.
Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
Части сложноподчиненного предложения равноправны.
Союзное слово не является членом предложения.
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
Ответ: 10100111.
-Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения.
-Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
--Теперь давайте вспомним ,какие виды придаточных вы знаете?(СПП с изъяснит., обстоят., и определительными).С одним из этих видов мы и познакомимся сегодня.
На доске записаны предложения:
1.В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей.—ПП осложн.прич.оборотом.
2.Зазеленел листок, и стал пригож лесок.—ССП
3.Мы ночевали в гостинице, где останавливались.—СПП с прид.определ.
4.О человеке, к которому я направился, ходят легенды.—СПП с прид.опред.
--Определим типы предложений? (1-е ПП; 2-е ССП)
--А 3-е и 4-е? (СПП)
-- Как вы думаете, какой это вид придаточных? (определительные)
--А как вы узнали? (по вопросу)
3. Определение темы урока.Целеполагание.
-- Вот это и является темой нашего урока.
-В тетрадях записываем число «Пятое декабря», классная работа.
-- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
--Чему мы должны научиться на уроке?(Познакомиться с придаточными определительными, находить прид.определительные в составе СПП, правильно расставлять знаки препинания)
4. “Инвентаризация знаний”.
- Какая информация имеется у вас по данной теме, какие ассоциации вызывает тема?
- Озвучьте полученную информацию.
Определение – второстепенный член предложения.
Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.
Определение поясняет имя существительное.
Определение обозначает признак предмета.
Определение подчёркивается волнистой линией.
Определение бывает согласованным и несогласованным.
Эпитет – художественное определение.
4. Объяснение нового материала.
Знакомимся с теоретическими сведениями учебника параграф 22 на стр.69.
5.Фронтальный опрос:
На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (Какой?)
Каково значение придаточного определительного? (Указывает на признак предмета.)
Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению? (С помощью союзных слов который, куда, когда, что и др.))
Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное? (Находится после главного).
-Назовите предложения с придаточным определительным. Укажите средства связи главного и придаточного предложений.
6. Закрепление материала.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Записываем под диктовку предложения, называем средства связи, составляем схемы предложений.
И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала.
В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
Трудимся дальше.
7.Физкультминутка
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движет, глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Теперь мы готовы к заключительному испытанию.
8. Кодированный словарный диктант.
Вьющееся растение – плющ.
Накидка от дождя – плащ.
Кухонная утварь – нож.
Бывает звездной – ночь.
Доктор иначе – врач.
Маленькое серое животное– мышь.
Озимая культура – рожь.
Дамское украшение – брошь.
Слышится громкий – плач.
С любимым там рай – шалаш.
Плющ, плащ, нож, ночь, врач, мышь, рожь, брошь, плач, шалаш.
--Какой орфограммой объединены эти слова (употребление ь знака на конце существительных после шипящих)
9. Введение понятия синтаксической синонимии.
Сейчас поучимся производить синтаксическую синонимию.
Спишите с доски данные примеры, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. (Работа в тетрадях, один учащийся - у доски.)
1.Звон (не) см....лкающий (н...) на минуту нарушал послеобеде...ый сон.(Звон ,который не смолкал ни на минуту, нарушал…)
2.Афоризмы жемчужины человеческой мудрости отлитые в краткую языковую форму.
-Выпишите из предложения 1 словосочетание ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН, укажите тип связи. (Согласование.)
-Замените данное словосочетание синонимичным словосочетанием со связью управление. (Сон после обеда.)
-Замените обособленные определения придаточным предложением, зачитайте получившийся вариант.
ВЫВОД: Итак, одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот – преимущественно в книжной.
--Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)
10.Работа с учебником (по времени)
Упражнение 107,стр.70
11. Закрепление. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 1 группы:
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
Карточка для 2 группы:
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
Карточка для 3 группы:
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
Карточка для 4 группы:
1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
12. Работа по развитию речи.
Прочитать текст упражнения 113.
СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ
13.Творческая работа
--Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова?(СПП с придат. Определительными)
14.Итог урока.
Над каким СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных определительных?
Вопросы.
1.К чему относятся?(к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного)
2.Место придаточного.
3.Чем прикрепляется к главному?(прид.часть прикрепляется к сочетанию существ.с указ словом)
--Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.
15.Оценки
16. Домашнее задание.
1. Параграф _22,стр.69-70,72.__
2. (По выбору) Упражнение__111_(для слабых).Для сильных :выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.
17. Рефлексия. Оценки.
Доволен ли тем, как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли ты получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Ты сумел показать свои знания?
18.Слово учителя.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Мне приятно было работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
Приложение
Прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.
Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
Придаточное предложение всегда стоит после главного.
Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
Части сложноподчиненного предложения равноправны.
Союзное слово не является членом предложения.
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
_________________________________________________________________________________
Прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.
Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
Придаточное предложение всегда стоит после главного.
Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
Части сложноподчиненного предложения равноправны.
Союзное слово не является членом предложения.
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 1 группы:
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
__________________________________________________________________
Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 2 группы:
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
__________________________________________________________________
Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 3 группы:
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 4 группы:
1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
_____________________________________________________________________________________