Презентация: Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина 30-х годов. Поэма «Медный всадник»


Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина 30-х годов. Поэма «Медный всадник» Памятник Петру I. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. В основе поэмы лежит реальный факт: самое сильное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 ноября (22 ноября по новому стилю) 1824 года. В этот день максимальный уровень подъема воды достиг 410 см выше ординара.. . Конфликт поэмы: Столкновение интересов «маленького человека» и интересов государственной власти. Конфликт неразрешим, пока целью государственного устройства не станут интересы простого человека. Два лика ПетраI: 1) великая личность;2) самодержец- деспот.С одной стороны, Петр – великий преобразователь,который основал город, провел множество преобразовательных реформ, с другой – город построен ценой больших человеческих жертв в плохом климате, на болотной местности. Петр I подчинял интересы людей интересам и приоритетам государства. Всякое проявление воли подавлялось. Два лика Евгения:«Маленький человек»Человек, способный на внутренний бунт.Евгений – «маленький человек» со своими интересами: заботой о деньгах, о личном счастье и о своих близких. Но этот человек оказывается способным на бунт против самодержца, бросая ему вызов. Но этот бунт обречен: самодержавная власть подавляет всякое роптание в свою сторону. Фантастическая картина усугубляет конфликт и обнажает взгляд Евгения на окружающую действительность. Сцена погони всадника символична: это и есть подавление личности самодержавием. Образ медного всадника – символ самодержавной власти, которая подавляет любое негодование в свой адрес. Не всем наводнение принесло горе и разорение.НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!Где будет взять? Ключевым здесь является слово «народ», это вопль народа. Именно петербургская беднота селилась по низким местам города, самым не престижным и дешевым местам проживания. Это их ветхие избушки сносило водой. Это они пострадали более всего. Вывод урока: Петр I - «мощный властелин судьбы», построивший Петербург и новую Россию, но не сумевший «железною уздою» стянуть человека. Конфликт столкновения интересов «маленького человека» и государственной власти неразрешим. Конфликт истории и личности очень противоречив в своей основе.