Дидактический материал по развитию орфографической зоркости обучающихся 3 класса по теме Правописание слов с безударными гласными в корне
ХАРЦЫЗСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ИНТЕЛЛЕКТ»№ 25
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
ПО ТЕМЕ
«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ»
-559873304888
Чижко Виктория Викторовна
учитель начальных классов
ХУВК «Интеллект»№25
учитель высшей категории
2015г
АННОТАЦИЯ
Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Ошибки на написание безударных гласных в корне остаются типичными и устойчивыми для учащихся во всех классах, особенно начальных. Безударные гласные – наиболее частотная орфограмма любого текста, поэтому она и даёт наибольший процент ошибок. Поэтому данная тема является актуальной проблемой в области обучения детей орфографии.
Дидактический материал состоит из серий карточек для самостоятельной уработы в классе и дома, которые содержат упражнения направленные на выработку у учащихся навыка правописания безударных гласных в корне слова; на нахождение слов, написание которых регулируется данным правилом;
на применение правила в самостоятельных и творческих работах; развитие речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне.
Основная задача данного пособия – более интересно и эффективно организовать познавательную деятельность учащихся по осмыслению, запоминанию и закреплению способов проверки безударных гласных в корне слова, создать оптимальные условия для самостоятельного применения, проверки полученных детьми знаний по данной теме. Разноуровневые задания дают ученику право выбора в зависимости от уровня овладения учебного материала, что способствует развитию у обучающегося личностных качеств самоконтроля и самооценки, воспитывают уверенность в своих силах. Задания творческого характера позволяют применять знания в различных нестандартных ситуациях.
Карточки могут быть использованы на всех этапах урока в классе, для самостоятельной работы дома
Карточка №1
Средний уровень
Как проверить безударные гласные в корне слова? Впиши ударные слоги данных слов и получишь ответ. Устно подбери проверочные слова к подчеркнутым словам.
Просится 2) весело 3) доверяй 4) ужин
5) вода 6) реки 7) позвони 8) ем
1 2 3 4 5 6 7 8
Достаточный уровень
Подбери однокоренное проверочное слово. Выдели в них корень.
… - с..лить … - зап..сать
… - д..леко … - св..тильник
… - с..сновый … - уд..влять
Высокий уровень
Подбери к каждому из слов два проверочных слова.
Ст..р..жить - … , … . Г..в..рить - … , … .
З..л..неть - … , … . Б..р..жок - … , … .
М..л..дой - … , … . Н..б..са - … , … .
Карточка №2
Средний уровень
Вставь пропущенные буквы.
Доски – д..ска грозы – гр..за
Дождь - д..жди поле – п..ля
Грач - гр..чи хлеб – хл..ба
Достаточный уровень
Измени слово так, чтобы безударный слог стал ударным. Напиши это слово. Обозначь ударение.
… - д..воры … - к..за
… - с..ва … - р..са
… - тр..ва … - гр..бы
Высокий уровень
Подбери к каждому из слов два проверочных слова : одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово.
Ст..лбы - … , … . Тр..ва - … , … .
Св..ча - … , … . Гр..бы - … , … .
Ст..кло - … , … . Пч..ла - … , … .
Карточка №3
Средний уровень
Списать, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Пришла з..ма (…). П..ля (…) покрылись пушистым к..вром (…). Мороз сковал реки и ..зёра (…). Тополь и осина стоят голые. Только с..сна (…) да ель зелены.
Достаточный уровень
Подчеркни слова с безударными гласными в корне слова. Подбери к ним проверочные слова.
Земля промерзла. Но зима ещё не настала. Не видно следов зверей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна лисе. А лиса тут как тут!
Высокий уровень
Найди и исправь ошибки. Подбери проверочные слова.
Чудесен лес земой! Белый пушистый снижек повис на витвях диревьев.
Смалистые шишки украшают виршины елей.
Карточка №4
Средний уровень
Спиши слова. Выдели в них корень. Подчеркни те, из них, которые могут быть проверочными для данных слов.
Дождевик, дождинка, дождики, дождит, дождь, дождливый.
Звезда, звёздочка, звездолёт, звёздный.
Свистеть свист, свистулька, засвистел.
Наряд, нарядить, нарядный, наряжать.
Достаточный уровень
Дополни и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.
Наступила (какая?) ос..нь (…). Дуют (какие?) в..тра ( …). Моросят (какие?) д..жди (…). (Какие?) листья падают (откуда? куда?). (Какие?) птицы ул..тают(…) (куда?).
Высокий уровень
Из слов каждой строчки составьте предложения. Текст озаглавьте. Вставьте пропущенные буквы.
____________
Хорош, з..мой, лес
д..ревьями, под, сугробы, глубокие
согнулись, берёз, от, м..лодых, инея, ств..лы
з..лёные, покрыты, ветви, елей, шапками, снега, белыми.
Карточка №5
Средний уровень
Вместо точек вставь пропущенные слова.
Я тихо иду по …(тропы). Я наблюдаю за жизнью в …(лес). Вот с …(деревья) на …(деревья) прыгнула белка. Над елью кружили…(клёст).
Дятел стучал по …(корка)…(сосны).
Достаточный уровень
Запиши загадки. Вставь пропущенные буквы. Напиши отгадки.
В новой ст..не, в круглом ..кне днём ст..кло разбито, за ночь вставлено. (___)
На дв..ре г..рой, а в избе в..дой.(___)
По з..мле ползёт, а к себе не подпускает(____).
Высокий уровень
Приведи примеры своих слов с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова". Напиши эти слова по столбикам:1 столбик - с безударной гласной - о, 2 столбик - с безударной гласной - е, 3 столбик - с безударной гласной -и.
о е и
................................. .................................... .........................
................................ ................................... .........................
................................... .................................... ..........................
................................... .................................... ..........................
Карточка №6
Средний уровень
Выпиши только слова с безударной гласной в корне. Проверь их написание.
Грибы, играть, дуб, зуб, стрела, стрелка, пчела, стрижка, малыш, водичка, мель, ночной, морской, детвора, книга.
Достаточный уровень
Спиши данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выдели в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо - ________________
Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л - ________________
Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город) - _________________
Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул - _________________
Высокий уровень
Составь небольшой текст по теме: " Пришла зима!" Найди и подчеркни в своём тексте слова с безударной гласной в корне слова.
Карточка №7
Средний уровень
Подчеркни безударную гласную, которая требует проверки при письме. Подбери проверочные слова. Выдели корень.
Грибок (…) , бежать (…) , больной(…) , играть(…) , лесник(…) , кричать(…), листочки(…).
Достаточный уровень
Определи границы предложений в тексте. Вставь пропущенную букву, подбирая проверочное слово.
Солнце село стало т..мнеть(…) на западе разгоралась заря с криком прон..слись(…) журавли прол..тели(…) на н..члег(…) утки в оз..ре(…) заквакали лягушки затр..щали(…) н..чные(…)кузнечики.
Высокий уровень
Составь предложения с данными словами. Подбери к словам с безударной гласной в корне проверочные слова.
Спешу - спишу седеть - сидеть
Лежи - лижи мячи - мечи
Карточка №8
Средний уровень
Замени данные слова проверочными. Подчеркни букву, которую проверяли. Выдели корень.
Глазок, носить, грибной, косить, моряк, светить, местечко.
Достаточный уровень
Найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Подчеркни безударную гласную в корне слов. Укажи, какой частью речи являются эти слова.
Перед нами белеет поле. Его покрывает белый пушистый снег. Сверкающая белизна слепит глаза.
Высокий уровень
Из слов каждой строчки составь предложение. Дать название составленному рассказу. Вставить пропущенную безударную гласную.
Лёд, солнышко, на, взломало, речке
руч..йки, в , пон..слись, речку, звонкие
в..да, леса, луга, и , зат..пила, талая
птицы, юга, с, л..тели
прим..ряли, летние, звери, шубки
Карточка №9
Средний уровень
К словам, обозначающим признак предмета, припиши подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Шелковистая, зеленая, мягкая (…)Речной, сыпучий, золотой (…)Густой, дремучий, сосновый (…)
Достаточный уровень
Выпиши слова с двумя безударными гласными в корне. Подбери к ним проверочные слова.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Проголодаешься – и с печи слезешь. Мал золотник, да дорог. Разговор дорогу коротает.
Высокий уровень
Подбери к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строчке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).
Существительное Прилагательное Глагол
… … чистить
… подарочный …
боль … …
сад … …
… белый …
Карточка №10
Средний уровень
Данные словосочетания замени одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Подчеркни безударную гласную.
Образец: Испытывать жалость – жалеть
Сделать подарок - …
Говорить дерзость - …
Издавать крик - …
Произвести посадку - …
Излучать свет - ….
Достаточный уровень
К данным словам припиши слова с противоположным значением, укажите проверочные слова.
Дешевый - … (…)
Маленький - … (…)
Тяжелый - … (…)
Высокий уровень
Запиши однокоренные слова с корнем зелен, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Составь с ними предложения.
Карточка №11
Средний уровень
Вставь пропущенную букву в словах, рядом напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Л..сной - ... , сн..говик - ... , тр..пинка- ... , з..ма - ..., р..ка - ... , в..да - ... , гр..за - ...
Достаточный уровень
Вставьте пропущенные буквы, в скобочках запишите проверочное слово.
Скв..рцы(…) прил..тают (...) ранней в..сной (...) в к..нце (...) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п..лям (...), осматривая знакомые м..ста (...). Потом ут..хают (…) и начинают рассаживаться парами по веткам. Наступает пора строить жилища, обзаводиться пт..нцами (...).
Высокий уровень
Найди и исправь ошибки. Подбери проверочные слова.
Кросив русский лес земою! Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Глубокие, чистые лижат под диревьями сугробы.
Карточка №12
Средний уровень
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.
к..рмушка - (о,а) - ... д..ревья - (е,и) - ...
уг..щать - (а,о) - ... ст..рожить - (а,о) - …
ш..лестеть - (е,и) - ... ш..рстяной - (е,и) - …
ж..стянка - (е,и) - ... м..рской - (о,а) - …
Достаточный уровень
Спиши данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выдели в словах корень и напиши к каждой группе поверочное слово.
П..сатель, расп..сание, зап..сал, п..сьмецо- ...
Стр...лок, стр..льба, стр..лял, выстр..л - ...
Т..рговля, т..ргует, т..рговый (город) - ...
Гл..тать, прогл..тил, гл..ток, гл..тнул - ...
Высокий уровень
Вспомни названия сказок, в которых встречаются слова с безударными гласными в корне. Запиши названия сказок и подобрать к ним проверочные слова.
Карточка №13
Средний уровень
Из слов в скобках выбери и подчеркни одно или два проверочных слова.
С..сна - (сосновый, сосенка, сосны)
ш..рокий - (шире, широко, ширь)
зв..зда - (звездочет, звёздочка, звёздный)
з..лёные - (зеленеть, зелень, зелёнка)
х..лода - (холодный, холод, холодильник)
г..лова - (головушка, головы, головка)
л..нейка- (линейный, линия, разлинованный)
Достаточный уровень
Вставь пропущенные буквы в данный текст. В скобках напиши проверочные слова, подчеркните орфограммы.
Лес.
В л..су (...) живёт рыжая л..са (...). Лисий дом - н..ра ( ...). У н..ры ( ...) играют весёлые л..сята (…). Л..сица (...) учит их лисьим повадкам.
Высокий уровень
Подчеркни в словах проверяемые безударные гласные, подбери проверочные слова.
Бояться волков - быть без грибов.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
В гости ходить- надо и к себе водить.
В ногах правды нет.
ЛИТЕРАТУРА
Александров А.М Дидактический материал» 3 класс, «Просвещение», Москва, 1999 г.
Волина В. «Русский язык, учимся играя»ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.
Журжина Ш.В. Н.В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку. 3 класс», «Просвещение», Москва, 1998 г.
Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слов. // Начальная школа - №2. – 1988.
Ушакова О.Д. «Объясняем трудную тему по русскому языку, выделяем орфограммы», 3-4 класс, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург,2011 г.
Царевская Н.И. «Тетрадь по русскому язык: 4(3)класс.» -Донецк:Центр подготовки абитуриентов, 2001
Шаповалова О.А. «Русский язык» 3 класс. Карточки заданий», «Лицей», Саратов, 2007 г.