Такое разное электричество Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром.
«Такое разное электричество»
Цель: обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи: уточнить и расширить представления детей об электричестве. Уточнить знания о том, где живет «опасное» электричество и как оно помогает человеку.
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Закрепить правила безопасного использования электроприборов.
2.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемам практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий. Воспитывать умение работать в коллективе.
Билингвальный компонент: : лампочка-шамы, электроприборы- электр куралдары, , электричество – электр тогы, молния-найзагай.
Словарная работа: рационально, электрон.
Оборудование: игрушка на пульте управления, д/и «Найди пару», разрезная картинка «Лампочка» ,иллюстрации по теме занятия (виды электростанций), правила безопасного поведения в картинках, макет мини-электростанции, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности : коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком и варежка, расчески, бумажные бабочки, воздушные шары, шерстяные тряпочки ,запрещающие знаки поведения при грозе, смайлики солнышка и тучек, фигурка человечка.
Ход занятия:
Утренний круг:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Мне нравится, когда человек улыбается, это значит, что у него хорошее настроение.
-А что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение? (любят играть)
-Смотрите, что я вам принесла. Игрушка с пультом управления.
-Попробуем ее включить? (не включается)
Проблемный вопрос: -Почему машинка не включается? Что случилось? (ответ детей)
-Попробуем поставить батарейку. Игрушка заработала. Почему?
-Что за сила скрывается в батарейке? (электричество) на казахском языке - электр тогы.
-Правильно, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток и она заработала.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество?
-Как догадались, что оно у нас есть? (розетки, провода, лампочки и т.д.)
-Зачем нам электричество? Что работает с помощью электричества? (ответы детей)
-Давайте вспомним, для чего нужны человеку электроприборы? (ответы детей) Поиграем в игру «Как предметы помогают человеку».
(На столе лежат карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего этот предмет нужен),
- возьмите по 1 каждый и найдите себе пару. Объясните свой выбор. ( Например: пылесос-ковер, кастрюля- плита, волосы- фен и др)
Ребята, а вы знаете, какой прибор заработал первым от электричества? (высказывают свои предположения), вот сейчас мы это и выясним.
Пригласить детей к столам. ( На столе лежит разрезанная картинка – «лампочка».)
Проблемная ситуация:- обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, что это разрезные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку. (складывают картинку)
-Что получилось? (эл. лампочка) Билингвальный компонент: лампочка-шам. Повторите.
- Для чего нужна лампочка?
-Скажите, как вы думаете, всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей)
-Хотите узнать? Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
- Об этом нам расскажет Ксюша. Она подготовила проект « Как появилась лампочка?».
Представление проекта ребенком, остальные дети слушают.
- Так что же было сначала, а что потом? (отвечают)
3. Физминутка «Провода». Сейчас, я вас приглашаю поиграть в игру «Провода»
Нужно выстроиться в одну линию и присесть на корточки. На одном конце провода вилка (воспитатель), на другом лампочка (последний ребенок).
Воспитатель берет за руку крайнего ребенка- вилку включили в розетку и электричество пошло по проводу. Дети по очереди встают и вновь садятся, образуя волновое движение. Когда встает последний ребенок, он поднимает руки вверх – лампочка включилась.
Лампочка выключилась - крайний ребенок опускает руки, дети делают обратное волновое движение. Электричество ушло в розетку, воспитатель отпускает руку ребенка. Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы: холодильник, мониторы, кофемолка пылесос,
Ток энергию принес!
- Ребята, вы хотите узнать как электричество Б.К. электр тогы приходит в ваши дома, в наш детский сад? Тогда, приглашаю вас за столы.
4. Новый материал: рассказ воспитателя. Показ слайдов (картинок).
- Электричество рождается на больших электростанциях (картинка №1) и по проводам(карт. №2) , спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, магазины, предприятия – туда, где оно нужно. Этот провод для электричества, как дорожка.(карт.№3) Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких проволочек. Вот по этим проволочкам электрический ток попадает в розетки и выключатели. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, и чем –то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы – электроны.
№2 Так же есть гидроэлектростанции. Это электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора, вырабатывается электричество. Оно подается в специальные подстанции, а от них потом также по проводам ток бежит туда, где без него не могут обойтись. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.
№3 Ветряные электростанции. В.Э. производят электричество за счет энергии перемещающихся воздушных масс – ветра.
№4 Солнечные электростанции, атомные электростанции. Но обо всем этом подробнее вы узнаете, когда пойдете в школу.
-Скажите, а для чего еще люди используют электричество, кроме освещения помещения? (ответы детей: для пользования электроприборами)электр куралдары Электроприборы в нашей жизни стали нашими помощниками. Но также они могут принести и вред, если мы, люди, не будем выполнять правила обращения с электроприборами.
- Давайте вспомним их. На столах лежат картинки, рассмотрите их. Сформулируйте основные правила безопасности при работе с электроприборами.
1. Нельзя брать руками за провод, можно брать в руки только вилку.
2.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
3.Нельзя одновременно включать сразу все приборы, может произойти замыкание.
4.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
5.Уходя из дома необходимо выключить все электроприборы.
6.Нельзя использовать прибор, если поврежден его кабель.
7.Не касайтесь руками оголенных проводов.
8.НЕ оставляйте включенные электроприборы без присмотра.
9. Не заливай водой горящие электроприборы.
10.Не играй с розетками.
11.Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствии.
4. А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах, батарейках – их называют элементы питания. (показать картинку) Мы сейчас с вами проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. Убедимся , что в них живет электричество.
Опыт с макетом: электрическая цепь.
-Рассмотрите, что вы видите? Как вы думаете, что должно произойти, что мы можем увидеть? (ответы детей)
-1.Включаем (не работает) –Почему?
-Что нужно для того, чтобы лампочка загорелась?
-2.Подсоединяем провода к батарейке. Что произошло? Почему?
-Зачем нужны выключатели? (для рационального (экономного) использования электроэнергии.- А кто из вас знает, для чего люди используют эти «домики» для хранения электричества? - Где их применяют? (фотоаппарат, фонарики, пульт управления…)
-Электричество, которое находится в батарейках называется – статическое.
Оно безопасно для людей.
-Есть еще одно тихое, неопасное, незаметное эл-во, которое живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть . – Знаете, что это такое? Хотите узнать?
Приглашаю вас в страну «волшебных предметов».
Разделитесь по 4 человек и подойдите к столам. (делятся на подгруппы)
На каждом столе лежат схемы – помощники, согласно которым вы будете следовать. И если вы все выполните верно, то сможете поймать то самое электричество, про которое я вам говорила и поиграть с ним.
На столе пластмассовые палочки/ расчески и бумажные бабочки, схема.
Воздушные шарики, схема.
Коробка с пенопластовыми шариками, стекло, варежка.
Вывод: – Расскажите, что у вас получилось? Как предметы(бумага/ шарики) стали волшебными? (наэлектризовались) Почему?
- Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде- повсюду и появляется оно при трении двух разных предметов. Электричество может притягивать, двигать предметы.
Называется оно также –статическое.
-А еще есть электричество, которое создает природа. Как вы думаете, о чем я говорю? (молния) На каз. языке молния будет - найгазай
Молния – это сильный электрический заряд, который исходит из облака в направлении другого облака или в направлении земли.
Управлять молнией невозможно, но можно себя обезопасить, если соблюдать некоторые правила безопасности:
Во время грозы выключите приборы из розетки
Не разговаривайте по мобильному телефону
Держитесь подальше от водоемов
Не прячьтесь под одиноко стоящим деревом
Не катайтесь на велосипеде или самокате.
5.Итог занятия :Обратная связь
–О чем мы с вами говорили сегодня?
-Кому что запомнилось?
Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет.Если вам понравилось наше занятие, то вы возьмете лампочку, которая улыбается. А если нет, то лампочку, которая со знаком вопроса. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.
Благодарю за выбранные фишки.
Хочу закончить занятие стихотворением:
Электричество, все знают, - это очень хорошо
Если правильно все делать – благо нам несет оно.
Если ж правила нарушишь-
Будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы
И не нарушай запрет!
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром
На тему: «Такое разное электричество»
В подготовительной «Б» группе.
Воспитатель: Нагайченко Инна Васильевнаг.Павлодар