Профессиональное самоопределение в вопросах и ответах
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.К
ошкинский территориальный отдел образования
Северо
-
Западного управления Министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старая Кармала
муниципального района Кошкинский Самарской области
446812, Самарская область, муниципальный район Кошкинский, с. Старая Кармала, ул. Школьная, д. 16.
Телефон: (84650) 78
-
244. Е
-
mail
:
stkarm
@
sch
.
yartel
.
ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИ
Е
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Информационный справочник
Составител
ь
:
Н.Н. Ягавкина,
руководитель Клуба профессионального
самоопределения ©Ориентирª
Старая Кармала
2012
-
2015
Информационный справочник предназначен родителям, желающим оказать
поддержку детям в сфере профессионального самоопределения. Может быть
использован педагогами для профинформационной работы с роди
телями
обучающихся
Уважаемые родители!
Каждый из нас желает своему ребѐнку хорошей судьбы. Залогом
благополучного будущего многие считают удачный профессиональный вы
-
бор и достойную работу. И мы стремимся поделиться с детьми нашим
жизненным
опытом, подсказать им правильный, на наш взгляд, профес
-
сиональный путь. Многочисленные исследования показывают, что
влияние родителей на профессиональный выбор ребѐнка колоссально.
Поэтому родителям надо помнить, что важно не только помочь, но и не
навре
дить своими действиями. А это возможно только в том случае, если
взрослый сам хоть немного разбирается в вопросах профессионального
самоопределения. Для этой цели и создан этот небольшой справочник, в
который вошли ответы на наиболее часто встречающиеся в
практике
работы вопросы родителей.
Что такое профессиональное самоопределение ?
Профессиональное самоопределение
–
это термин, которым специалисты
обозначают процесс сознательного и самостоятельного выбора человеком
своего профессионального пути. Ка
ждый человек выбирает свой профессио
-
нальный путь, но не каждый может сказать про себя, что сделал этот выбор
осознано и самостоятельно.
В каком возрасте происходит профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение
–
это не
единовременное событие, а дело
всей жизни человека. Начинается оно ещѐ в дошкольном детстве с наблюдения
и рассказов о работе родителей и ближайшего окружения, с желания помогать
взрослым ©по хозяйствуª, с игр в продавцов, парикмахеров, врачей,
водителей…
Потом
–
длительный период познания и раскрытия своих личных
особенностей, интересов, способностей, сильных и слабых сторон; появление и
осознание профессиональных устремлений, склонностей; выбор
предпрофильных курсов, профиля обучения; выбор направления
по
слешкольного образо
-
вания; выбор места обучения; выбор места работы,
трудоустройство; работа по профессии (или не по профессии); наработка
профессионального опыта, выход из трудовой деятельности. Теоретически
профессиональное самоопределение можно считать
завершѐнным, когда чело
-
век осознаѐт себя профессионалом в своѐм деле и получает от своей работы
моральное удовлетворение. Однако у человека есть возможность освоения
смежных профессий и смены профессии, а, значит, и дальнейшего
профессионального роста.
Поэтому процесс профессионального самоопреде
-
ления может и не иметь конечной завершѐнности.
Чем различаются профессиональное самоопределение и профессиональная
ориентация?
Профессиональное самоопределение можно упрощѐнно представить как
процесс прин
ятия решений в профессиональной сфере жизни. Что касается
профессиональной ориентации (профориентации), то это
–
система мер,
направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном
выборе (подборе, смене) профессии. Такой комплекс мер разраб
атывается на
основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного
предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентатора
-
ми, педагогами, психологами,
HR
-
специалистами) через экскурсии, занятия,
тренинги, деловые игры,
консультации, лекции. Участие в разных
профориентационных мероприятиях помогает человеку определиться с
профессиональным выбором.
Как проводится профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация проводится по нескольким направлениям:
информиров
ание
–
передача сведений, диагностика
–
оценка индивидуальных
особенностей, консультирование
–
помощь в разрешении проблем.
Информирование может проходить в форме беседы, лекции, презентации,
выставки, экскурсии. Темами могут быть правила выбора профессии
,
содержание труда, пути получения профессионального образования, ситуация
на рынке труда, правила трудоустройства, программы содействия
трудоустройству и т.п. Диагностика подразумевает ответы на вопросы теста,
опросника, а также выполнение различных зада
ний в комплексных методиках.
В ходе диагностики выявляются профессиональные интересы, склонности,
способности, трудовая мотивация, профессионально важные личностные каче
-
ства и т.п.
Консультирование обычно проходит в форме беседы со специалистом
-
профк
онсультантом. Темой профориентационной консультации является некое
затруднение, проблема профессионального самоопределения, обозначенная
самим человеком (клиентом). Таким затруднением может быть выбор профиля
обучения, выбор послешкольного образования, отс
утствие профессиональных
планов, нежелание определяться с выбором профессии, выявление своих
особенностей, неуверенное поведение на собеседовании с работодателем и др.
Иногда все направления профориентации проводятся в комплексе, то есть,
например, на одно
м занятии или мероприятии ребятам могут рассказать о
формуле выбора профессии, провести опросник профессиональных интересов и
прокон
-
сультировать по результатам диагностики.
Нужно ли вмешиваться в профессиональные планы своих детей ?
Вмешиваться (бес
церемонно, насильственно вторгаться), конечно, не нужно, а
вот принимать участие
–
обязательно! Период выбора профессии и построения
профессиональных планов хронологически совпадает с подростковым и
юношеским возрастом. Этот период сложен сам по себе, поэ
тому родите
-
8
лям ни в коем случае нельзя занимать крайние позиции: всѐ пускать на самотѐк
или жѐстко навязывать своѐ мнение ребѐнку. Находясь в ситуации выбора,
многие подростки испытывают растерян
-
ность и остро нуждаются в поддержке
взрослых. В то ж
е время бестактное, авторитарное поведение взрослых может
им сильно навредить. Родителям нужно понимать, что выбор, который молодые
люди делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности.
Возможно, выбранная сейчас профессия будет им инт
ересна всю трудовую
жизнь, а может через некоторое время их предпочтения изменятся, и они
захотят переучиться и сменить профессию. И это говорит не о том, что первый
выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека
наиболее полно реа
лизовать свои возможности, найти своѐ место, своѐ
призвание в профессиональной сфере. Никто не знает, как изменится наша
жизнь через несколько десятков лет, какие новые технологии, услуги и
специалисты будут востребованы, а какие
–
нет. Возможно, что профе
ссии,
которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут
таковыми, и наоборот. Некоторые люди всю жизнь работают по однажды
выбранной профессии, другие
–
меняют еѐ раз в два
-
три года. Существует масса
вариантов профессионального разв
ития, и каждый профессиональный путь
имеет свои плюсы и минусы, и невозможно предсказать, какой из них будет
лучшим для наших детей.
Чем помочь ребѐнку при выборе профессии?
Семья играет огромную роль в выборе будущей профессии подростка. Причѐм
это в
лияние не всегда выражается в форме конкретного совета или указания.
Часто оно носит скрытый характер: вскользь высказанное мнение о каких
-
то
профессиях, собственный профессиональный пример, взаимоотношения с
коллегами по работе и многое другое. В ситуаци
и выбора профессии, в первую
очередь, нужно разграничить наши личные амбиции, предубеждения, страхи и
личные интересы, возможности, страхи ребѐнка. Осознание родительских
установок в отношении профессионального выбора подростка уже само по себе
принесѐт ог
ромную пользу. Промежуточным результатом профессионального
самоопределения в старшем школьном возрасте является привлекательный,
достаточно определѐнный и реалистичный план действий на ближайшее время:
какие экзамены сдавать, куда поступать, на какую форму
обучения, каких мате
-
риальных и моральных затрат это потребует и т.п. В таком плане очень важно
продумать запасные варианты на случай, если основной выбор по каким
-
то
причинам реализовать не удастся (например, возникнут непредвиденные
сложности со сдачей
экзаменов). Для того чтобы у подростка сформировался
такой профессиональный план родителям нужно: 1) задолго до подросткового
возраста заниматься трудовым воспитанием ребѐнка; 2) непосредственно в
подростковом возрасте обеспечивать ребѐнка нужной информа
цией и
стимулировать его самого к поиску этой информации. В помощь родителям и
подросткам в получении нужной информации
-
издаются и продаются в книготорговых фирмах/магазинах справочники с
описанием профессий, например, М. В. Горбуновой ©1000 профессий
тр
адиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарьª;
-
издаются и продаются в книготорговых фирмах/магазинах справочники с
информацией о профессиональных образовательных организациях
(учреждениях среднего профессионального образования) и образов
ательных
организациях высшего образования (вузах), например, ©Образование в Самаре
и Самарской областиª, ©Куда пойти учитьсяª, ©Справочник абитуриентаª;
-
организуются тематические выставки, на
-
пример, ©Образование и Карьераª
(ВК им. П. Ала
-
бина), ©Обра
зование. Карьера. Бизнесª (ВК Экспо
-
Волга);
-
организуются различные мероприятия в рамках крупных областных акций,
например, областной Недели труда ©Семь шагов к профессииª, областной
акции ©Апрельские встречиª;
-
проводятся Ярмарки учебных мест, Дни откр
ытых дверей, экскурсии,
классные часы, фестивали, викторины, конкурсы профориентационной
тематики и многое другое. Много полезной информации, помогающей
профессиональному самоопределению молодѐжи, можно найти и в сети
Интернет. Зачастую подросткам из
-
за от
сутствия опыта сложно сделать какие
-
то конкретные шаги (позвонить в приѐмную комиссию, сходить на День
открытых дверей), и здесь помощь родителей будет очень кстати.
Что делать, если ребѐнок выбирает профессию, которая родителей
совершенно не устраивает?
Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о
трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны, но это не даѐт
право взрослым принуждать подростка к заготовленному родителями
профессиональному выбору. В первую очередь, ну
жно не допускать за
-
рождения и разгорания конфликта на этой почве. Действовать нужно
конструктивно. В спокойной обстановке выяснить, на чѐм основан профессио
-
нальный выбор подростка. Выбрал ли он профессию ©за компаниюª, по
принципу ©никуда больше не пос
туплюª, увлѐкся ли внешней или частной
стороной профессии, поддался ©модеª на профессии, недооценивает свои
личные особенности? Или его выбор профессии основан на глубоком интересе
к содержанию труда в ней? Если имеет место первый вариант, нужно корректно
обсудить вместе с ребѐнком возможные ©заª и ©противª выбранной им
профессии, выяснить содержание и условия труда, требования профессии к
человеку, узнать возможности приобретения профессии и перспективы
профессио
-
нального роста, организовать практическое
знакомство с выбранной
профессией, а также подготовить ©запасной вариантª на случай неудачи на
выбранном пути. Для реализации всего этого полезно привлечь друзей и
знакомых (своих и ребѐнка), педагогов, школьных психологов, специалистов
-
профконсультантов.
Если имеет место второй вариант, родителям самим
следует понять, на чѐм основан их выбор профессии для подростка. Молодые
люди территориально, финансово, юридически, психологически зависят от
родителей. Поэтому зачастую взаимное непонимание в вопросах выбо
ра
профессии исходит из сложностей во взаимоотношениях родителей и подростка
в целом. Посоветоваться по вопросам детско
-
родительских отношений можно с
психологами городских и районных центров социальной помощи семье и детям
©Семьяª.
Что собой представл
яет профориентационная консультация?
Профориентационная консультация включает в себя беседу специалиста со
школьником и, при необходимости, с родителями, а также проф
-
ориентационную диагностику. Содержание консультации определяется
запросом, с которым
обращается школьник или его родители: выбор профиля
обучения, выбор места послешкольного обучения, выявление интересов и
способностей ребѐнка и т.п. С согласия ребѐнка родители могут присутствовать
на консультации. На консультации специалист определит, н
а каком этапе
профессионального самоопределения находится школьник, в чѐм заключается
его затруднение, с помощью диагностических методик выявит его особенности,
сильные и слабые стороны, обсудит с ним полученные результаты, даст
рекомендации и поможет разр
аботать план дальнейших действий. Важно
понимать, что основная цель профориентационной консультации
–
акти
-
визировать подростка, сформировать у него стремление к осознанному выбору
профессионального пути с учѐтом полученных на консультации знаний.
Практик
а показывает, что у многих школьников существует потребность
посоветоваться со специалистом относительно своего профессионального
будущего. Каждый из них нуждается в профориентационной помощи в разной
степени. Для одних достаточным являются 1
-
2 беседы и кр
аткое
диагностическое обследование, другим требуется углубленная диагностика,
многократ
-
ные консультации со специалистом. Поэтому профориентацонная
консультация может не огра
-
ничиваться одной встречей.
Где можно получить консультацию по
профессиональному
самоопределению ?
Консультации по различным аспектам профессионального самоопределения
(выбор сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности
профессионального обучения) оказывают в следующих учреждениях и
организациях:
-
городские и районные центры занятости населения;
-
ресурсные центры органов управления образования;
-
Центр профессионального образования Самарской области;
-
Центр развития трудовых ресурсов городского округа Тольятти;
-
Центр специального образования Са
марской области (консультирование детей
с особыми нуждами); Также есть возможность получить онлайн консультацию в
сети Интернет.
Насколько эффективны профориентационные тесты ?
Тесты представляют собой сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор
одн
ого правильного ответа из числа предложенных. В основе тестов лежит
принцип самооценки возможностей тестируемого. В профориентационной
диагностике применяются не столько тесты, сколько комплексные методики
изучения особенностей, имеющих непосредственное о
тношение к вопросу
профессионального самоопределения. Это, прежде всего, профессиональные
намерения молодых людей, их интересы, склонности, способности,
психофизиологические особенности, важные для успешного овладения
определѐнным видом деятельности.
Мн
огие тесты и методики есть в свободном доступе на сайтах Интернета и в
книготорговых магазинах, и ими можно воспользоваться самостоятельно. Но
важны не сами тесты, а правильное понимание полученных результатов.
Поэтому по поводу профориентационной диагност
ики лучше обращаться к
специалисту
–
психологу или профконсультанту. Ведь главная цель такой
диагностики
–
помочь молодым людям лучше узнать себя, активизировать их
стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Работа на кани
кулах
–
вред или благо ?
Временное трудоустройство несовершеннолетних на время каникул возможно с
разрешения любого из родителей с 14 лет и с 16 лет уже без родительского
разрешения. Главное условие
–
количество рабочих часов для 14
-
15
-
летних
школьников н
е должно превышать 5 часов в день, а для 16
-
18
-
летних
–
7 часов в
день (при 5
-
ти дневной рабочей неделе). Обсуждая, работать на каникулах или
нет, важнее всего учитывать личное желание самого подростка и степень его
учебной нагрузки в течение года. Ведь к
аникулы в первую очередь пред
-
назначены для восстановления сил и работоспособности учащихся.
Во временной работе на каникулах есть много положительных сторон: энергия
подростка направлена в благотворное русло, у него появляются карманные
деньги, которы
ми он может распоряжаться на своѐ усмотрение, приобретается
опыт трудоустройства и выполнения рабочих обязанностей. Очень важно,
чтобы первый опыт работы был для подростка позитивным. Для этого нужно
выбирать такие виды работ, которые подростку интересны,
доступны для
выполнения (как физически, так и психологически) и предлагаются на
-
дѐжными работодателями.
Куда обратиться по поводу работы школьника в свободное от учѐбы время?
Временным трудоустройством молодѐжи в возрасте от 14 до 18 лет занимаются,
в первую очередь, служба занятости населения (городские и районные центры
занятости населения), а также Молодѐжный центр ©Самарскийª в городе
Самара и Дом молодежных организаций. Молодым людям могут предложить
работу, не требующую особых профессиональных
навыков, например:
социальные работы (оказание помощи одиноким престарелым гражданам и
инвалидам);
работа помощниками вожатых, педагогов
-
организаторов;
сельскохозяйственные работы (выращивание, высадка рассады, уход за
рассадой, поливка, подкорм
ка, подвязывание, разведение комнатных растений);
работа в школьных библиотеках;
озеленение, благоустройство территории зон отдыха;
выполнение обязанностей курьера и другие.
Найти временную работу можно и через интернет, газеты, друзей, знакомы
х,
родственников.
Как принять правильное решение?
Чтобы принять правильное решение (в любой сфере), необходимо учесть
множество факторов. Однако всѐ разнообразие этих факторов можно
объединить в три группы, на основе которых выведена универсальная
формула
выбора, применимая и к процессу выбора (или смены) профессии: ©Хочу
-
Могу
-
Надоª. ©Хочуª
–
это пространство профессиональных желаний, целей,
интересов, стремлений. Это желание человека заниматься выбранным делом.
©Могуª
–
это пространство способнос
тей, талантов, состояние здоровья. Это
способность выполнять данную работу. ©Надоª
–
это пространство запросов от
рынка труда, социально
-
экономическая ситуация, тенденции в развитии
экономики. Это востребованность конкретной профессии работодателями. Эти
т
ри компонента лежат в основе профессионального успеха, и, совершая выбор,
необходимо соотносить свои ©хочуª, ©могуª и ©надоª. Понятно, что идеальной
будет профессиональная деятельность интересная, посильная и полезная
обществу.
Вместо заключения
Ваш реб
енок стоит перед необходимостью важнейшего выбора
–
выбора своего
профессионального пути. К моменту, когда возникает эта необходимость (в 15
-
17 лет), большинство молодых людей имеют ещѐ очень смутные и поверхно
-
стные представления о себе и о мире професси
й. В этом возрасте их больше
занимают вопросы взаимоотношений со сверстниками, а не будущая работа,
которая кажется мифически далѐкой. И в такой ситуации очень важна
своевременная и тактичная помощь родителей, которая может быть не только
содержательного х
арактера (рассказать ребѐнку о сути профессий), но и
организационного (сходить с ребѐнком на ©День открытых дверейª) и
эмоционального плана (поговорить с ребѐнком).