Приемы работы на уроках истории в коррекционных и инклюзивных классах.


Пичурина Т.В. Приемы работы на уроках истории в коррекционных и инклюзивных классах.
Среди обучающихся с ОВЗ, с которыми я работаю, преобладают дети с задержкой психического развития. Для этих учащихся характерны быстрая утомляемость, потеря интереса к учебной деятельности, низкая концентрация внимания, отставание в речевом развитии, слабая память. Поэтому я постоянно сталкиваюсь с необходимостью поиска таких приемов и форм обучения, которые позволили бы мне реализовать программу обучения и достичь моим учащимся планируемых результатов обучения
Важным условием плодотворной работы на уроке является мотивация учащихся на обучение. Подготовка к уроку начинается уже на перемене: историческая карта, учебный рисунок, на котором нужно найти исторические ошибки, - уже настраивают ребят на работу. И в то же время формируют интерес к предмету. Ведь на карте можно загадать своему однокласснику такой объект, который он будет искать все перемену. А сколько эмоций во время поиска исторических ошибок на рисунке: «Я нашел три!» , « А я- четыре!» Также можно поиграть в слова, только вместо обычных слов нужно называть исторические или обществоведческие понятия и в самый «горячий» момент задать вопрос: «А что это такое?»
Учащиеся с задержками развития, как правило, имеют затруднения в восприятии учебного материала. Поэтому для лучшего усвоения необходимо задействовать все каналы восприятия, не ограничиваясь привычными для традиционного урока аудиальными. Объяснение сопровождаю показом презентаций, учебных рисунков, иллюстраций в учебнике, просмотром фрагментов учебных, документальных и художественных фильмов. Подобное сопровождение делает изучаемый материал более доступным для понимания и усвоения. Использование наглядности помогает также сконцентрировать внимание на более длительный период, т.к. у таких детей повышена отвлекаемость на словесные раздражители.
А закрепление можно проводить в виде защиты мини - проектов, когда учащиеся представляют свою работу, отвечают на вопросы одноклассников. В ходе защиты одноклассники также исправляют ошибки и указывают на неточности. Так, мои учащиеся коррекционного класса активно представляли свои рисунки на тему «Охота первобытного человека», и я пережила настоящее потрясение, когда ученик с аутическими расстройствами разыграл нам по ролям и первобытного охотника, и саблезубого медведя, а на замечание одноклассника, что первобытные люди охотились большими группами, очень серьезно ответил, что остальные сидят в засаде, поэтому их не видно. А как горячо велось обсуждение презентации рекламных проектов фантика шоколадной конфеты «Моя семья» на уроке обществознания. Дети не только красивые фантики нарисовали, но и рецептуру конфет придумали. Таких, какие любит мама.
Обучение детей с ОВЗ должно строиться на поэтапном обучении приемам учебной деятельности. Важное место в жизни каждого человека занимает работа с информацией. Умение работать с текстом – необходимое условие для успешного изучения гуманитарных предметов. Работа с текстом ведется на моих уроках постоянно. Начинаю с отработки простых приемов работы с учебной информацией: выделение главного, проговаривания главной мысли текста, постановки вопросов к прочитанному тексту и ответы на них, интерпретация информации из диаграмм, графиков, исторической карты, рисунка, построение схем, логических цепочек. Затем отрабатываются умения преобразовывать информацию в другой текст (план, тезисы, таблица) и создавать свой текст (сообщение, презентация, реферат, сочинение).Разнообразные приемы работы с текстом позволяют решить одну очень серьезную проблему обучения детей с особыми образовательными потребностями – недостаточное развитие памяти. Запоминанию материала способствует многократность его повторения. Поэтому использую такие приемы, как составление краткой записи, в том числе в форме схемы, рисунка, опорного конспекта. Очень хорошо помогает прием: «изобразите то, что вы услышали, в форме рисунков» (зашифрованное письмо). А потом предлагаю совершить обратное действие: письмо нужно расшифровать, составить небольшой рассказ на основе схемы, рисунка. При этом нужно помнить, что такие учащиеся нуждаются в многократном повторении при выполнении одного и того же типа задания.
В заключение хочу поделиться с коллегами одним высказыванием замечательного педагога - психолога, директора ГБОУ НОС « Областной центр диагностики и консультирования» Т. Л. Чепель : «В обучении детей с задержками психического развития нет ничего такого, что мы не могли бы использовать в работе с детьми нормы». Правота этих слов постоянно подтверждается моей педагогической практикой.