Статья «Организация взаимодействия специалистов с родителями инклюзивных групп»
«Организация взаимодействия специалистов с родителями инклюзивных групп»
В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты дошкольных организаций традиционно дают родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей. Более того, многие родители эти рекомендации игнорируют. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения, как с ребенком, так и педагогом его воспитывающим.
Одним из важнейших условий развития личности ребенка с ограниченными возможностями, достижения им социальной зрелости, если он посещает ДО, является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Как сделать так, чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, как организовать совместное взаимодействие сада и семей воспитанников, но, чтобы в этом были заинтересованы не только педагоги, но и в большей степени родители - это один из актуальных вопросов детских садов с инклюзивным воспитанием и обучением.
Дошкольная организация не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи образовательная организация должна определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в формировании детей имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.
Воспитатель, педагог – дефектолог, психолог - не только воспитатели детей, но и партнеры по воспитанию родителей. Сотрудничество педагогов с родителями возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Педагог, вооруженный знанием коррекционной педагогики, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии. Этому способствует открытость сада для семьи: систематическое посещение родителями детсада; организация совместных праздников; посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями; проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др.
Взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Семьи, в которых проживают и воспитываются дети с ОВ, посещающие детский сад, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Первые контакты между семьями и садом происходят в дни открытых дверей; приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения.
Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями.
Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в саду, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например утренниках, оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
Взаимодействие семьи и сада - важнейшее условие успеха в воспитании детей с ООП, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками. Общими усилиями родители и педагоги должны добиваться желаемого результата. Укреплять здоровье детей с ОВ, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям.
В основе взаимодействия современного ДО с инклюзивным воспитанием и обучением и семьи должно лежать сотрудничество. Формы сотрудничества могут быть разные: посещение семьи; беседы, консультации; родительские собрания; семинары-практикумы; дни открытых дверей; открытые занятия; родительские конференции; анкетирование; информационные вечера; дискуссии за крутым столом; вечер - встречи со специалистами сада (психолог, методист, мед. сестра); спортивные развлечения; вечера-досуги.
Наиболее действенными формами работы сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации. Праздники и развлечения - особая, любимая часть общей работы. Родители полноправные участники. Обмениваются идеями, практическими советами.
Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Часто возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет воспитателю, педагогу-дефектологу.
Устные консультации можно проводить в специально назначенный для них день. Лучше дни консультаций и занятий согласовать с родителями, так как многие из них заняты на работе в вечернее время, работают по скользящему графику.
Индивидуальная работа с родителями помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.
Вышеперечисленные формы работы направлены на предупреждение наиболее типичных для родителей ошибок в воспитании детей, вооружают их правильными методами воздействия.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях ДО с инклюзивным воспитанием носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и воспитателями.
От правильного выбора форм работы воспитателя с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Поэтому основные усилия педагогического коллектива сада, должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.