Методические рекомендации по подготовке детей к школьному обучению
Методические рекомендации по подготовке дошкольников к школе
Учебно-важные качества (УВК)
Школьные трудности
Задачи ДОУ
Методы и приемы работы по формированию УВК
Особые трудности
1. Мотивы учения
снижает успешность обучения, формирование негативного отношения к школе и учению
Формирование у детей:
правильного представления о школе и учении;
положительного эмоционального отношения к школе;
познавательного интереса.
сюжетно-ролевые игры в школу;
беседы, рисунки о школе;
экскурсии в школу;
чтение рассказов, рассматривание картинок на школьную тематику.
Пропуски детьми детского сада
Разница в требованиях у родителей и педагогов ДОУ
«Чрезмерная опека» со стороны родителей (отсутствие у ребенка возможности быть самостоятельным)
2. Графический навык
низкий темп письма, быстрая утомляемость при письме, трудности в воспроизведении формы графических элементов, большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо, неровная, «дрожащая» линия
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование навыка выполнения графических движений.
гимнастика для пальцев, массаж кистей рук; упражнения для снятия писчего спазма;
театр теней, пальчиковые игры;
лепка;
изобразительная деятельность, конструирование;
рисование по точкам;
штриховки с различным направлением движения руки;
3. Произвольная регуляция деятельности
невнимательность, неусидчивость; плохо понимает объяснения учителя; допускает большое количество ошибок при самостоятельной работе; нарушает правила поведения в школе
Формирование произвольности поведения, действий ребенка.
Обучение работе по инструкции педагога
Игры с правилами /на протяжении всего дошкольного возраста является средством формирования произвольного поведения ребенка/.
4. Зрительный анализ геометрических фигур
ошибки при чтении и письме: зеркальности; замене букв, сходных по написанию; затруднения в усвоении математических знаний и решении задач.
Развитие зеркального анализатора
Обучение ребенка анализу графических изображений
рисование по клеточкам /К.Д. Ушинский/
контурные рисунки:: -какие звери здесь нарисованы? обведи и назови их.
сложи узор /из комплекса развивающих игр Б.П. Никитина/ и др.
5. Способность принимать учебную задачу, планировать свою деятельность
неумение действовать в соответствии с планом, инструкцией; неумение анализировать свои действия; неумение приготовить дом. задание к урокам, собраться в школу; неумение убрать за собой игрушки
Обучение пониманию задачи, поставленные педагогом.
Обучение планированию, контролю и оценке собственной деятельности
Формирование до автоматизма организационных моментов работы
использования наглядного образца /готового рисунка, постройки и др./;
словесная инструкция: - что надо сделать? как надо делать? что должно получиться?
повторение задачи самим ребенком
дидактические игры
6. Вводные навыки учебной работы
трудности, связанные с адаптацией в школе
Обучение правильной посадке за столом, правильному держанию ручки, карандаша:
Обучение ориентировке на странице в тетради, книге
Обучение правилам поведения на занятиях
сюжетно-ролевые игры в школу.
Примечание:
-Будущий школьник должен понимать, когда он «играет», а когда «учится».
При игре в школу не рекомендуется обучать писать буквы «по письменному» до школы.
Заголовок 1Заголовок 215