ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ДОРОХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема:
ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ.
Преподаватель художественного отделения МАУ ДО «Дороховская ДШИ» Рузского района Московской области Андреева Светлана Александровна
Московская область
2016 - 2017 год
ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ.
Современное общество приоритетами своего развития определяет формирование творчески активного нового поколения, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации. В связи с требованиями времени актуальным является необходимость развития креативного мышления и творческого подхода к решению многих нестандартных задач у молодого поколения. При этом каждый человек может рассматриваться как творческая единица, в зависимости от возможностей, предпочтений, увлечений и самореализации.
В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий для становления личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические и художественно-эстетические ценности, является одной из приоритетных педагогических задач. В реальной практике наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала детей и подростков имеются в учреждениях дополнительного образования.
Дополнительное образование является культурнообразовательной средой, способствующей развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Главное предназначение дополнительного образования – компенсирование дефицита практической деятельности детей, регламентированной школьной программой, обеспечение возможности личностного роста через реализацию значимых для них интересов и склонностей в избранном виде деятельности.
Дополнительное художественное образование призвано решать задачи по развитию личности и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Художественная культура, являющаяся основным содержание этого образования, аккумулирует многовековой социокультурный опыт человечества. Кроме того, художественное образование является одним из решающих факторов целостного развития личности. Освоение индивидом художественных ценностей происходит в процессе художественно-творческой деятельности, т.е. деятельности в области искусства, являющегося одной из форм общественного сознания, где реальная действительность отражается с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих у человека эмоциональное, эстетическое, нравственное отношение к явлениям мира.
В основе рассмотрения художественного образования лежит целенаправленный поэтапный процесс присвоения детьми общечеловеческих ценностей и интериоризованных культурных норм. Для того, чтобы дети приобрели возможность выявлять эти ценности и нормы в процессе общения с искусством, необходимо научить их «читать» художественные образы искусства.
Искусство занимает особое место в социализации личности, формирует ее творческую активность. Оно своей образностью активно воздействует с одной стороны, на эмоциональную сферу человека, его подсознание и интуицию, с другой – на его логику, рациональное мышление, способность к осознанию поставленных задач. При этом играет существенную роль в формировании художественной культуры у детей и подростков, что включает в себя художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности, воздействуя на духовно-нравственное становление личности.
Воспитание искусством и обучение искусству возможно через воздействие на душу ребенка, его чувства, развитие его мысленной деятельности и, на основе этого, побуждение к самостоятельному творчеству. Реализация творческих проявлений требует наличие фантазии, определенного жизненного опыта, интеллекта, а так же специальных знаний, а главное умения работать. Причем, воздействие на личность должно оказываться синтезом различных видов искусств: изобразительным искусством, музыкой, хореографией, словом, игрой. Такое комплексное воздействие на ребенка проводится на отделении декоративно - прикладного творчества и дизайна детского музыкально-эстетического центра Белгородского государственного института культуры и искусств.
Основное содержание художественного образования детей в детском музыкально-эстетическом центре практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Это образование исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Досуговая деятельность способствует приобщению детей к труду, предоставляет им свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Отмечается ориентация личности, обучающихся на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Нами разработан экспериментальный художественно-творческий курс с использованием арт-педагогических средств сроком на 1 год для детей 6-7 лет. Актуальность такого курса заключается в том, что он направлен на создание ситуации успеха для каждого ребенка. Реализация которого помогает ребенку в выявлении и осмыслении своих личностных проблем, способствует формированию его установки на позитивную самооценку, а также помогает родителям лучше почувствовать, познать и понять своих детей, что, в свою очередь, приводит к улучшению психологического климата в семье.
Цель курса – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся через внедрение развивающе-оздоровительных технологий для улучшения психо-эмоционального здоровья детей.
Поставленная цель раскрывается в следующих задач:
а) воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
гармонизация личности ребенка через развитие способности к самовыражению, самопознанию и саморазвитию.
снижение уровня внутренней агрессии с помощью арт-педагогических методов и системного творческого взаимодействия с ребенком.
б) художественно-творческой – воспитание способности эстетически воспринимать предметы и объекты, как в реальной действительности, так и через произведения искусства.
развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.
в) технической – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства.
Для качественного развития творческой деятельности детей предусмотрена организация деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализовано-игровой).
Программа курса разработана на основе междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к общему художественно-творческому образованию и раскрывается в нескольких широких контекстах:
Аксиологический (ценностный) контекст программы является фактором преодоления в процессе художественного образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Содержание программы основано на музыкальных образах природы, сказочных персонажах, человека, народа.
Психологический контекст программы позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях художественно-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные состояние через игры, музыку, способы выбора цветовой гаммы при изображении того или иного предмета и явления, определять психолого-педагогическую эффективность артпедагогических занятий с детьми.
Художественно-эстетический контекст программы создает условия для формирования эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, развития эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.
Экологический контекст программы предусматривает формирование и развитие у детей средствами артпедагогики первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.
Арттерапевтический контекст программы дает возможность формировать у детей гармонию души, активно использовать при этом целительные возможности искусства, что особенно важно в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожностью и агрессивностью, психосоматических заболеваний у детей.
Тематический план артпедагогических занятий с детьми 6-7 лет
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
всего
практ
1
2
3
4
1-4
Раздел 1. Диагностика эмоционального состояния, образного мышления и художественных навыков.
«Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное». «Красивый рисунок».
8
8
Раздел 2. Раскрепощение души.
36
5
«Осенний ковер».
Печатание осенней листвой. Коллективная работа.
2
6
«Фантазии осени».
Создание простого образа отпечатками листьев.
2
7
«Из простого – сложное».
Создание сложного образа отпечатками листьев.
2
8
Осенний лист – вместо холста.
2
9
«Наши руки не для скуки».
Рисование пальцами.
4
10
Рисуем маминой ниткой.
2
11
Выкладываем мандалы.
2
12
«Семь раз отмерь, семь раз отрежь».
Полоски, квадраты и круги. Ритм и орнамент.
Коллективная работа.
6
13
«Не минуты покоя».
Динамичная картина.
2
14
«На месте фигуры замри».
Статичная картина.
2
15
«Нарисуем и станцуем».
Создание образа музыкальной композиции через ритм и пластику пятен и линий.
2
16
«Сплошное надувательство».
Изучение необычных возможностей и свойств туши.
2
17
«Укрощение мыльных пузырей».
Рисунок мыльными пузырями
2
18
«Рвать – с удовольствием и пользой».
Коллективная композиция «Времена года».
4
Раздел 3. Пробуждение мысли.
58
19
«Кляксография».
Монотипия гуашью.
2
20
«Типография в миниатюре».
Рисование различными штампами.
2
21
«Сотворение своего уголка природы».
Изображение пейзажа в технике отрывной аппликации.
4
22
«Рисуем дыханием».
Изображение вазы с цветами тушью.
2
23
«Раз кусочек, два кусочек вот и вышел голубочек».
Создание образа животного в технике отрывной аппликации.
6
24
«Оставим на листе следы».
Создание образа на основе оттиска ладони.
2
25
«Мир роботов».
Создание образов из геометрических фигур.
Коллективная работа.
2
26
«Контуры и силуэты».
Создание образа на основе контура ладони.
4
27
«Портрет из ничего».
Создание портрета из обрезков бумаги с передачей эмоционального состояния.
2
28
«Соленые рисунки».
Рельефная зимняя картина солью, зубной пастой.
2
29
«Ёжики в тумане».
Рисование акварелью по-сырому.
2
30
«Подари зимнему деревцу платьице».
Изображение дерева на сочетании техник отрывной аппликации и туши.
4
31
«Проявляющиеся рисунки».
Рисование акварелью с воском.
4
32
«Цап- царап».
Рисование в технике граттаж.
4
33
«Путешествие капельки».
Создание пейзажа с использованием акварели и туши.
4
34
«Отмытые рисунки».
Акватипия с гуашью и тушью.
4
35
«Ожившие камни».
2
36
«А вы умеете писать пластилином?»
4
37
Наши пожелания добра. Кукла-оберег.
2
Раздел 4. Пробуждение творчества.
38
38
«Вуаля».
Рисование с помощью набрызга и трафарета.
2
39
Точечный мазок в живописи гуашью.
4
40
«Неоновый город».
Рисование тушью и восковыми карандашами.
4
41
«В мире сказок».
Изображение сказочных царств.
4
42
«Наш карнавал».
Маски сказочных героев.
2
43
«Читаем по лицу».
Маски добрые и злые.
2
44
«Кто ты сейчас?».
Маски-перевертыши.
2
45
«А он совсем не страшный».
Маска-барельеф.
4
46
«Бисер из пластилина».
4
47
«Ювелирная работа».
Фактуры в пластилине.
4
48
«Я его слепила из того, что было».
Создание образа в технике коллажа.
2
49
Город для всех.
Коллективная работа.
4
50-53
Раздел 5. Повторная диагностика эмоционального состояния, образного мышления и художественных навыков.
«Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное». «Красивый рисунок».
8
8
Итого
148
В программу также включены следующие артпедагогические методы и технологии виды:
метод направленной фантазии (Развивает воображение, фантазию и творческое мышление);
образно – символическое рисование (Развивает образное мышление);
совместная изобразительная деятельность (Помогает детям приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе).
При организации педагогической работы, направленной на развития и реализации творческого потенциала обучающихся через внедрение развивающе-оздоровительных технологий для улучшения психо-эмоционального здоровья детей используются следующие средства:
1. Различные виды игр:
интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);
ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);
коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);
ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях);
творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);
игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);
2. Арт-педагогические техники (направлены на развитие средствами искусства гармонической личности и его социальной адаптации).
3. Техники художественной экспрессии. Выражение своего эмоционального состояния, привлекая художественные средства, музыку. Способствует к самовыражению.
4. Техника цветописи. Использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка. Используется для отображения эмоционального состояния, отношения через цвет как показателя психологически эмоционального благополучия.
Таким образом, организация художественно-творческой деятельности на основе интеграции искусств обеспечивает реализацию технологии эстетического развития, направленной на: поэтапное формирование у детей представлений о художественном образе, объединяющей в себе познание, отражение, преобразование, переживание и отношение к действительности, эмоционально-чувственное освоение детьми средств выразительности живописи, музыки и литературы, активизацию потребности детей в творческой самореализации.
Литература
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Академия, 2001. – 318 с.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: Московская Академия развития образования, 1996. – 545 с.
Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – М., 1995. – 40 с.
Скворцова Г.И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе: Автореф. дисс. кан. пед. наук. – Омск, 2000. – 25 с.
15