Статья Методика использования кейс-метода.
Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы
Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения. Не является исключением и литература. Актуальным является обращение к инновационным технологиям на уроках по изучению драмы – наиболее сложного для восприятия учащимися рода литературы.
Основными целями инновационного обучения, в том числе и по литературе, являются: 1) развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся; 2) формирование личностных качеств учащихся; 3) выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; 4) развитие различных типов мышления; 5) формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: 1) оптимизация учебно-воспитательного процесса; 2) создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; 3) выработка долговременной положительной мотивации к обучению; 4) включение учащихся в креативную деятельность; 5) тщательный отбор материала и способов его подачи.
Реализацию вышеперечисленных целей и задач инновационного обучения вполне может реализовывать и применение кейс-метода, представляющего собой одну из технологий личностно ориентированного образования. В переводе с английского Case означает: «портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся); ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться учащимися)». Профессор Роберт Мери отметил: «Под Case-методом я подразумеваю изучение студентами большого числа ситуаций в запланированном отрезке времени. Обучение – это процесс принятия решения, а не обзор того, что решают сделать другие». Кейс-метод – метод инструктирования, при котором учащиеся и учитель участвуют в прямом обсуждении деловых ситуаций и проблем.
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития учащихся расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для старшеклассников основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.
Разрабатываемая для реализации в учебном процессе модель конкретной ситуации предполагает актуализацию того комплекса знаний, который необходимо применить для ее успешного разрешения. Это активизирует заинтересованность учащихся в накоплении соответствующих знаний, поскольку обнаруживает их востребованность. Кроме того, в процессе разрешения предлагаемой ситуации выявляются различные точки зрения на нее, что отражает многоплановость проблемы, в свою очередь соответствующую многомерности действительности. Плюралистичность высказываемых мнений способствует выработке критического взгляда на собственные представления, на позицию других участников, формирует культуру взаимодействия, признания правоты, превосходства или паритетности предлагаемых решений, одновременно развивает умение отстаивать свою точку зрения
При создании моделей конкретных ситуаций на основе прочитанного драматического текста (например, «Что бы Вы предприняли на месте Раневской – героини чеховского "Вишневого сада"?») задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора, на значимость его творений, на вопросы авторства, на оценку идейно-художественного своеобразия произведений, широко используются, помимо художественных текстов и критических статей, воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники и пр., что вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников. В разработке подобных проблемных ситуаций используется возможность воссоздать контекст собственной деятельности через такую форму взаимодействия, как диалог.
Рассмотрим возможность применения кейс-метода при изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Работу над ситуацией, предложенной учителем, можно предварить беседой следующего характера:
– Кого бы вы назвали главными действующими лицами пьесы? Почему? (Катерину и Кабаниху, потому что именно они воплощают в себе два различных взгляда на жизнь: светлый, романтический (Катерина) и, наоборот, темный, «домостроевский», безжизненный (Кабаниха). Вокруг данных действующих лиц разворачиваются основные события в сюжете произведения, между ними происходит основной конфликт пьесы, который приводит к трагическому финалу).– Какими вы представляете себе Катерину и Кабаниху? (Ответы учащихся на основе читательского восприятия).
– Как видим, прозвучали совершенно разные точки зрения по поводу центральных образов «Грозы» А. Н. Островского. Давайте вспомним, а в чем заключается особенность драматургии по сравнению с эпосом и лирикой? (Драматические произведения изначально пишутся для сценической постановки. Каждый раз, ставя на театральной сцене ту или иную пьесу, режиссеры домысливают, дорабатывают литературные образы в соответствии со своей художественной концепцией и идеей спектакля).– Совершенно верно. Поэтому вполне уместным и интересным будет обратиться к различным сценическим трактовкам образа Катерины на сцене отечественного театра. Здесь вы видите фотографии актрис, которые исполняли эту роль на театральной сцене».
Далее следует рассказ учителя о сценических воплощениях образа Катерины на русской театральной сцене и в кинематографе: здесь (используя материалы книги «А. Н. Островский в портретах и иллюстрациях») можно рассказать об экзальтированной игре актрисы Малого театра Л. П. Никулиной-Косицкой, надрыве и поэтичности Гликерии Федотовой, страстности натуры и пылкости чувств Пелагеи Стрепетовой, нежности и мечтательности образа, созданного актрисой Фани Снетковой. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией фотографией актрис в роли Катерины, оформленных на слайдах мультимедийной презентации.
Учитель моделирует ситуацию выбора для учащихся, которая может перерасти в дискуссию на уроке. Учитель предлагает поразмышлять над следующим:
– Представьте себя в роли режиссера спектакля. Все названные актрисы пришли пробовать себя на роль Катерины. Кому вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свой ответ.
Из учащихся, которые выскажут противоположные мнения, можно создать комиссию. Каждому из них нужно убедить коллег поддержать именно его выбор.
Следующее задание может быть и таким:
– Комиссия утвердила на роль Катерины в спектакле Пелагею Стрепетову. Однако вы не согласны с таким решением. Чтобы вы хотели изменить в игре актрисы? Подготовьте ряд рекомендаций именно для нее в роли Катерины. Продумайте ее образ, одежду, манеры, взгляд.
– Кого бы из современных актрис вы хотели увидеть в роли Катерины? Почему?
– Найдите информацию об одной из современных постановок «Грозы», отзывы критиков (например, о постановке Н. Чусовой в театре «Современник», 2004 г.). Создайте мультимедийную презентацию, особое внимание уделив образу Катерины. Проследите историю данного сценического образа в отечественном театре. Какие основные тенденции можно наметить?
Выполнение данной работы может быть индивидуальным или групповым, а посвятить ей можно отдельный урок-практикум. Таким образом, применение кейс-метода не только способствует развитию умений и навыков интерпретации драматического текста, но и совершенствует творческие способности учащихся, а также повышает познавательный интерес к исследовательской работе в целом.
___________________________________________________________
Литература
А. Н. Островский в портретах и иллюстрациях : пособие для учителей / под ред. А. И. Ревякина. – М. : Учпедгиз, 1949. – 156 с.
Бондаренко, М. А. Применение метода анализа ситуаций (кейс-метода) в преподавании русской литературы / М. А. Бондаренко // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : [электронный ресурс] : http://meropr.ropryal.ru/liter2008/img/tom12.pdf.
Мезенцева, Н. Е. Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе / Н. Е. Мезенцева // Русская словесность. – 2007. – № 5. – С. 61-64.
Савельева, Г. С. «А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо»: смысл названия пьесы Островского «Гроза» / Г. С. Савельева // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. – № 4. – С. 5-7.
Ставцева, Е. М. Мультимедийное сопровождение на уроках литературы / Е. М. Ставцева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : [электронный ресурс] : http://meropr.ropryal.ru/liter2008/img/tom12.pdf.