Презентация по русскому языку на тему Анализ рассказа Н.Сладкова Лесные силачи
Испытание текста на цельность и красоту. Урок развития речи в 5 классе Продолжим разговор о тексте, , чтобы, учась у мастеров, овладеть законами сочинительства. Законы, правила нужны в любом деле:чтобы построить скворечник, нужно знать особенности древесины и инструменты для плотницкой работы; Законы, правила нужны в любом деле: Чтобы вырастить цветы, нужно знать, как разводят цветы в тех или иных условиях; Законы, правила нужны в любом деле: чтобы испечь к маминому дню рождения пирог, нужно различать 3 вида теста: кислое, песочное, слоёное… Законы, правила нужны в любом деле: Писать интересные и содержательные сочинения нужно тоже по правилам, которые откроются перед нами постепенно. Над чем будем работать. Сегодня мы поработаем с небольшим рассказом Н.Сладкова и увидим, как развивается сюжет, как художник слова лепит образы. Мы будем от абзаца к абзацу как бы предугадывать развитие событий и контролировать автора: не ушёл ли он в сторону, нет ли чего лишнего, отвлекающего внимание читателя … «Лесные силачи»(Записываем текст и анализируем его.) - Первым элементом текста является название, оно «ведёт» текст. Об этом напоминает пословица: Слово – стяг, дружину водит.- Какое содержание рассказа мы ждём, прочитав его название? Пишем текст, объясняя орфограммы и знаки препинания. Ударила первая капля дождя и нач…лись сор…внования. Какие ключевые слова для развития события вы выделите? (Капли дождя – значит, наши силачи как-то связаны с ними. Слово соревнования называет ожидаемое действие.) а е Пишем текст, объясняя орфограммы и знаки препинания. Соревновались трое: гриб Подосиновик гриб Подберёзовик и гриб М…ховик. - Как автор связал 1-ый и 2-ой абзацы? (Словом соревновались. Образовалась цепочка слов : соревнования – соревновались, это цепная связь.)Какие герои рассказа названы? о Пишем текст, объясняя орфограммы и знаки препинания. Первым выж.. мал вес Подберёзовик. Он поднял лист…к и улитку…Как бы вы отнеслись к тому, что 3-ий абзац начинался бы по-другому, например: На ветку берёзы села синичка или Озёра в этом краю были знатные.А какая тема была заявлена в 1 и 2 абзацах?Что значит выражение выжимал вес? Откуда оно пошло? и и Пишем текст, объясняя орфограммы и знаки препинания. Вторым номером был гриб Подосиновик. Он подн…л три листика осины и л…гушонка.Как связан этот абзац с предыдущим?(Цепная связь осуществляется числительными первым…вторым.)Прав ли был редактор, если бы предложил автору вставить между 3 и 4 абзацами такой фрагмент: Улитка покинула свой домик, чтобы погреться на солнышке, и была удивлена, что какая-то сила помешала ей.(Этот абзац был бы отступлением от темы – соревнования трёх силачей.) я я Пишем текст, объясняя орфограммы и знаки препинания. Моховик был третьим. Он раззадорился расхвастался. Раздвинул г…л…вой мох поле… под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку раздвоил: как заяч…я губа стала.Какую микротему мы обнаружили в сюжете?(Характер Моховика.)Что делает язык абзаца выразительным?(Каскад глаголов, сказочный оборот, юмор.) о о з ь Пишем текст, объясняя орфограммы и знаки препинания. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему – алая шапка ч…мпиона.- Какой абзац в тексте можно считать развязкой, итогом сюжетного действия? е Подведём итоги нашего разговора. Какие главные элементы сюжета, важные для понимания, мы выделили?(Название, первый абзац с опорными, ключевыми словами и последний – развязку действия.)Что, по-вашему, называется темой текста?(События, явления, характеры, взятые писателем из жизни и описанные правдиво или сказочного, аллегорического сюжета.) Подведём итоги нашего разговора. Какова тема Н.Сладкова?(Фантазия на тему жизни и особенностей грибов.)Что называется идеей произведения?Какое из двух утверждений выражает главную мысль этого рассказа?Автор своим рассказом утверждает, что Подосиновик – самый сильный и красивый гриб. Автор обращается к читателям: «Вглядитесь в жизнь живой природы и вы узнаете её душу, проникните в таинственную жизнь зверей, птиц, трав, грибов, которую нельзя ломать и крушить: этой жизнью можно только любоваться и помогать ей своей заботой». Подведение итогов. Чему вы научились у Н.Сладкова, анализируя его текст?Наше испытание текста на цельность и красоту окончилось. Спасибо Н.Сладкову за прекрасную лесную фантазию о грибах-силачах.