рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе Симметрия вокруг нас
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ближнеполубянская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №______
от
"Согласовано"
Руководитель МС_______
Л.В.Гуржиева
от "Утверждаю"
Директор школы ___________
Н. В. Санина
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
ПО МАТЕМАТИКЕ
« СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС »
В 9 КЛАССЕ
В рамках предпрофильной подготовки
Уровень обучения: базовый
Автор программы:
Учитель Пономарева Н.В.,
1 квалификационная категория.
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена и скорректирована на основе авторской программы В.Н.Студенецкой, Л.С.Сагателовой «Симметрия вокруг нас» (Геометрия: красота и гармония.8-9классы: сборник элективных курсов. Вып.2/авт.-сост. В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова.-Волгоград: Учитель, 2007»
Курс «Симметрия вокруг нас» призван помочь представить математику в контексте культуры и истории.
Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел математики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симметрии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элективный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей.
Ведущий подход, который был использован при разработке курса - показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры - науки и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д.
Данный курс представляет следующие цели:
показать связь между разными областями знаний;
расширить кругозор учащихся;
стимулировать познавательные интересы.
Поэтому математика в нем подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также элемент общей культуры отдельного человека. При этом курс рассчитан на базовый уровень владения весьма ограниченным математическим содержанием (различные геометрические фигуры, симметрия, простейшие алгебраические преобразования и правила выполнения арифметических действий).
Конкретные задачи курса состоят в следующем:
расширить представления учащихся о сферах применения математики (не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство);
расширить сферу математических знаний учащихся (пространственные фигуры, виды симметрии);
расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства;
убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (показать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии художника, архитектора, инженера- строителя).
В результате изучения курса учащиеся должны:
использовать математические знания, алгебраический и геометрический материал для описания и решения задач в будущей профессиональной деятельности;
применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире;
владея геометрическим языком и изобразительными навыками, понимать и уметь изображать рисунки, схемы;
проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки;
уметь соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить информацию в разнообразных источниках, обобщать и систематизировать ее;
уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения или опровержения фактов; получить дополнительную информацию (художественные альбомы, видеоматериалы, информация Интернет); провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе).
Данный курс рассчитан на 7 часов. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Геометрия: красота и гармония.8-9классы: сборник элективных курсов. авт.-сост. В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова.-Волгоград: Учитель, 2007г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Название раздела количество часов в том числе
лекция практика семинар
Симметрия. Виды симметрий 1 0,5 0,5 Симметрия фигур. Распределение по классам 1 0,5 0,5 Симметрия в природе 1 1
Симметрия в физике 1 0,5 0,5
Симметрия в искусстве 1 1
Симметрия в предметах декоративно- прикладного искусства 1 1 Защита рефератов 1 1
Всего 7 2,5 1 3,5
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Дата Факт проведение Тема урока обеспечение
1 Симметрия. Виды симметрий ДМ для учителя Сб элект курсов с.98
2 Симметрия фигур. Распределение по классам ДМ для учителя Сб элект курсов с.105
3 Симметрия в природе ДМ для учителя Сб элект курсов с.111
4 Симметрия в физике ДМ для учителя Сб элект курсов с.119
5 Симметрия в искусстве ДМ для учителя Сб элект курсов с.121
6 Симметрия в предметах декоративно- прикладного искусства ДМ для учителя Сб элект курсов с.125
7 Защита рефератов