Урок Статья в газету как жанр публицистического стиля
Тема: Статья в газету как жанр публицистического стиля
Цель:Научить школьников использовать средства публицистического стиля в статьях
Задачи:
Формировать умение определять признаки публицистического стиля в статье.
Формировать умение определять ведущий тип речи в статье.
Формировать умение находить статьи в газетах, журналах; определять тему, идею статьи, проблему, поднятую в статье.
Формировать умение конструировать предложения на заданную тему.
Развёрнутый план урокаВступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать значимость изучаемой темы).
Газета не только информирует человека о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта. Она объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее.
Таким «объясняющим» жанром публицистики является статья.
Сегодня на уроке мы познакомимся со спецификой жанра статьи, будем учиться доказывать принадлежность статьи к публицистическому стилю, конструировать предложения на заданную тему, «узнавать» статьи в газетах.
Актуализация опорных знаний (цель – повторить теоретические сведения о публицистическом стиле).
П: Прежде чем приступить к знакомству со статьёй, вспомним особенности публицистического стиля, выполнив тестовое задание.
Тест «Особенности публицистического стиля»Укажите сферу речевого общения публицистического стиля.
Сфера управления обществом.
Широкая сфера общественных отношений.
Научная сфера общения.
Задача публицистического стиля:
Сообщение.
Сообщение + воздействие.
Общение.
Кому адресован текст публицистического стиля?
Одному человеку.
Многим людям.
Выберите жанры, относящиеся к публицистическому стилю.
Роман.
Репортаж.
Заявление.
Заметка.
Договор.
Хроника.
Повесть.
Статья.
Интервью.
Поэма.
Объяснение нового материала.
Сообщение о специфике жанра статьи.
Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.
Особая функция статьи состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость для них актуальных процессов, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления и действия, связанные с предметом публикации. Кроме того, статья обращает внимание аудитории на те задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников событий. Удачная статья создаёт реальное представление о ситуации и служит основой для выработки идей, предваряющих принятие практических мер.
Проблемная статья должна быть убедительной, доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора.
П: Как понимается слово проблема?
У: В словаре С.И. Ожегова проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
П: Подберите к слову проблема синонимы.
У: проблема – вопрос, затруднение.
Лингвостилистический анализ текста (цель – определить признаки публицистического стиля в статье).
П: Обратимся к фрагменту из статьи Д. Гранина «О милосердии». читая статью, подумайте: какие положения статьи вы можете подтвердить своими наблюдениями, примерами? Как вы понимаете выражение «упражнение в милосердии»?
Текст
Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, понятий.
Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
П: Докажем, что статья – один из жанров публицистического стиля.
П: Определите, кому адресован текст, в какой ситуации может быть использован?
У: Текст адресован многим, может быть использован в официальной обстановке.
П: Определите, какова цель статьи?
У: Цель статьи – призыв к милосердию, воспитание и употребление чувства милосердия.
П: Подберите к тексту заголовок, который бы отражал главную мысль статьи.
П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье?
У: Проблема исчезновения милосердия.
П: Каково отношение автора к поднятой проблеме? Как оно выражается в статье?
У: Автор негодует по поводу исчезновения милосердия, призывает воспитывать его. Отношение выражено через разговорные слова (заглохло, убыло), вопросительные предложения, образные языковые средства (трогательная отзывчивость, милость к поверженным, изъять милосердие).
П: Какая лексика широко используется в тексте?
У: Используется книжная лексика, обозначающая нравственные понятия морали (милосердие, нравственность).
П: Употребление каких образных слов и выражений оживляет повествование, усиливает эмоциональное воздействие?
У: Разговорные слова (заглохло, убыло), выразительные средства речи (изъять милосердие, отлив милосердия).
П: Какие синтаксические средства придают тексту статьи публицистический характер?
У: Вводные слова (думаю), неполные, безличные предложения, назывное предложение (Милосердие.), употребление однородных членов с парным соединением (слабеет и атрофируется).
П: Какова роль вопросительных, односоставных предложений в тексте статьи?
У: Данные предложения усиливают экспрессивность высказывания.
П: Итак, статья – это жанр публицистического стиля для написания которого необходимо прежде всего собрать факты и отобрать наиболее яркие из них, способные раскрыть основную мысль.
Автор статьи ставит своей целью воздействовать на мысли и чувства читателя, сделать его своим единомышленником. Поэтому в статье с наибольшей полнотой раскрываются такие стилистические черты публицистики – строгая логичность, фактографичность, образность, оценочность.
Определение ведущего типа речи статьи.
П: Определите, о каком типовом фрагменте идёт речь:
В тексте даётся толкование понятия, объяснения сути какого-либо явления. Можно задать вопрос: что это такое? (Рассуждение-объяснение)
В тексте даётся обоснование истинности того или иного суждения; почему так, а не иначе. Можно задать вопрос: что из этого следует? (Рассуждение-доказательство)
П: Какой типовой фрагмент имеет следующее строение?
тезис – доказательство – вывод;
определение понятия – основные признаки – вывод.
П: Определите, к какому типу речи относится фрагмент статьи Д. Гранина «О милосердии».
У: Рассуждение.
П: Прочитайте тезис. Обратите внимание на то, как он сформулирован.
П: Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая тезис?
П: Прочитайте вывод. Как понимаете последнее предложение?
Мини-диспут (цель – формировать умение высказывать свою точку зрения на актуальную проблему современности).
П: Что, по-вашему, может способствовать воспитанию милосердия в детях и подростках? Вообще в людях?
П: Какую роль в этом могут сыграть фильмы, книги, спектакли, выставки, спорт?
Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).
Упражнение № 1. Анализ текста-образца (цель – определить языковые средства, придающие тексту статьи публицистический характер).
П: Прочитайте фрагмент статьи Л. Лиходеева «Попробуй удивляться». Как соотносится название статьи и её основная мысль?
Текст
Попробуй удивиться
Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.
Скажем, сидел Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
Конечно, всё это было гораздо сложнее. Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.
Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.
И кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.<…>
Конечно, есть люди, которых ничего не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко – чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу на перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимание, о чём болтают.
Очень скучные люди. Прямо жалко их, даже как-то стыдно за них.
А ты попробуй удивиться. Всё в этом мире неспроста. Всё находится во взаимосвязи. Поэтому существуют мечты и реальность. поэтому существует дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи. И поэтому люди бывают счастливы.
… Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
Вот как важно уметь удивляться!
П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье.
П: Какие языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) придают тексту статьи публицистический характер? Свои примеры запишите в таблицу.
Лексические средства Примеры
Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание. Жалко их, стыдно за них.
Использование средств художественной выразительности. Яблоко сжевали бы без всякого всемирного тяготения, настоящие стихи.
Эмоционально-оценочная лексика. Очень скучные люди, настоящая музыка, настоящая живопись, настоящие стихи.
Морфологические средства Примеры
Повелительное наклонение глагола Попробуй, подыми, съешь.
Синтаксические средства Примеры
Повторы Они не умели бы, ничего бы, если ты
Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. …чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?
Вот как важно уметь удивляться!
А ты попробуй удивиться.
Парное употребление однородных членов. Дружба и борьба, мечты и реальность, прекрасные вещи и прекрасные сказки.
Вводные слова и предложения. Конечно, мне кажется, кроме того, наверно.
Расчленение предложения. Кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.
Односоставные предложения Вот как важно уметь удивляться. Подыми и съешь.
Анафора. Они… Они… Они…
П: Подумайте, какие типы речи сочетаются в тексте?
У: Повествование, рассуждение.
П: Обратите внимание на тезис статьи. С какой целью автор использует членение предложений?
У: Членение предложений придаёт экспрессивность высказыванию.
Упражнение № 2. Создание текста статьи по данному началу [работа в группах] (цель – формировать умение конструировать предложения на заданную тему).
П: Перед вами начало текста. Прочитаем его. Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме?
…Камень ударил в стекло на полном ходу поезда. Звон, грохот, осколки… А за окном мы успели заметить группу подростков, восторженно приветствующих такую меткость.
Что это – шутка? Шалость? Нет, преступление!...
П: Как вы понимаете слова преступление, шалость? Есть ли между ними отличие?
У: Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Шалость – шутливая проделка, проказа.
П: Подберите синонимы к словам преступление и шалость.
У: Преступление – криминал, правонарушение, злодеяние. Шалость – озорство, проказа, баловство (разг.).
П: Какие аргументы, подтверждающие, что «милая» забава подростков – не шалость, вы можете привести?
П: А сейчас ваша задача – закончить текст, приведя аргументы, доказывающие тезис, выдвинутый автором. Каким типом речи воспользуетесь?
У: Рассуждением-доказательством.
П: Для связи аргументов с тезисом в статье воспользуйтесь:
союзами: так как, потому что;
вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.
Упражнение № 3. Работа с газетой [работа в группах] (цель - формировать умение находить в газетах проблемные статьи).
(Учащиеся на урок приносят газету.)
П: Выберите в газетах статью, проблематика которой бы привлекла ваших одноклассников.
Проанализируйте её по плану:
Определите цель статьи.
Что отражает заголовок: тему или идею?
Сформулируйте проблему, поднятую в статье.
Каково отношение автора к проблеме?
Определите ведущий тип речи.
Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретического материала о статье).
П: Статья – «объясняющий жанр» публицистического стиля. Докажите это, опираясь на те знания, которые получили сегодня на уроке.
Домашнее задание.
П: Из последних газет выберите наиболее значительные, по вашему мнению, 1 – 2 статьи, определите и запишите тему каждой из них, отметьте специфические средства публицистического стиля.
Обобщить полученные знания о статье вам предстоит, заполнив дома таблицу «Жанры публицистического стиля» в тетрадях с опорными конспектами.