Интерактивные игры направлены на сплоченность, сотрудничество и снятие конфликтности.
Игры, используемые в работе с детьми, направленные на развитие
эмоциональной сферы и формирование навыков общения
детей с ЗПР
Классификация игр Задачи Игры
Игры на развитие доброжелательности Создание доброжелательной атмосферы, установление контакта, формирование положительной мотивации к деятельности, развитие эмпатии, внимания друг к другу, наблюдательности Игры-приветствия, «Снежный ком», «Встаньте, те, кто…», «Что изменилось», «Моё настроение», «Эмоции героев», «Сижу, сижу на камушке», «Цветик – семицветик», «Выбери партнера». Развитие невербальных средств общения, понимания друг друга и чувствования
Снятие напряжения, развитие группового единства «Передача чувств», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Интонация», «Менялки игрушек»
«Дождь в лесу», «Мыльные пузыри», «Рисование», «Клеевой дождик», «Путаница»
Игры на развитие сотрудничества, направленные на снятие конфликтности Развитие произвольности поведения и навыка сотрудничества.
Развитие способности к сопереживанию, отзывчивости, умения находить выход из ситуации. «Давайте поздороваемся», «Повтори за мной», «Шапка-невидимка»
«Гномики», «Игрушка», «Меняемся пуговицами», «От спины к спине»
«Магазин игрушек», «День рождения куклы», «Школа»
Игры, и задания, которые применяются для коммуникации поведения Развитие умения действовать по правилам, умения слушать
Развитие вербального общения, совместной деятельности, учить детей играть игры по правилам. «Да и нет не говори», «Запрещённое движение», «Летят – не летят», «Это и хорошо, и плохо»
«Найди пару», «Хитрая лиса», «Зоопарк», «Весёлый колпачок», «Самовар», «Займи домик».
Игры, связанные с деятельностью (подражательные) Умение перевоплощаться, познание социальных ролей в обществе «Веселый клоун», «Ловись рыбка», «Клубочек», «Художник».
Игры, и задания, которые применяются для коммуникации поведения и самоконтроля Учат оценивать эмоциональное состояние своё и других людей, развивают самопознание.
(диагностика для воспитателя: какие предпочтения есть у ребенка, что он любит, через что мы можем на него воздействовать)
Снятие напряжение и самопознание. «Доска настроения», «Куб эмоций».
«Доска желаний».
«Волшебный чёрный мяч», «Подушечка злости».
Проблемная ситуация Формировать умение детей входить в контакт, в позитив. Ребенок должен сам сформулировать обращение. «В группу пришел новенький», «Кем быть?», «Я нечаянно».
Практическая ситуация. Добиваться умения проявить себя, формировать самоуважение, положительное отношение к себе и взрослым и уверенности в себе. Развивать умение сотрудничать и делиться опытом друг с другом. «Научи друга тому, что умеешь делать сам».
Иры на установление контакта Совершенствовать умение устанавливать контакт между детьми, «Скажи по другому» (мама, папа и я - это…), «Улыбка», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания» (на день рождения), «Общий друг», «Мои друзья».Игры на развитие мимики и жестов Развивать умение сопровождать общение жестами и точными скоординированными движениями).«Угадай», «Походка», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».Игры на изображение предметов
Развивать чувство эмпатии, умение чувствовать другого. «Произнеси четверостишие тихо – громко», «Опиши друга», «Подари подарок другу» (жестами изобразить подарок), «Царевна Несмеяна».
Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе Умение вжиться в разные роли и умение понять друг друга.
«Волшебный магазин» (выбрать что - то на подарок маме и объяснить свой выбор), «Кукольный театр» (дети то зрители, то актеры), «Разговор по телефону» (надо объяснить человеку, который тебя не видит – твои действия словами)
Игры на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных способностей, направленны на формирование доброжелательных отношений: «Общий круг» » (нужно постараться сосредоточить внимание на партнере), «Мои друзья» (закрепить понятие друзья), «Давайте говорить друг другу комплименты» (стараться порадовать своим отношением окружающих людей, в различных ситуациях).
Интерактивные игры направлены на сплоченность, сотрудничество и снятие конфликтности. «Цветик – семицветик» (сотрудничать со сверстниками), «Выбери партнера» (дети глазами в кругу выбирают партнера, подбегают друг к другу и встают в пару) – эту игру можно брать и перед непосредственным выполнением учебной задачи для определения попарно работающих детей, «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (показать точные скоординированные движения). Эти игры формируют позитивный опыт общения, способствуют развитию следующих качеств личности ребенка: доброжелательности, уважения к товарищам, готовности проявить сочувствие, уверенности в себе, предпосылок произвольного поведения, самоконтроля.