Авторская программа Харматуллиной Лилии Фаритовны, учителя изобразительного искусства и черчения I категории муниципального общеобразовательного учреждения « Князевская средняя общеобразовательная школа» поселка Татарстан, Тукаевского района Республики Та
Авторская программа
Харматуллиной Лилии Фаритовны,
учителя изобразительного искусства и черчения I категории
муниципального общеобразовательного учреждения
« Князевская средняя общеобразовательная школа»
поселка Татарстан, Тукаевского района Республики Татарстан
по изобразительному искусству для 9-ых классов
Предисловие:
После долгих размышлений, учитывая интересы, нужды и возможности детей данного возраста сложилась версия создания интегрированного курса изобразительного искусства и черчения.
После проведения ряда занятий, стало понятно, что задания такого рода способствуют к успешному изучению ряд тем из цикла геометрии, то есть являются помощью для учащихся при изучении предмета данного цикла. Способствует лучшему пониманию пространственного мира, развивает логику, пространственное мышление.
Пояснительная записка.
Изучение изобразительного искусства с элементами черчения в 9-ом классе, предполагает достижения следующих целей:
научить школьников выполнять рисунок, технический рисунок, чертежи, приобщить их к графической культуре.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать основные знания;
научить учащихся аккуратно и рационально работать,
обучить основным правилам и приемам графических построений;
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, способах построения изображений на эскизах, а также построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков и применении их при создании творческих работ;
сформировать умения и навыки применения законов перспективы, аксонометрических проекций и применять их при выполнении композиций на заданные темы различной степени сложности;
Учащиеся должны знать:
анализировать произведения архитектуры и дизайна;
каково место конструктивного рисунка и чертежа по отдельности и в совокупности;
- роль черчения в век технического прогресса;
-основные этапы развития истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
применять основные правила и приемы при создании композиции;
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
создавать композиции состоящие из объектов на предметной плоскости и в пространстве;
развивать статические и динамические пространственные представления и воображения, пространственное, образное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
содействовать привитию школьникам графической культуры;
научить учащихся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;
формировать эстетический вкус, аккуратность;
формировать умения применять графические знания в новых ситуациях;
формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству;
- развитие глазомера, умение на глаз определять размеры деталей.
Связь искусства с технической направленностью главный смысловой стержень программы.
Тема курса «синтез искусства и техники»
Тема
Планируемый результат (базовый уровень)
Контрольный результат
Календ
срок
Факт.
срок
1.
Рисунок- основа языка всех видов изобразительного искусства. Черное и белое- основа языка графики.
Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Зарисовка с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек(колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды). Работа карандашами разной твердости
2
Рисунок. Технический рисунок. Чертеж. Линии чертежа.
Самостоятельная работа карандашами разной твердости. Учебный рисунок
Изучение таблицы начертаний. Работа с выразительными средствами рисунка
3
Перспектива. Основные законы перспективы. Линия горизонта.
Основные законы перспективы. Линейная и воздушная перспектива.
Изучение правил построения линейной перспективы с1-ой,и 2-умя точками фокуса.
4
Построение дорог, столбов, деревьев в перспективе.
Тренировочные рисунки по построению дорог, деревьев, столбов в перспективе.
Изображение дорог мостов, учитывая плановость. Многоплановость.
5
Построение мостов, оврагов, берегов реки в перспективе.
Тренировочные рисунки по построению оврагов, мостов. Создание композиции.
Создание композиции Примерные темы «У омута», « На другой стороне берега» и т.д.
6
Пейзаж с применением законов перспективы
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты .Эпический и романтический пейзаж Европы.
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями
7
Городской пейзаж. Живопись
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья.
8
Многоуровневая перспектива пейзажа.
Графика.
Роль выбора формата. Высота горизонта
9
Построение шахматной доски в перспективе.
Построение шахматных фигур и доски, применяя правила построения линейной перспективы.
Выполнить конструктивный рисунок шахматной доски и нескольких фигур
(допускается применение линейки)
10
Композиция
«Шахматное королевство». Цветная графика
Составление фантазийной композиции, учитывая перспективное сокращение
Выполнить работу
11
Конструкция: часть и целое. Построение параллепипедов в пространстве способом примыкания (пассивного соединения).
Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.
1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (34 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
12
Здание как сочетание различных объемных форм. Построение параллепипедов в пространстве способом взаимного проникновения (агрессивного соединения)
13
Аксонометрия. Центральное и параллельное проецирование.
Определение аксонометрии. Проекция. Проецирование.
Алгоритм получения проекций геометрических фигур.
14
Оси аксонометрии. Изометрия и фронтальная диметрия.
Построение геометрических фигур на осях аксонометрии.
Построение осей; геометрические фигуры в прямоугольной изометрии;
Построение изометрической проекции плоских фигур, окружности
16
Передача статики и динамики. Композиция из геометрических фигур.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху.
баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников
17
Построение геометрических тел в аксонометрии
Рациональное положение геометрических тел для главного вида Расположение видов.
Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже.
Выполнение чертежа в необходимом количестве видов
18
Композиция. Построение геометрических тел в пространстве по правилам аксонометрии.
Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности.
Геометрические тела в пространстве, построенные способом примыкания.
Цветовое решение, учитывая источник освещения.
19
Композиция. Выход геометрических тел в открытое пространство. Цветная графика.
20
Окружность в аксонометрии.
Построение овала на осях аксонометрии и фронтальной диметрии.
Построение окружности в трех октавах.
21
Построение геометрических тел в аксонометрии
Построение геометрических тел в аксонометрии, имеющих в основании геометрическую фигуру-круг.
Построение геометрических тел в аксонометрии Конус, цилиндр, шар.
22
Композиция. «Фантазийные движения нити.»
Построение геометрических тел в формате по виду напоминающиеся рассыпавшиеся бусы
Конструктивный рисунок композиции «Фантазийные движения нити»
23
Интерьер. Ракурс. Угол взгляда.
Рисование интерьера с натуры. Выбор точки зрения. Композиционное решение изображения
Изображение интерьера с натуры
24
Рисунок углового интерьера Размалевок.
Последовательность рисования углового интерьера с показом плана-схемы ситуации: точка зрения, линия горизонта.
Изображение интерьера комнаты с мебелью (по выбору)
25
Рисунок фронтального интерьера. Дизайн комнаты.
Последовательность рисования фронтального интерьера. Луч зрения. Cхема перспективных построений.
Изображение фронтального интерьера. Дизайн комнаты.
26
Конструктивный рисунок.
Рисунок с натуры двух простых предметов.
Рисунок внешних контуров предметов, как видимых так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя закономерности конструкции предмета, облегчающие выполнение рисунка.
Выполнение конструктивного рисунка
(Например: бидон и лук)
27
Конструктивный рисунок бутылки - тела вращения - и кружки.
2-ух тел вращения
28
Конструктивный рисунок кофейника (в основе усеченный конус) и солонки.
Усеченный конус и цилиндр
29
Конструктивный рисунок натюрморта с шахматной доской.
Шахматы и сосуд
30
Виды. Три вида одной детали. Развертка.
О геометрических телах, анализ форм предметов.
Выполнение чертежа детали в необходимом количестве видов
31
Развертка. Комбинации из спичечных коробок.
Построение спичечных коробок в трех видах.
Решение задач. По двум заданным видам построить третий вид. Комбинации со спичечными коробками.
32
Цветная графика
Составление сложной комбинации из (не менее 8)спичечных коробок. Три вида, аксонометрия.
Составить и построить комбинацию из спичечных коробок, выполнить работу в цвете графическими материалами.
33
Вырез одной четвертой части в аксонометрии предметов быта
Вырез одной четвертой части в аксонометрии вазы, кувшина.
Определение правильных разрезов, выполнение аксонометрии с вырезом ј части
34
Итоговая композиция.
35
Итоговая композиция
Словарь терминов к программе 9 класса «Синтез искусства и черчения».
Аксонометрия- (от греч. axon ось и metreo измеряю) один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой.
Вид- то, что доступно взгляду. Картина окружающего пространства, складывающаяся при наблюдении из заданной точки обзора. (Пейзаж, «Вид из окна»).
Графика- Графика (греч.
·
·
·
·
·
·
·
· «письменный», от греч.
·
·
·
·
· «пишу») вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.(Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях два).
Изометрия- Изометрическая проекция используется в машиностроительном черчении и САПР для построения наглядного изображения детали на чертеже.
Интерьер-(intйrieur внутренний) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания , обеспечивающее человеку комфортные условия
Композиция- (лат. compositio составление, связывание, сложение, соединение. Соединять нечто для последующего запланированного взаимодействия).
Перспектива- (фр. perspective от лат. perspicio ясно вижу)
1.явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
2.способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
воздушная- ды
·мка (также возду
·шная или атмосфе
·рная ды
·мка) равномерная световая вуаль,которая меняется в зависимости от расстояния. Таким образом на изображении создаётся воздушная перспектива.
линейная- перспектива,котр верно построить кажущиесяочертания предмета при любом его положении.
наблюдаемая- практический метод передачи перспективного эффекта «на глаз», без коррективов.
Проекция (лат. projectio выбрасывание вперёд) изображение трёхмерной фигуры на так называемой картинной (проекционной) плоскости.
аксонометрическая (греч.
·
·
·
· «ось» и «метрия») способ изображения геометрических предметов на чертеже при помощи параллельных проекций .
диметрическая это аксонометрическая проекция, у которой коэффициенты искажения по двум осям имеют равные значения, а искажение по третьей оси может принимать иное значение.
изометри
·ческая это разновидность аксонометрической проекции, при которой в отображении трёхмерного объекта на плоскость коэффициент искажения (отношение длины спроектированного на плоскость отрезка, параллельного координатной оси, к действительной длине отрезка) по всем трём осям один и тот же. Слово «изометрическая» в названии проекции пришло из греческого языка и означает «равный размер», отражая тот факт, что в этой проекции масштабы по всем осям равны.
Развертка- Развёртка поверхности, фигура, получающаяся в плоскости при таком совмещении точек данной поверхности с этой плоскостью, при котором длины линий остаются неизменными.
В технике плоская заготовка, из которой получают объёмную форму детали или конструкции путём изгибания, или чертёж оной заготовки.
Ракурс - ( французское raccourci, буквально укороченный, сокращенный)- в живописи это изображении е фигуры или предмета в перспективе, с сокращением удаленных от зрителей частей.
Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики.
конструктивный - резкий и точный рисунок, выполненный от руки
технический- рисунок выполненный от руки учитывая правила, размеры и пропорциональные соотношения.
Чертеж- условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, полученное методом проецирования
15