Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Бакировой Розы Каримовныое представление опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Бакировой Розы Каримовны
Ведущая педагогическая идея
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Новые подходы в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Именно поэтому я работаю над проблемой «Формирование познавательной активности младших школьников».
Цель работы: Выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательной активности младшего школьника . Активизировать творческую деятельность и познавательный интерес учащихся на основе применения метода проектов и ИКТ.
Реализации целей способствовала разработанная мной система работы через: использование ИКТ, проектной технологий, личностно-ориентированные методы обучения, групповое обучение, проблемное обучение.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
- повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- создание на занятиях атмосферы творчества;
-способствование развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности
-использование проблемного, группового обучения
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность заключается в следующем:
теоретически обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние компьютерных технологий, проблемного, группового обучения в процессе активной познавательной деятельности младших школьников;
выявлен и обоснован комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников средствами данных технологий на уроках. Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Актуальность формирования познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС в том, чтобы научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию. Своей главной задачей считаю - дать прочные знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать желание учиться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволяют воспитать социально – активную личность.
Условия формирования опыта. На идею формирования опыта натолкнули курсы повышения квалификации, изучение методической литературы
Технология опыта то что удалось и дало результатов
Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться. Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, умений, навыков. Эти действия специфичны не по содержанию, а по выполняемой ими функции. Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения материала.На уроках стараюсь давать учащимся такие задания и задачи, которые направлены на развитие познавательных процессов:
-умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
-находить закономерности, строя простейшие предположения;
-проверять их, делать выводы;
-иллюстрировать их на примерах.
Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания на развитие внимания,памяти. мышления, дидактические игры, проблемные задания, групповая работа ,интегрированные уроки и другие.
В своей работе описываю эти методы и приемы работы.
Проблемное обучение
Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в навой ситуации (изобретает, конструирует и др.). Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной(поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного(иди коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.
Методы проблемного обучения:
-постановка проблемы;
-поиск решения;
-продуктивные задания.
Групповое обучение
При групповой форме работы уч-ся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при изучении текстов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются педагогическим выигрышем.
Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей.
Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно – воспитательного процесса. Умелое их использование создает благоприятные условия для решения главных задач, стоящих перед школой: всестороннее развитие личности.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.
Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки).
Межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Межпредметные связи, являясь самостоятельным стимулом познавательного интереса учащихся, перестраивают процесс обучения: усиливают синтетический, обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, ее коллективность, взаимопомощь учащихся в ее организации; расширяют деловые контакты между учащимися и учителями. При этом повышается стимулирующая роль всех источников познавательного интереса учащихся.
Трудоемкость опыта в чем состоят трудности при использовании данного опыта
Проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.
Анализ результативности опыта
Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. Благодаря этому качество знаний по предметам возросло.
Проследив качество знаний по русскому языку и математике можно увидеть следующее:
Русский язык Математика
Качество знаний Успеваемость Качество знаний Успеваемость
2014
-
2015 2015
-
2016 2014
-
2015 2015
-
2016 2014
-
2015 2015
-
2016 2014
-
2015 2015
-
2016
71% 80% 100% 100% 60% 80% 100% 100%
По данным таблиц видно, что качество знаний по русскому языку, по математике стало выше. Активизировалась учебная деятельность, внедрялись нестандартные формы работы с учащимися и новые технологии обучения для развития познавательного интереса.В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Таким образом, плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным. Развивая познавательную активность, воспитываю стремление к знаниям, развиваю личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Результативность опыта
Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах и конкурсах.
Результатом использования современных педагогических технологий являются
-повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;
-учащиеся становятся призерами районных олимпиад порусскому языку;
-проявляется стойкий интерес к учебе, к участию в республиканских и всероссийских конкурсах;
-повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации;
-повышается уровень коммуникационной культуры.
Результативность опыта представлена в приложении.
Возможность тиражирования.
Разработки уроков с использованием ИКТ, проблемного обучения, группового обучения, исследовательских работ выложены на школьном и личном сайте.
Наглядные приложения конспекты, фотографии
Открытые уроки
Открытые внеклассные мероприятия
Прощание с начальной школой
Посвящение в школьники
«Здравствуй, Новый год»
Наше творчество
Экскурсия в музей
«А ну-ка девочки»
Победитель Всероссийского конкурса проектно- исследовательских работ учащихся
Победитель районного конкурса проектно- исследовательских работ учащихся
Победитель районного конкурса проектно- исследовательских работ учащихся
Приложение 3 Результативность за межаттестационный период 2011-2016 гг.
1 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Год
Формы и уровень обобщения и распространения ППО Тема выступления
2013 год Районный конкурс «Новое в образовании»
«Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС»
2012 год Районный конкурс «Новое в образовании»
«Формирование познавательной активности младших школьников».
10.02. 2015 год Районный семинар учителей начальных классов на базе МОУ « Пензятская СОШ» Проведение открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Домашние опасности»
10.12.2014 Районный семинар учителей начальных классов на базе МОУ «Аксеновская СОШ» «Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы»
28.11.12 Районный семинар учителей начальных классов на базе МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» Лямбирского р-на РМ «Использование новых технологий в преподавании предметов в начальном звене в условияхв ведения ФГОС»
10.01.2013 Заседание сетевого взаимодействия учителей начальных классов района на базе МОУ «Лямбирская СОШ №2» «Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании УУД»
22.11.2013 Районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе и психологов на базе МОУ « Пензятская СОШ» «Урок доброты»
10.0 1.2014 Заседание сетевого взаимодействия учителей начальных классов района на базе МОУ «Лямбирской СОШ №1»
«Здоровьесберегающие технологии в рамках реализацииФГОС»
07.02.2014 Районный семинар директоров общеобразовательных школ на базе МОУ
«Пензятская СОШ» Проведение открытого урока по окружающему миру в 1 классе «Где живут белые медведи?»
28.03.2016 Районный семинар учителей начальных классов на базеМОУ « Лямбирская СОШ №2»
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
29.08 2014г. Заседание РМО учителей начальных классов района на базе МОУ «Лямбирская СОШ №2» «Современные образовательные технологии в начальных классах в условиях вариативности образования»
09.01.2015г Заседание РМО учителей начальных классов района на базе МОУ «Лямбирская СОШ №2»
«Формирование регулятивных УУД у учащихся начальной школы»
2013г. Районный семинар учителей начальных классов на базе МОУ « Пензятская СОШ» Проведение открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме: «Патриоты России»
Участие в семинарах
-Участие в IV Республиканском семинаре-практикуме «Учить творчеству» 20.05.16 МГПИ;
-Слушатель межрегионального научно-практического семинара «Актуальные проблемы педагогики дошкольного и начального образования» 30.03.16 МГПИ;
- Обучение в семинаре «Формирование предметных и метапредметных умений младшего школьника средствами УМК «Русский язык» образовательной системы «Гармония» 8 ч. Учреждение дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Гармония» 26.03 2015г
- Участие в информационно-методического семинара «Современные образовательные ресурсы как гарантия достижения планируемых результатов обучкния в школе» Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига /Учебник» 2015г.
2Награды, звания, благодарности
- благодарственные письма от главы РМ Н.И.Меркушкина за активную работу на выборах;
-Почетная грамота Главы Администрации района;
- Почетная Грамота Министерства образования РСФСР и ЦК профсоюза работников народного образования и науки РСФСР;
- Почетная Грамота Министерства образования Республики Мордовия
3 Повышение квалификации и профессиональная подготовка
МРИО. Курсы повышения квалификации «Психолого-педагогические основыдеятельности воспитателя в летнем оздоровительном лагере» – май 2011 год (72 ч.)
Институт информационных технологий «Ай Ти» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе» - октябрь-ноябрь 2012 г. (72 ч.)
МРИО. Курсы повышения квалификации «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов» - апрель - июнь 2013 г. (72 ч.)
МО и науки РФ «Научно-методический центробразования,воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» по программе «Внедрение программи учебно-методических комплектовпо профессиональной ориентации детей с ОВЗ»- февраль 2013 г. (40 ч.)
Планируемые курсы повышения квалификации -ноябрь 2016 г.
5 Участие учащихся в конкурсах
№ Ф.И. ученика Название конкурса Дата проведения Результат
Международные конкурсы
Монасыпов Э.Д
Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» 16.02.2015 2место
Мензуллов И.Р. Всероссийская викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества» 17.04.2014 3место
Стадник А.А Всероссийская игра-конкурс «Новые приключения Маши в Стране Знаний (Знайландии)»
29.01.2014 1 место
Мензуллов И.Р. Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» 16.05.2015 2 место
Монасыпов Э.Д
Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок» 15.05.2014 2 место
Аитов А.Д. Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» 18.05.2015 1 место
Литюшкин С.А. Всероссийский марафон «В мире животных” 20.04.2015 1 место
Аитов А.Д. IV Всероссийская игра-конкурс «Путешествие Маши в Страну Знаний (Знайландию)»
20.01.2015 1 место
1 Литюшкин С.А. Международная олимпиада «День Знаний»
03.09.2015 Лауреат
2 Литюшкин С.А. Всероссийские конкурсы
HYPERLINK "http://www.unikru.ru/lk/active/view/?ukid=108426" II Всероссийская викторина «Они жили во имя России…» (исторические личности)
02.12. 2015 1 место
3 Монасыпов Э.Д
Аитов А.Д. HYPERLINK "http://www.unikru.ru/lk/active/view/?ukid=109911" II Всероссийский марафон «Мир вокруг нас. Птицы» (для учащихся 3-4 класса)
II Всероссийский марафон «Мир вокруг нас. Птицы» (для учащихся 3-4 класса)
10.11.2015
10.11.2015 2 место
2 место
4 Никишанина К.А.
HYPERLINK "http://www.unikru.ru/lk/active/view/?ukid=114438" I Всероссийский марафон «Любимые книги. По страницам сказок В. Г. Сутеева» (для учащихся 3-5 класса)
08.12.2015 2 место
5 Мензуллов И.Р. HYPERLINK "http://www.unikru.ru/lk/active/view/?ukid=114438" I Всероссийский марафон «Любимые книги. По страницам сказок В. Г. Сутеева» (для учащихся 3-5 класса)
08.12.2015 2 место
6 Стадник А.А HYPERLINK "http://www.unikru.ru/lk/active/view/?ukid=116201" V Всероссийская игра-конкурс «Путешествие Маши в Страну Знаний (Знайландию)»
21.12.2015 84 балла
7 Никишанина К.А. II Всероссийская викторина «О спорт – ты мир!»
06.02 2016 2 место
8 Аитов А.Д. Всероссийский марафон «По страницам любимых книг. Крокодил Гена и его друзья” (для учащихся 3-4 класса)
09.03.2016 1 место
9. Стадник А.А Всероссийский марафон «По страницам любимых книг. Крокодил Гена и его друзья” (для учащихся 3-4 класса)
09.03.2016 2 место
1 Литюшкин С.А. II Всероссийский марафон «Математика в загадках» 20.04.2016 2 место
1 Монасыпов Э.Д
II Всероссийский марафон «Математика в загадках» 20.04.2016 2 место
1 Аитов А.Д. Всероссийский марафон “Путешествие по странам Европы “ (для учащихся 3-4 классов)
27.04.2016 1 место
1 Никишанина К.А. Всероссийский марафон “Путешествие по странам Европы “ (для учащихся 3-4 классов)
27.04.2016 1 место
Республиканские конкурсы
Стадник А.А Республиканский конкурс на изготовление птичьих домиков, посвященный ко дню птиц
03.04.2014 участие
1 Литюшкин С.А. Всероссийский конкурс проектно- исследовательских работ учащихся «Юный исследователь» 27.04.2016 победитель
2 Стадник А.А «Защитим лес» 04.2016 участие
Районные конкурсы
Аитов А.Д. Районная предметная олимпиада по русскому языку 17.12. 2015 призер
Апарин Ф.М. Муниципальный конкурс учебно-исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся 02.2013 победитель
Литюшкин С.А. Муниципальный конкурс учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь»
.02.2016 победитель
Стадник А.А Муниципальный конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 71- ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне
.04.2016 победитель
Стадник А.А Всероссийский конкурс сочинений «Юбилейные даты писателей региона» .09.2016 участие
6. Общественно-педагогическая активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри конкурсов, депутатская деятельность и т.д.
-участвовала в жюри педагогического конкурса: «Калейдоскоп методических идей» на базе «Большеелховская СОШ» вапреле 2011 г.;
-участвовала в жюри педагогического конкурса: «Поиск.Технология.Успех» на базе «Лямбирская СОШ №1» в мае 2015 г.;
-участвовала в жюри педагогического конкурса: «Поиск.Технология.Успех» на базе «Лямбирская СОШ №2» в мае 2016 г.;
-участвовала в жюри педагогического конкурса: «Новое в образовании» 2015 г;
-участвовала в жюри педагогического конкурса: «Новое в образовании» 2014 г;
-участвовала в жюри муниципального конкурса учебно-исследовательских, проектных работ учащихся 2015 г;
- участвовала в работе районной комиссии по проверке олимпиадных работ по русскому языку в 2015 г.
-ежегодно -организатор ЕГЭ (кроме 2016г);
- депутат Пензятского сельсого Совета депутатов Лямбирского муниципального района РМ с 23.12.2011 года по настоящее время
7. Публикации размещены:
-на официальном сайте МОУ «Пензятская СОШ». Режим доступа: http://penz.edurm.ru/bakirova.htm»- на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: http://multiurok.ru/brk-1/
- на сайте «Мультиурок». Режим доступа: http://multiurok.ru/brk-l/files/issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-ryba-nashiei-riechki.html
-на сайте «kopilkaurokov.ru». Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/203377-на сайте «metod-kopilka.ru». Режим доступа: http://metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_domashnie_opasnosti-58508.html-на сайте infourok.ru Режим доступа: https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-razmnozhenie-i-razvitie-rasteniy-1285805.html-на сайте metod-kopilka.ru. Режим доступа: учительский.сайт/Бакирова-Роза-Каримовна