Урок литературы в 8 классе на тему «И. С. Тургенев Певцы»
Відділ освіти Бердянського виконавчого комітету
Бердянської міської ради
Методичний кабінет
-193040145415загальноосвітньої школи І-ІІІ ст. № 1
Урок литературы в 8-А классе
На тему
«И. С. Тургенев «Певцы»
Тема искусства в рассказе,
образы песни и певца в нём.
Воспроизведение в слове красоты пения,
преображение человека в творчестве»
Підготувала вчитель
російської мови та літератури
Модестова Інна Володимирівна,
провела 5 березня 2014 р.
м. Бердянськ, 2014
Цели:
Обучающая
- формировать предметные компетентности:
коммуникативно-языковую – совершенствовать умение высказывать собственные мысли о роли искусства в жизни человека; формировать умение пересказывать текст, создавая словесную картину прочитанного; совершенствовать навыки анализа художественного текста; размышлять о роли пейзажа в изучаемом произведении;
собственно читательскую – способствовать развитию умений давать личную оценку прочитанному и увиденному на основе читательских впечатлений и авторской позиции; подбирать цитаты из произведения для подтверждения собственных мыслей;
ценностно-мировоззренческую – развивать умения: определять и аргументировать свое отношение к прочитанному; анализировать и делать выводы; сопоставлять, сравнивать отрывки, содержащие описание поединка певцов;
творческо-деятельную – формировать интерес к разрешению какой-либо учебной задачи творчески; желание и умение действовать не по примеру, а оригинально, предвидя новизну во время разрешения учебных заданий (сочинение, синквейн); развивать образное и логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность учеников;
личностную – развивать умение выявлять творческую самостоятельность, организовывать собственную деятельность, придерживаться правил этики, сотрудничества;
интеллектуальную – формировать умение работать с разнообразной информацией, используя полученные знания в нестандартных ситуациях.
Развивающая:
- развивать ключевые компетентности:
информационно-познавательную – совершенствовать приемы самостоятельного получения новых знаний, активизировать приемы работы в условиях поиска, исследования; развивать активность познавательных процессов у школьников;
социальную – совершенствовать диалогическую речь учеников, развивать навыки высказывать собственные мысли четко и последовательно как устно, как и письменно. При помощи коммуникативного, иллюстративного дидактического материала прививать любовь к искусству слова, живописи;
самообразования и саморазвития – способствовать развитию навыков самостоятельно работать с разными источниками информации; развивать поисковую деятельность школьников.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к искусству, народной песне; прививать эстетический вкус.
Ожидаемые результаты:
Ученики должны знать:
- содержание рассказа, его проблематику;
- описание внешности героев, черты их характеров;
- типы речи.
Ученики должны уметь:
- выразительно читать отрывки, стараясь передать авторское отношение к изображаемому;
- высказывать и обосновывать собственное отношение к прочитанному;
- сравнивать отрывки, содержащие описание поединка певцов, находить общие и отличительные черты;
- презентовать результаты своей деятельности;
- исследовать проблемные вопросы;
- оценить собственную деятельность.
Ученики должны понимать:
- роль искусства в жизни человека, что песня – душа народа.
Тип урока: Комбинированный урок.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Методы и приемы работы
Эпиграф.
Формулировка ожидаемых результатов.
Выразительное чтение.
Словарная работа.
Беседа с учащимися.
Творческие работы (сочинения).
Музыкальное оформление.
Иллюстрации к рассказу.
Составление синквейна.
Репродуктивный метод.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Частично-поисковый метод.
Проблемно-сообщающий метод.
Опережающие задания:
Подготовить выразительное чтение отрывков из рассказа И.С.Тургенева «Певцы».
Словарная работа.
Написать сочинение-миниатюру.
Оборудование
Мультимедийная доска.
Портрет И.С. Тургенева.
Презентация «И.С. Тургенев».
Презентация музыкального этюда «В горнице».
Формы работы
Коллективная.
Индивидуальная.
Групповая.
Эпиграф:
Лирическая народная песня – переплетение скорби и радости, любви и тревоги, душевной щедрости и красоты народа.
П. Киреевский
ХОД УРОКА
І. Ориентация, мотивация
Вступительное слово учителя. (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя XIX века И.С. Тургенева и обратимся к его рассказу «Певцы», который занимает одно из первых мест среди других рассказов «Записок охотника» по яркости данных в нем картин, по богатству заключенного в нем идейного содержания и по силе воздействия его на широкие круги читателя.
ІІ. Целеполагание
Сообщение темы, цели, задач урока (слайд №2,3).
Проанализировать содержание рассказа «Певцы» и раскрыть безграничную любовь И.С. Тургенева к русскому народу.
Работать над образами участников состязания – певцов, обратить внимание на мастерски выписанные И.С. Тургеневым характеры героев.
Показать духовную связь Якова и слушателей, помочь понять силу народного таланта.
Акцентировать внимание на необходимости введения образа рассказчика.
Развивать навыки вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову.
Прививать чувство гордости за свой народ, его талантливость и мудрость.
Воспитывать эстетический вкус.
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Первой книгой, принесшей Тургеневу большую литературную известность, были «Записки охотника», вышедшие в 1852 году отдельным изданием.
Борис Зайцев, русский писатель, отмечал, что цикл этих рассказов – «поэзия, а не политика». Мы поймем это, прочитав «Певцов» И.С.Тургенева.
Вопросы к учащимся:
Как вы думаете, что сегодня будет в центре внимания на уроке?
О чем мы будем с вами говорить?
(о героях рассказа, об их талантливости, уме, непохожести, умении чувствовать).
Определение ожидаемых результатов.
Анализируя образы участников поединка, мы …
- познакомимся с героями рассказа;
- постараемся понять мотивы их поступков;
- насладимся красотой их пения;
- ощутим колорит эпохи и её влияние на человеческие судьбы;
- сравним, сопоставим характеры героев произведения;
- выскажем своё отношение к прочитанному.
ІІІ. Целереализация
Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Вопросы к учащимся:
На сколько частей (с точки зрения композиции) можно разделить рассказ? (на 3 части) (Слайд №4)
Какие части? (1 ч. – описание Колотовки и Притынного кабака, его посетителей и хозяев; 2ч. – состязание певцов; 3 ч. – картина всеобщего пьянства)
Обращение к эпиграфу.
Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.
Слово учителя.
Сегодня нам и предстоит разобраться, что увидел в народном характере И.С.Тургенев, что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.
Словарная работа.
Целовальник, Притынный, рядчик.
Выразительное чтение начала рассказа, с. 289-290.
Беседа с учащимися:
При описании села рассказчик прибегает к географической точности. Зачем?
Каково впечатление охотника-рассказчика от небольшого сельца Колотовки?
Какое чувство возникает у читателя, представляющего себе и «скат голого холма», «рассеченного страшным оврагом», и «бедную деревушку», и «несколько тощих ракит», которые «боязливо спускаются по песчаным бокам» оврага?
Что же довершает и без того невеселую картину? (Описание кабака)
А что такое кабак? (Это место, где удовлетворяются низменные и грубые потребности простого люда. Тургенев подчеркивает «отдельность местоположения кабака, который стоит на краю «страшного оврага»)
Всмотримся в посетителей Притынного кабака повнимательнее. Кто они? Кого видит Яков в трактире, выйдя на середину зала?
Проверка домашнего задания (достаточный уровень).
І. Целовальник Николай Иванович. (Слайд №5, 6)
(Человек «расторопный и сметливый», хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся: «в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…» Он обстоятелен, немногословен и себе на уме).
ІІ. Приказчик Моргач. («Это человек опытный, сам себе на уме», «тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться». Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: «…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…» И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались «темные пятна»). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни. Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже жить припеваючи).
III. Дикий Барин... (Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него. Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя, и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”).
IV. Обалдуй – (выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть – одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало – прямо Обалдуй”).
Идет работа с репродукциями, ребята пытаются увидеть в них тургеневских персонажей.
Беседа с учащимися:
Как складывалась жизнь этих людей? Счастливы ли они? Что общего в их судьбах?
(Это, действительно, скопление изломанных, выпавших из былой жизни бесприютных в прошлом, и будущем людей).
А что находится за стенами кабака?
(Грязная Колотовка с её оврагом; скудный выгон, пруд, покрытый гусиным пухом; собаки лают).
Слово учителя.
Какая тоскливая и неприглядная картина... Поистине не радующий глаз пейзаж, лишающий всякой надежды.
Таким образом, кабак – некий последний приют людей с искалеченными судьбами.
Вот здесь-то, у бездны на краю, и будет проходить поэтическое соревнование, дуэль двух талантливых людей.
Ждут ли этого поединка люди?
Давайте понаблюдаем за ними.
Первичное применение полученных знаний.
Чтение диалога по ролям от слов с.292: «Зачем я тебя зову – плут ты этакой, Моргач!» до «Ну что ж! – возопил вдруг Обалдуй. – Чего ещё ждать? Начинать так начинать. А? Яша?»
Беседа с учащимися:
Это обычное житейское любопытство или желание торжества над побежденным? Почему так ждут поединка эти люди?
(Не состязания они ждут, а песни, которая помогает забыться, отрешиться от сиюминутного. Помогает стать чуть счастливее, подарить настоящую радость. Это особый мир, по которому истосковалась душа не очень счастливых людей. Может быть, это своеобразный протест против этой жизни).
Почему именно песня?
(Песня – это душа народа, её поэзия. Страшна и тяжка жизнь русского крепостного, но в человеке живет тяга к прекрасному, светлому в жизни).
Чтение сочинений «Какова роль песни в жизни человека?»
Где рождалась эта песня? Где звучала? (Чаще всего в кабаке или ином местечке, где собираются связанные в горе непрочной верёвочкой люди).
Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.
Слово учителя.
Сравним соперников – рядчика и Якова Турка.
Проверка домашнего задания (высокий уровень).
Сравнительная таблица «Пение рядчика и Якова Турка».
Линии сравнения
Поведение до начала состязания.
Пение... Есть ли в нём душа?
Реакция слушателей.
Рядчик Яков Турок
1. “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами (неспособность к осознанию высоты предстоящего душевного испытания), лишь перед самим поединком он немного волнуется, “приходя в волнение”. 1. В состоянии лихорадки перед началом пения (“мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали…”, лицо было “бледно, как у мертвого…”). Пение для него нечто священное, способное озарить жизнь, задеть самые тонкие душевные струны.
2. Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый: он играл и вилял этим голосом, как юлой, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным старанием, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью. 2. …голос был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала прямо за его русские струны.
3. Долго пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях: ему недоставало поддержки хора. 3. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня. Никто не крикнул, даже не шевельнулся.
Прослушивание песни «Не одна во поле дороженька пролегала».
(Слайд № 7, песня «Не одна во поле дороженька пролегала»)
Беседа с учащимися:
Каково ваше впечатление от песни?
Почему рядчик проиграл? (пел веселую плясовую песню, которая не затронула сердца и души слушателей)
А как пел Яков? (в его пении была «неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и грустная скорбь»; в этой песне поет и плачет душа; душа стремится на волю из этого грязного кабака)
Слово учителя.
Яков хотел “унести” этих искалеченных судьбой людей из пошлой действительности, из этого душного кабака. Он хочет осилить зло этой жизни, ее тяготы, одолеть тоску.
Вечером рассказчик вновь заглядывает в кабак. Что же открывается ему?
Беседа с учащимися:
Кого здесь не оказалось?
Что хотел подчеркнуть этим рассказчик?
(Нет Дикого Барина. Очевидно, автор видит в нем настоящее, здоровое начало нации).
Выразительное чтение финала рассказа, с. 297.
Вопрос:
Достоевский назвал финал рассказа поистине гениальным. Почему?
(В финале – дети, а дети – будущее страны. Полное слияние человека с природой, нет той напряженности, противоречивости, которые существуют в жизни).
Физкультпауза. (Слайды 8-15 «В горнице»).
Использование обобщенных умений в нестандартной ситуации.
Написание сочинения-миниатюры.
Что сближает народную песню «Не одна во поле дороженька пролегала» с песней на слова Н. Рубцова?
Проверка творческих работ.
Самостоятельная работа: творческое применение знаний, навыков и умений.
Задание классу.
Какие качества характера объединяют таких разных людей, сумевших высоко оценить пение Якова Турка? (Ум, проницательность, талант, потребность творить, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытая сила, любовь к песне).
Проверка задания.
Слово учителя.
Самое удивительное, что все это помогла увидеть и почувствовать песня.
Обращение к эпиграфу. (Слайд №16)
IV. Рефлексивно-оценивающий
Подведение итогов урока.
Вопросы к учащимся:
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Где вы можете использовать полученные знания?
Достигли ли мы целей урока?
2. Рефлексия.
Составление синквейна.
Песня.
Волнующая, душевная.
Заставляет задуматься, вдохновляет, окрыляет.
Народ.
3. Домашнее задание. (слайд № 17)
Выписать цитаты о том, какое впечатление на каждого произвело пение Якова Турка (достаточный уровень).
Написать сочинение-миниатюру «Какова роль песни в рассказе И.С.Тургенева «Певцы»?»
Оценивание, ценение.