Рабочая программа по шашкам Чудо-шашки (5-7 классы) 
РАССМОТРЕНО                                   СОГЛАСОВАНО                                    УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО                            Заместитель директора по ВР                                   Директор школы
Руководитель ШМО                       _________________ /______________/                 _________/____________/ 
_____________  /______________/     «____»_____________2015 г.           
  «___»____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
по шашкам
«ЧУДО-ШАШКИ»
5-7 классов
на 2015-2016 учебный год
Составил:
учитель физической культуры
Николаев Эдуард Владимирович
высшая квалификационная категория
Хорошово 2015г.
Пояснительная записка 
Программа составлена на основе нормативных документов Федерального агентства по ФК и С и Министерства образования и науки РФ. 
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Шашки как специфический вид человеческой деятельности получили всеобщее признание во всём мире. Они, являясь одним из видов спортивных интеллектуальных единоборств, осуществили прорыв в широкую социальную сферу, заслужив признание не только как эффективное средство воспитания и развития человека, но и как составная часть спортивной, культурной жизни общества. 
Шашки – одна из самых распространённых игр. Существует несколько разновидностей игры, каждая из них имеет свои правила и особенности. Русские и международные шашки встречаются на турнирах и соревнованиях. Чапаев, Поддавки или Английские шашки (Чекерс) больше подходят для дружеской компании. В шашки могут играть все слои населения, поскольку доски для игры и сами фишки изготавливались из доступных материалов. 
Целью программы по шашкам является популяризация шашек среди учащихся школы, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, практическая деятельность организации и судейству соревнований по шашкам. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. 
В соответствии с поставленной целью формулируются задачи программы:
Обучающие: 
 Обучение основам шашечной игры; изучение истории возникновения шашек.
 Подготовка квалифицированных спортсменов.
 Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры (расширить теоретические знания о шашках: правила игры, инвентарь, виды шашек, стратегия игры).
Воспитательные: 
 Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.
 Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма.
 Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
 развитие стремления детей к самостоятельности.
 Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление. 
 Развитие познавательных способностей учащихся.
 Осуществление всестороннего физического развития воспитанников. 
Особенностью игры в шашки является реализация процессов оперативного мышления непосредственно на доске, при своем ходе объективно не зависящая от действий соперника. Однако, после хода соперника возникает конфликтная ситуация в логическом единоборстве. 
Таким образом, поиск оптимального выхода из возникшей конфликтной ситуации непрерывно находится под контролем соперника, поэтому развитие партии в шашки – непрерывный процесс взаимокорректировки принимаемых решений, а чёткие критерии результативности партии в шашки (выигрыш, ничья, проигрыш) позволяет оценить, чья стратегия оказалась наиболее верной. 
В изученных источниках не даются рекомендации по обучению решениям в экстремальной ситуации, т.е. теория принятия оптимальных решений в экстремальных ситуациях в шашках только находится в поиске. 
Способы контроля:
- проверка усвоения теоретических знаний при помощи тренировочных партий, турниров, викторин, конкурсов решения задач;
- анализ сыгранных партий;
- соревнования в конце года;
Содержание программы и тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Количество часов:
Дата проведения
Примечание
1
Физическая культура и спорт в России 
История возникновения игры в шашки. Общие правила игры в шашки. 
1
01.09
2
Используемый инвентарь
1
08.09
3
Система психологической и физической подготовки шашиста
1
15.09
4
Английские шашки. Практическое занятие
1
22.09
5
Русские шашки. Практическое занятие
1
29.09
6
Поддавки. Практическое занятие
1
06.10
7
Чапаев. Практическое занятие
1
13.10
8
Уголки. Практическое занятие
1
20.10
9
Онлайн шашки
1
27.10
10
Флеш шашки
1
10.11
11-12
Соревнования «Чудо - шашки»
2
17.11
24.11
13-14
Тренировочные партии
2
01.12
08.12
15
Тренировочные турниры
1
15.12
16
Самостоятельный и совместный анализ типовых позиций
1
22.12
17
Конкурсы решения задач и этюдов 
1
29.12
Всего 17 часов
Теоретических занятий – 6ч
Практических занятий – 11ч
Предполагаемые результаты программы к концу обучения
- углубление теоретических знаний об игре в шашки;
- формирование личной системы психологической и физической подготовки;
- знание особенностей игры в шашки разных видов;
Рекомендуемая литература для учащихся.
1. Авербах Ю.Л. Школа середины игры. – М.: Тера-Спорт, 2000 – 128с.
2. Алаторцев В.А. проблема психической готовности спортсмена к соревнованиям: тезисы докладов Всесоюзного совещания по психологии физического воспитания и спорта. Тбилиси 2-5 октября 1967. – Тбилиси. 
3. Булич Е.В. Оздоровительные эффекты стимуляции умственной работоспособности в условиях учебной деятельности// Научная конференция «Здоровье человека: технология формирования здравостроителя в системах образования и здравоохранения Украины» Сборник научных трудов 
4. Блюменфельд В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления// вопросы психологии восприятия и мышления // извести АПН РСФСР, 1ё948. – Вып. 13 С.175-203 
5. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР 1959 №2
6. Зак В.Г. Пути совершенствования. 2-е изд., М., 1989. – 207с.
7. Ошорова Г.С., Ошорова Н.Б. Педагогические технологии в развитии ценностно-мировоззренческих ориентации учащихся. – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2005.
13PAGE  15
13PAGE  14415
15