Конспект урока по познанию мира на тему Степи. Растения и животные степей.
Познание мира
4 класс
Тема: Степи. Растения и животные степей.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным и растительным миром, с экологическими проблемами.Оборудование: карта природных зон, картина «Степь», презентация с изображением растений и животных степей, учебник «Познание мира», тетрадь
ХОД УРОКА: I. Организационный момент:Дети: Нас сегодня ждет дорога,И узнать нам надо много.Учитель: Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. II. Актуализация знаний
Устный опрос
-Что растёт в тайге?
-Что вы знаете о хвойных лесах?
-Какие леса называются смешанными?
-Назовите природные зоны
Индивидуальная работа по тестам (фронтальная проверка)1. Природная зона лесов состоит иза) пяти частейб) трех частейв) двух частейг) одной части2. Самую большую территорию занимают:а) смешанные лесаб) широколиственные лесав) хвойные леса3. В тайге растут:а) пихты, ели, лиственницыб) дубы, сосны, елив) березы, липы, лиственницы4. Экологические проблемы лесной зоны связаны:а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой б) с неблагоприятными погодными условиямив) с участившимися лесными пожарами.III. Работа над новой темой:Учитель: Дорога нас зовет в путешествие, в бескрайние степи или в зону степей.1) Звучит песня «Ой, ты степь широкая,Ой ты степь привольная»На доске вывешивается картина «Степь».Учитель: - Какой вы видите степь?- Почему про степь говорят: «Безбрежные просторы»?- Какие растения встречаются? Есть ли растения?- Какие растения и животные приспособились к жизни
2) РАБОТА В ПАРАХ
Посмотрите на карту природных зон (На каждую пару раздается карточка):- Где расположена зона степей?- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?- Как выглядит земная поверхность зоны?(Проверка учащихся).3) Учитель (обобщает): Зона степей расположена центральной и южной зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе.Там теплое продолжительное засушливое лето. Дуют горячие сухие ветры - суховеи. Они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко.4) Выступают обучающиеся, подготовившие материал по теме: «Степь», используется презентация по теме «Зона степей» о растениях и животных.1-й обучающийся:Все растения степи травянистые. Растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают. В земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и тюльпаны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Учитель: В какое время года в степи расцветает много цветов? Почему?2-ой обучающийся:В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Живет множество насекомых. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи не крупные. Их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.Учитель: Чем отличаются кузнечик от кобылки?3-й обучающийся:Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот. Неумеренный выпас приводит к разрушению почв.В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный. Ещё одна проблема - браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.
5) Работа по учебнику: стр. 75-79. Вместе рассматривается рисунок на стр. 75-79, на котором показаны степные животные.Учитель:- Почему нет крупных животных?- Где прячутся степные животные? (в траве, в земляных норах).Учащиеся самостоятельно читают тексты по учебнику. Прочитывается вывод на стр. 79.Учитель:- Почему необходимо сберегать степную зону?IV. Закрепление изученного материала:1. Работа по тетрадям (Дневник наблюдения) с использованием карты. Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 1, 2, 5, 6:- Записывают названия степных растений;- Логическое упражнение: «Верны ли утверждения? Обведи «Да» или «Нет». Исправь ошибки (устно).- Узнать животных по фрагментам. Подписать названия животных.- Составить 2 цепи питания.V. Подведение итогов урока:- Почему степи почти везде распаханы?- Какие экологические проблемы возникли в степи?VI. Домашнее задание
15