Презентация для работы социального педагога Проблема отклоняющегося поведения обучающихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем современной науки.


 Проблема отклоняющегося поведения обучающихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем современной науки. 1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии;2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, замкнутость, недоверчивость);3) правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у школьников с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей.Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:Еще отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуются как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально пассивную, корыстную и агрессивную направленность:- отклонения социально пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, работы, бродяжничество, побеги из дома, пьянство, токсикомания, наркомания, суицид);- отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество);- отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои). Классификация отклоняющегося поведения учащихся Классификация В.Н.Липника, который сгруппировал девиации несовершеннолетних:1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;3) по отклонению в понимании общественных интересов;4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;5) по степени деформации психики;6) по отклонению в системе ведущих мотивов;7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.В другой классификации отклонения в поведении сгруппированы:1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) Один из первых исследователей проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних В.П.Кащенко отмечал, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут быть приобретенными и врожденными. Если своевременно не обратить на них внимания и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах Гройсмана, Кащенко, Личко, и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности. Кащенко выделяет следующие дефекты характера у несовершеннолетних: а) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (психическая неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии); пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность; нечистоплотность и педантизм; страстное чтение); б) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; жестокое обращение с животными; злорадство и издевательство над окружающими людьми; негативизм; деспотизм; чрезмерная нерадивость; замкнутость; бродяжничество).  У подростков с отклоняющимся поведением преобладает общественно-отрицательная эгоистическая направленность, определяющая соответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. Выделяются следующие особенности правосознания подростков с девиантным поведением:1. Малая осведомленность в уголовном законодательстве.2. Затруднение в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость.3. Не умение применять правовые знания в конкретной ситуации.4. При оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия.5. Наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Прослеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей: трудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, лживость) педагогически запущенные подростки, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость); подростки-правонарушители – трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение, нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; несовершеннолетние преступники – педагогически запущенные подростки, совершившие уголовные преступления. Педагогически запущенный ребенок – это ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Для данной категории детей характерны: хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты, приобретение вредных привычек и др.).Социально запущенные дети и подростки – это трудновоспитуемые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения; резко сужена сфера социальных интересов. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формирование и социальное развитие происходят под влиянием асоциальных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и др.). Отклоняющееся поведение развивается постепенно и проходит определенные стадии:I (начальная) стадия отклоняющегося поведения рассматривается как предполагающая негативное поведение (в основном соответствует дошкольному и младшему школьному возрастам):– неправильное воспитание в семье;– ошибки работников дошкольных учреждений;– слабая психологическая и педагогическая готовность к обучению в школе;– несформированность опыта поведения;– постоянные неудачи в игровой и учебной деятельности;– многообразие отрицательных эмоциональных переживаний;– изоляция в детском и школьном коллективах и др.Прогнозируемый результат: у детей дошкольного и младшего школьного возрастов может зародиться комплекс отрицательных качеств, могут сформироваться отдельные недостатки поведения, появиться начальные формы отклоняющегося поведения, проявиться первые признаки педагогической запущенности и трудновоспитуемости. II стадия отклоняющегося поведения характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам поведения и деятельности (в подростковом возрасте):– непонимание взрослыми психологии подростков;– формализм в учебной и внеучебной работе;– отсутствие полезного общения в коллективе класса;– поиск контактов в уличных стихийных группах и объединениях;– нарушение правил поведения в школе и дома;– нежелательное влияние среды;– углубляющиеся неудачи в различных видах деятельности;– искаженные нравственные представления о чести, долге, поведении;– ограниченные возможности для самоутверждения в коллективах школы, класса;– незрелость суждений;– раздражительность, повышенная возбудимость, неустойчивость поведения и др.Предполагаемый результат: у подростков складываются педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, наблюдаются отдельные асоциальные тенденции отклоняющегося поведения: грубость, агрессивность, хулиганство, прогулы учебных занятий, мелкое воровство, отдельные правонарушения. III стадия отклоняющегося поведения характеризуется усугублением педагогической запущенности и устойчивым проявлением социальной запущенности молодых людей:– отрицательные формы поведения, противоречащие принятым нормам;– негативное отношение к учебе и труду;– глубокое изменение личности, проявление у нее антиобщественной направленности;– наличие социально вредных взглядов, позиций, привычек;– враждебное отношение ко многим сложившимся ценностям;– хвастовство, бравада, отчаянность, неразумный риск, безрассудство в поведении;– систематические нарушения учебной и трудовой дисциплины.Предполагаемый результат: происходит переход от педагогической запущенности и трудновоспитуемости к социальной запущенности, складывается устойчивое отклоняющееся поведение, проявляются такие его формы, как агрессивность, злостное хулиганство, пьянство и ранний алкоголизм, воровство, наркомания, токсикомания, рэкет, правовые нарушения, преступления и др. Комплекс данных взаимосвязанных и взаимодействующих признаков представляет собой психолого-педагогический механизм отклоняющегося поведения у молодых людей. Появлению девиантных детей способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи. Существуют самые различные классификации этих семей, но они в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Г.П.Бочкарева выделяет:1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой;2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами;3) семью с нездоровой нравственной атмосферой.В основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка. А.Е.Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье:I) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.2)Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность.3) Ситуация, создающая «кумира» семьи. Для неё характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала, за весьма скромные успехи.4) Ситуация, создающая ”золушек” в семье. Отмечается, что появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков. Работа с трудными семьями. Эти семьи можно подразделить на 5 типов:Семья, в которой трудные родители.Характеристика. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием душевного контакта.Семья, где господствует безнадзорность.Характеристика. Родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, отсутствие духовных связей с детьми.Стратегия:Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.Характеристика. Родители не понимают детей, проявляют полное незнание методов воздействия на подростка, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию в ущерб духовной жизни.Характеристика. Дети растут эгоистами, чрезмерными потребителями. Родители эти качества в детях поощряют.Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.Характеристика. Детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. Дети, как результат, растут жестокими и озлобленными.  В подростковом возрасте:расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер; в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований; закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.Подростковый возрастПодростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению. Потребность осознать свое собственное Я, понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. При организации педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением необходимо учитывать ряд социально-педагогических условий:групповое общение педагогически запущенных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает группа свободного общения;групповые нормы и ценности оказывают довольно сильное влияние на формирование сознания и поведения педагогически запущенных подростков, следовательно, воспитательное воздействие школы, оказываемое на них, преломляется через групповые нормы и ценности;групповое общение педагогически запущенных подростков – это свободное, неформальное общение, и попытка его трансформировать, возвести в ранг официальной группы, чаще всего приводит к появлению рядом с ними новых групп общения;педагогически запущенные подростки, так и их групповое общение оказывают сопротивление прямому воспитательному воздействию. Среди причин равнодушного или отрицательного отношения к учебе у учащихся с девиантным поведением можно выделить их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость. Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками. Ярко выраженными признаками неуспеваемости девиантных учащихся являются увеличение числа ошибок при выполнении обычных учебных заданий; расходование на них выше школьно-гигиенических норм времени; затруднение в выполнении школьных заданий и частое обращение за помощью; снижение интереса к школьным предметам и нежелание учиться; неблагополучие в межличностных отношениях (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель). Для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. нельзя переходить к новому не усвоив предыдущую операцию (обобщение, систематизация материала). Выделяют т следующие приемы коррекционного воздействия коллектива на девиантных школьников:- доверия;- постепенного приучения к деятельности на общую пользу;- поддержки коллективистических проявлений;- недоверия;- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы;- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьников;- переключения критики на самокритику;- включение учащегося в коллективные общественно значимые виды деятельности. Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности, участие родителей в работе с девиантными школьниками усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реальным, действенным и вполне осуществимыми.