Проблема и тема психолого-педагогического исследования.


Проблема и  тема психолого-педагогического исследования.
Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае – педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.
Выбор объектной области  требует изучения объективной потребности
в обновлении элементов образовательной  системы, учета реальных условий  и возможностей.
Последующие, тесно связанные  между собой шаги – определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы
Слово проблема используется в нескольких смыслах. В широком, общеупотребительном языке — как синоним слова «задача», «препятствие» и т. п. В исследовании не допустимо использовать общеупотребительный подход. Например, «проблема повышения социальной активности подрастающего поколения» — это лишь крупная практическая задача, но не проблема исследования .Иногда под проблемой  понимают также новое решение  актуальной научной психологической  или педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение  проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной  информации. Требуется найти способ получения новой информации и  реализовать его. Вот почему важно  четко и точно определить проблему исследования,  т. е. выявить то объективно существующее в избранной предметной области противоречие (противоречия), разрешению которого и будет посвящена  научная работа. Для этого требуется  выяснить – что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные  знания для этого необходимы, имеются  ли эти знания в науке на сегодняшний  день? Если они есть, то насколько  полны и достаточны? Иначе говоря, исследователь должен быть убежден в том, что он начинает работу на действительно неизведанном “поле” научного поиска.
В научном же смысле, проблема — это «объективно возникающий  в ходе развития познания вопрос или  целостный комплекс вопросов, решение  которых представляет существенный практический или теоретический интерес».
В этом смысле проблема выступает  как осознание, констатация недостаточности  достигнутого к данному моменту  уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически
определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.
Проблема в ее характерных  чертах отражается в теме исследования. Ее актуальность определяется приоритетностью (злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Удачная, точная в смысловом отношении максимально краткая формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел и содержание, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Тема определяет лицо исследователя, его престиж, но главное – его социальную, практическую ценность на продолжительный период времени, а иногда и на всю жизнь. Это связано с тем, что смена темы научной работы при современном уровне и темпах развития науки вообще и, в частности, психологии и педагогики иногда на несколько лет отбрасывает исследователя назад. Это как раз тот срок, который позволяет вжиться в тему, выйти на самые передовые рубежи ее разработки, творчески освоить все, что накоплено в этой области, как в отечественной, так и в мировой психологической и педагогической науках. Поэтому при выборе темы не надо спешить, но и любое промедление отодвигает срок начала исследования, а значит и время получения его конечного результата. Предпочтительным вариантом выбора темы научной работы является собственное убеждение исследователя в ее актуальности и перспективности. Разумеется, начинающий исследователь еще часто не обладает достаточным научным кругозором для столь ответственного, а главное безошибочного выбора. В этом случае он руководствуется требованиями государственных и ведомственных нормативных документов, в которых определяются приоритетные участки научных изысканий в целях удовлетворения потребностей практики. В требованиях, как правило, отражаются “горящие” точки науки, запросы сегодняшнего и завтрашнего дня. Выбрать и сформулировать тему исследования помогают также консультации с научным руководителем, учеными, педагогами-практиками, методистами, тщательный анализ диссертационных и дипломных работ (в их завершающей части обычно формулируются перспективные направления исследования той или иной проблемы), участие в научной работе совместно с опытными учеными .Большую помощь исследователю  может оказать анализ пограничных  проблем науки. В психологии и  педагогике, например, такая граница  многогранна и многозначна. Она  проходит между названными и другими  науками: генетикой, физиологией, кибернетикой, социологией, экономикой, философией и  другими. Кроме того, психология и  педагогика сами разделяются на многие отрасли, а в межотраслевых проблемах  кроются открытия самого высокого ранга. Однако при этом психология и педагогика должны концентрировать свои усилия на прикладном приложении научных изысканий  в интересах повышения качества работы с людьми, обосновании оптимальных  путей, приемов достижения максимальных результатов. Это не значит, что психолого-педагогическая наука не должна заниматься фундаментальными исследованиями. Задача заключается  в том, чтобы довести любое  фундаментальное исследование до прикладного  аспекта. Опыт показывает, что, например, процесс окончательной формулировки темы научной работы целесообразен  после того, как собрана уже  основная часть исследовательского материала. Нередко рабочее название темы в последствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы. Этим объясняется тот факт, что в вузах, где организована подготовка научно-педагогических кадров, на выбор и обоснование тем аспирантам и соискателям отводится не менее полугода предварительной работы.
Рассмотрим вышеуказанные  положения на примере исследования «Формирование готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля».
Актуальность  исследования определяется противоречием между объективными потребностями школ и классов физико-математического профиля в учителях физики, обладающих высоким уровнем предметной подготовки и сформированной готовностью к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля, и существующей ситуацией, при которой учебные планы классических университетов не обеспечивают необходимую методическую подготовку студентов и эту готовность.