Положение о психолого-педагогической диагностике


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Центр образования № 33» ул. Баженова, д. 14-а
Положение
о психолого-педагогической диагностике
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБОУ «ЦО № 33» Протокол №___ от ________
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО №33» ______________О.В. Кузнецова
Приказ от ___________ № ____
1. Общие положения
Настоящее Положение о психолого-педагогической диагностике (далее - Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цент образования № 33» (далее Учреждение) разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании", - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования - Основной образовательной программой дошкольного учреждения.
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Психологическая диагностика развития - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы психолого-педагогической диагностики.
Цель психолого-педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в Учреждении.
Задачи психолого-педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Функции психолого-педагогической диагностики:
диагностико - аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического воздействия;
экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;
регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;
пропедевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.
Принципы психолого-педагогической диагностики:
принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования:
принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка;
принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
Организационная и функциональная структура системы психолого-педагогической диагностики
Организационная структура Учреждения, занимающаяся организацией психолого-педагогической диагностикой включает в себя: администрация Учреждения, педагогический совет, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов).
 Администрация Учреждения:
формирует банк локальных актов, регулирующих систему психолого-педагогической диагностики и приложений к ним, утверждает их приказом директора Учреждения и контролирует их исполнение;
обеспечивает на основе основной образовательной программы дошкольного образования проведение в Учреждении психолого-педагогической диагностики;
обеспечивает условия для подготовки педагогов Учреждения к проведению психолого-педагогической диагностики;
формирует информационно – аналитические материалы по результатам психолого-педагогической диагностики;
принимает управленческие решения повышения эффективности педагогических воздействий на основе анализа результатов, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.
Педагогический совет Учреждения:
принимает локальные акты и методические материалы, регламентирующие систему проведения психолого-педагогической диагностики;
принимает участие в обсуждении результатов психолого-педагогической диагностики;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников об оптимизации работы с группой обучающихся на основе анализа результатов психолого-педагогической диагностики.
Функции должностных лиц, осуществляющих психолого-педагогическую диагностику (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог):
применение различных технологий и методик диагностирования обучающихся, рекомендованных к использованию в работе с детьми дошкольного возраста;
подготовка к проведению психолого-педагогической диагностики, при необходимости консультация с узкими специалистами соответствующего профиля;
запрос информации у работников Учреждения и родителей в соответствии с целью обследования обучающихся;
Организация проведения психолого-педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, апрель).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого обучающегося по пяти образовательным областям ФГОС ДО в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в Учреждение и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.
Фиксация показателей развития выражается в форме:
не сформирован;
находится в стадии становления;
сформирован.
В качестве показателей в оценке развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
Психологическая диагностика осуществляется педагогом- психологом в форме плановой диагностики или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации Учреждения и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции и психотерапии, организации работы педагогического совета Учреждения (особенно в начале и в конце учебного года).
Психологическая диагностика должна иметь: 
теоретический аспект (концептуальный и методологический аспекты изучения детей с нормальным развитием, детей с отклонениями в развитии и т. д.);
 методический аспект (использование системы методик для диагностики эмоционально-волевой, познавательной сферы личности ребенка, общения со сверстниками и взрослыми и т. д.; применение методик для детей определенной возрастной группы, с нормальным и нарушенным развитием);
 практический аспект (учет особенностей предъявления стимульного материала и инструкций по отношению к детям разного возраста, пола, имеющих или не имеющих отклонения в развитии; умение по-разному моделировать организационные условия проведения эксперимента, учитывая индивидуальные особенности детей; удобство, простота и портативность применяемых методик диагностики).
Правила использования стандартизованных методик: 
не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизованную процедуру какие-либо другие изменения. Требуется строго одинаковое, единообразное предъявление заданий всем испытуемым, вплоть до сохранения одинаковой интонации в инструкциях. Тем более нельзя давать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых специально предусмотрена и оговорена в описании процедуры. Не следует также несколько раз повторять вопросы, кроме специально оговоренных случаев;
в ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже хвалить, ребенка можно лишь подбадривать, т. е. поощрять за старание, а не за сами ответы или результаты решений;
обследование проводится только в том случае, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, проявлений упрямства и т. д.
Педагогические работники, осуществляющее психолого-педагогическую диагностику в Учреждении, несут ответственность за:
тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
качественную подготовку к проведению диагностических мероприятий;
ознакомление с итогами обследования обучающихся соответствующих должностных лиц (в рамках должностных полномочий);
соблюдение конфиденциальности;
срыв сроков проведения диагностических мероприятий;
качество проведения обследования обучающихся;
доказательность выводов по итогам диагностирования обучающихся;
оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки.
Контроль
Контроль проведения психолого-педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) осуществляется заместителем директора по ДО и старшим воспитателем посредством следующих форм:
проведение ежедневного текущего контроля;
организацию тематического контроля;
проведение оперативного контроля;
посещение НОД, организацию режимных моментов и других видов деятельности;
проверку документации.
6. ДокументацияПедагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года;
проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования;
справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по Учреждению и отчитывается педагогическом совете Учреждения.
на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал - в методическом кабинете.
Протоколы обследований педагога-психолога, заключения по результатам проведенного психодиагностического    исследования,  журнал диагностики хранятся в кабинете специалиста. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ, Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года предоставляются старшему воспитателю в установленные сроки.