Классификация методов исследования, используемых в социально-педагогической диагностике.
Классификация методов исследования, используемых в социально-педагогической диагностике.
Метод – путь, способ познания, при помощи которого наука добывает факты, сведения и осмысливает их.
Обратимся к классификации методов исследования, предложенной Б.Г. Ананьевым. Ученый выделил 4 группы методов:1.Организациооные методы.2.Эмпирические методы.3.Методы обработки данных
4.Интерпретационные методы.
Рассмотрим каждую группу методов с позиции социально-педагогической диагностики.
Организационные методы - группа методов, которые определяют общий способ организации диагностического исследования. К ним относятся:1)сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
2)лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
3)комплексный – диагностирование одного объекта представителями разных наук.
Эмпирические методы – диагностические методы, которые могут быть использованы на практике.
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Диагностическая беседа - метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.
Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного (облаченного в некую форму)опроса диагностируемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному диагностируемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Метод экспертной оценки - опрос экспертов путем анкетирования или интервьюирования. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» — не более 12 человек.
Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т. п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.
Социометрия – метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Тестирование - диагностический метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Тесты разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и коллективные, вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные и т.п.
Биографический метод - основан на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития, фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Вариант этого метода — семейная биография.
Изучение школьной документации – анализ школьных характеристик, журналов, отчетов, аттестатов, автобиографий, рекомендаций, писем, сочинений, записок. Позволяет сократить время знакомства с личностью, группой, углубить и расширить знания об объекте.
Изучение продуктов труда – заключается в их психологическом анализе с целью получения дополнительной информации о качествах и проблемах личности, например, аккуратности, ответственности, утомляемости.
Методы обработки данных. Подразделяются на количественные и качественные.
Для обработки данных используются методы статистической обработки (количественный анализ) – это математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, полученные в ходе диагностики можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.
К таким методам можно отнести среднее арифметическое, моду, медиану, размах. Среднее арифметическое – определяется суммированием всех данных и последующим делением на их количество.
Мода – значение в множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Мода выделяется в больших выборках.
Медиана – такое значение признака, которое делит упорядоченное множество данных пополам так, что одна половина всех значений меньше медианы, другая больше. Для того чтобы найти медианное значение для маленького массива наблюдений, достаточно упорядочить наблюдения от меньших значений переменной к большим: то значение, которое окажется в середине, и будет медианным. Например, для ряда: 17 баллов, 18 баллов, 20 баллов, 21 балл, 22 балла, медианой будет значение 20 баллов. Если число значений в группе наблюдений четное, то медианой будет среднее двух центральных значений. Медиану иногда называют «позиционным средним», так как она указывает именно среднюю позицию в упорядоченном ряду наблюдений.
Размах – это интервал между максимальным и минимальным значениями признака. Определяется легко и быстро, но чувствителен к случайностям, особенно при малом числе данных ( 0, 2, 3, 5, 8 P = 8 – 0 = 8).
Методы качественного анализа предполагают дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
Интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы.
Генетический метод – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития.
Структурный метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы (классификация, типологизация).
Список использованных источников
1. Ахьямова, И.А. Технология диагностического исследования в образовательном учреждении: учеб. пособие / И.С. Зимина, И.А. Ахьямов; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 118 с.
2. Классификация методов исследования Б.Г. Ананьева azps.ru3. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для вузов / Зыкова Н.Ю., Лапкова О.С., Хлоповских О.С.