Доклад.«Компетентностно-ориентированные задания на уроках английского языка.»


Основным средством в руках учителя является учебная ситуация и учебное задание. Каким должно быть задание, чтобы оно позволяло формировать у учащихся умения и навыки, удовлетворяющие требованиям нового образовательного стандарта? Ждать новых учебников или научиться разрабатывать продуктивные задания и уже сейчас внедрять их в образовательный процесс? В этом докладе мы познакомим вас с примерами компетентностно – ориентированных заданий и рекомендациями по их составлению и использованию на уроках английского языка.
Реализация деятельностного подхода - важнейшая особенность нового государственного образовательного стандарта. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Международные сравнительные исследования показали, что результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий. Если задание направлено только на формирование и отработку знаний, то на основе таких заданий невозможно сформировать навыки, предъявляемые новым стандартом. Анализ действующих учебников основной школы показывает, что именно задания, направленные на освоение предметного содержания и преобладают в настоящее время в учебных материалах. Достижение нового качества образования возможно через включение в образовательный процесс компетентностно - ориентированных заданий.
Компетентностно — ориентированные задания используются на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Формировать ключевые компетентности учеников можно и на разных этапах урока .
Чем отличаются компетентностно-ориентированные задания от традиционных?
Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – включить учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто!
-Во-первых, это деятельностное задание;
-во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
- в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:
*стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)
*задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)
*источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий)
*инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)
В докладе представлены задания по английскому языку, направленные на формирование ключевых компетентностей:
-коммуникативной;
-информационной ;
-компетентности разрешения проблем.
Такие задания можно использовать в учебном процессе на этапе формирования предметных и метапредметных умений и навыков и как диагностический материал на этапе контроля. В зависимости от видов деятельности учащихся, задания направлены на формирование соответствующих умений. Кроме того, в характеристике каждого задания указаны тема урока (занятия), уровень сложности задания и для учащихся какого класса оно предназначено.
Все задания можно разделить на группы по форме требуемого ответа:
- задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания на установление последовательности;
- задания на соответствие.
Выполнение заданий оценивается в баллах в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения заданий.
Представленные в статье компетентностно - ориентированные задания могут быть использованы при изучении тем: «Алфавит», «Притяжательный падеж имен существительных», «Внешность». «Семья», «Любимые праздники: Рождество». Предполагается, что практически все задания могут быть выполнены учащимися, изучающими любой иностранный язык и использоваться в урочной и внеклассной деятельности.
Опыт разработки и практического использования таких заданий получен нами на курсах и при использовании интернет ресурсов. Работа в группах помогла освоить структуру КОЗ, научила самостоятельно их разрабатывать, а также преобразовывать задания учебника в продуктивные учебные задания на компетентностной основе и применять их в учебной деятельности. Представленные ниже примеры компетентностно - ориентированных заданий предназначены для учащихся начальной школы.