Программа формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями
Программа формирования пространственных представлений.
Введение.В целом формирование пространственных представлений удобно представить в виде четырёхуровневой структуры, каждый уровень которой, в свою очередь, может быть подразделён на несколько подуровней.
Оценка сформированности пространственных и пространственно-временных представлений производится в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе (безусловно следует отметить, что эти уровни не «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, перекрывая друг друга, испытывая мощное взаимовлияние).
В соответствии с последовательностью формирования пространственных представлений в онтогенезе необходимо оценить:
1. Пространственные представления о собственном теле;
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, внешних
объектов между собой;
3. Возможность вербализации пространственных представлений и взаимоотношений объектов
между собой;
4. Лингвистические представления и понятия (квазипространственные представления, иногда называемые «пространством языка»)
Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребёнка являются такие общеизвестные методики как методика Кооса, Разрезные картинки, отдельные нейропсихологические пробы и тесты.
В тоже время практически каждая методика может дать определённую информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений. В этом заключается основа предлагаемого мною интегративного подхода к диагностической и коррекционно-развивающей деятельности психолога.
1. Пространственные представления о собственном теле.
На этом этапе должна быть проанализирована сформированность представлений ребёнка о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела:
в отношении собственного лица;
по отношению к телу целиком;
по отношению к руке.
В соответствии с цефало – каудальным законом (по которому развитие и дифференциация движений, начинается от головы к рукам и в дальнейшем – к туловищу и к ногам) сформированность пространственных представлений анализируется вначале в отношении собственного лица, затем по отношению к телу в целом и только после этого возможен анализ взаиморасположения «частей» рук.
Для анализа того, как ребёнок ощущает своё тело, ему предлагается оценить это сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости.
1) Анализ частей лица и их расположение на лице по отношению друг к другу.
Инструкция. «Закрой глаза и скажи, что у тебя над/под глазами, над/под носом, надо лбом, под губами» и т.п.
«А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха» и т.п.
В ситуации, когда ребёнку трудно воспроизвести это с закрытыми глазами, ему предлагается сделать это с различными видами помощи(с опорой). На этом этапе предлагаю использовать стандартные пробы Хеда.
Виды помощи:
произвести анализ расположения частей лица с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания;
произвести всё вышеуказанное с открытыми глазами с опорой на схематическое или реалистическое изображение лица;
сделать то же самое, глядя в зеркало;
сделать то же самое, глядя в зеркало и ощупывая своё лицо.
Анализ расположения частей собственного тела (по вертикальной оси).
Инструкция. «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями» и т.п.
Следует отметить, какие слова, обозначающие части тела известны ребёнку и учитывать это при анализе словарного запаса.
Примечания. Не акцентируются и не анализируются части тела, находящиеся между пупком и бедрами.
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг
друга.
Подобную оценку можно сделать на обеих руках, тем самым дополнительно анализируя, какая рука доминантная. Ощущения доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной. Таким образом может быть получено ещё одно подтверждение особенностей латерализации.
Инструкция. «Что выше: плечо или локоть?( плечо или ладонь/запястье, локоть или
ладонь и т.д.)»
Оценка может проводиться в различных позициях (рука «висит» вдоль тела, рука поднята вверх и т.п.).
Здесь также следует отметить, какие слова, обозначающие части тела известны ребёнку и учитывать это при анализе словарного запаса.
Примечание. Подобная оценка в отношении ног не производится.
2. Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве.
Анализ взаиморасположения объектов в пространстве (в том числе и по отношению к телу ребёнка) проводится в соответствии с основными осями:
взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;
взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперёд и назад от тела);
взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.
Данный анализ может производиться как на конкретных предметах, так и в наглядно – образном плане.
Одновременно происходит и исследование возможности вербализации пространственных представлений.
Таким образом, оценивается и возможность понимания, и использования в собственной речи предлогов, и простых предложных конструкций.
В работе с конкретными объектами хорошо использовать различные кубические коробочки (для более чёткого выделения сторон) и карандаш или ручку.
Предлагаю следующую последовательность исследования:
А) карандаш или ручка помещается на коробку
Инструкция А. «Вот видишь, карандаш находится на коробке (показывается). «А как сказать, где находится карандаш сейчас? (карандаш помещается над коробкой)
Инструкция Б. «А так?(карандаш помещается под коробкой на некотором расстоянии от её дна)
Б) карандаш помещается между ребёнком и коробкой.
Инструкция В. «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?» Инструкция сопровождается показом.
Точно также проводится и анализ положения ЗА коробкой.
В) карандаш помещается справа или слева от коробки
Инструкция Г. «Как сказать, где находится карандаш?»
Примечание. Имеет смысл использовать полностью все описанные процедуры в том случае, если при работе с методиками Кубики Коса и Разрезные картинки ребёнок затрудняется в выполнении или делает многочисленные ошибки.
Методика «Разрезные картинки» даёт возможность исследования особенностей координатных представлений ребёнка( взаиморасположение частей рисунка), а методика Кооса позволяет кроме координатных провести еще и анализ метрических представлений ребёнка.
3. Вербализация пространственных представлений.
Оценка вербализации фактически проводилась на предыдущем этапе исследования.
Характерной закономерностью данного этапа исследования является использование следующей последовательности анализа:
анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребёнка на уровне понимания и показа ребёнком (импрессивный уровень);
анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Целесообразно начинать работу с выявления знания предлогов и пространственных понятий, обозначающих расположение объектов в пространстве по вертикальной оси (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между).
В этой же логике проводится исследование понимания предлогов в вертикальной оси на материале тонированных разноцветных геометрических фигур.
Примечание. Взаиморасположение тонированных геометрических фигур, изображённых горизонтально, анализируется в ситуации оценки право – левой ориентировки. Кроме того, используются и такие понятия: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от .
Только после этого может быть проанализировано владение ребёнком понятиями: лево, право, слева, справа, левее, правее.
В том же ключе анализируются понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения объектов в заданном направлении, что также анализируется сначала на конкретных, а потом на абстрактных изображениях. Анализируются такие понятия, как: первый, последний, ближе всего к, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий и т.д.
Далее оценивается владение ребёнком пассивными конструкциями.
Инструкция. «Покажи, где изображено: перед ящиком бочонок под бочонком ящик в ящике бочонок» и т.п.
4. Лингвистические представления (пространство языка).
Оценивается понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными(в том числе пространственно – временными и причинно – следственными). Для этого последовательно анализируются:
возможность словообразования, в том числе сравнительных степеней прилагательных;
подбор антонимов;
понимание и формирование пассивных и других сложных речевых конструкций;
понимание и формирование пространственно – временных и причинно – следственных речевых конструкций.
1) Формирование сравнительных степеней прилагательных.
Инструкция. Подбери слово.. «карандаш длинный, а линейка ещё », «стул жёсткий, а стол ещё », «стол гладкий, а стекло ещё»
2) В том же ключе анализируется и умение провести подбор слов по противоположному признаку (антонимов).
«стул жёсткий, а подушка ..?», «карандаш короткий, а линейка ..?»
понимание и формирование пассивных и других сложных речевых конструкций.
Задания заключаются в отнесении услышанной фразы к тому или иному изображению, находящемуся на листе.
Инструкция. «Покажи, где: мамина дочка, дочкина мама. Хозяин коровыкорова хозяина.»
Инструкция. «Покажи: скатертью накрыта клеёнка мальчик спасён девочкой книгой накрыта газета»
Оценивается правильное понимание сложных речевых конструкций.
Например, «Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?», «Пароходом перевезён самолёт, кто кого вёз?»
Исследуется возможность правильно продолжить сложную речевую конструкцию: «Перед тем, как прийти домой мальчик..», «вместо того, чтобы надеть сапоги, я », «Из – за того, что было жарко, девочка»
понимание и формирование пространственно – временных и причинно – следственных речевых конструкций.
Оценка сформированности «временных» рядов производится как в ситуации их последовательного воспроизведения, так и «вразбивку»
В первом случае ребёнка просят перечислить последовательность времён года, дней недели, месяцев. Анализируется чёткость перечисления, наличие пропусков во временных рядах, нарушение их последовательности, особенно при перечислении «вразбивку»
Примеры заданий «вразбивку»
«Перед осенью бывает», «Перед средой бывает» и т.п.
Возрастные нормативы выполнения.
Представления о взаиморасположении объектов «выше – ниже» в вертикальной оси формируются к 3,5 – 4 годам, «выше, чем – ниже, чем» к 4 – 4,5 годам, «на» - в 4 года, «над, под, посередине» к 4,5 – 5 годам.
Представления о взаиморасположении объектов в горизонтальной плоскости «ближе,чем – дальше, чем» к 5-ти годам, «перед» - к 5,5 годам, «за» - к 5,5 – 6 годам.
Условно нормативным является правильное выполнение большинства заданий к 6-ти годам
Владение основными пространственными представлениями, понимание сложных речевых конструкций нормативно должно быть сформировано к 7-8-летнему возрасту.
Последовательность времён года формируется после 5,5 лет
Дни недели после 6,5 – 7- летнего возраста
Месяцы – после 7,5 лет.
Описание программы
Программа делится на 6 последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений (ПП) ребёнка и как бы повторяет нормативное овладение ребёнком пространственными и пространственно – временными представлениями в ходе его развития. Структура занятий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических представлений, наиболее поздно усваиваемых ребёнком (то есть более сложных).
Каждый этап разделён на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных «уровнях» с обязательной вербализацией всех представлений. Такими уровнями являются:
уровень пространства собственного тела
уровень расположения объектов по отношению к собственному телу
взаимоотношение внешних объектов между собой
лингвистическое пространство, включая временные представления
Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления данного этапа, только тогда можно переходить к следующему этапу. Такая организация оптимальна для организации принципа замещающего развития.
В соответствии с возрастом детей и ведущим типом мотивации (игровая, соревновательная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избегания наказания) разрабатывается и вид проведения занятий.
Работа начинается с уровня тела(формирование схемы тела)
Раздел 1.Формирование собственно пространственных представлений.
Этап 1. На этом этапе осуществляется работа по формированию представления о собственном лице, теле. Началом является работа непосредственно над схемой тела.
Занятие 1.
1)Разминка «Росток»
2) Упражнение «Личико»
Анализ частей лица и их расположение на лице по отношению друг к другу.
Инструкция. «Закрой глаза и скажи, что у тебя над/под глазами, над/под носом, надо лбом, под губами» и т.п.
«А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха» и т.п.
3) «Неправильные рожицы»
Инструкция. «Перед тобой рисунки с изображением смешных рожиц. Посмотри, все ли части лица нарисовал художник. Он ничего не забыл»
4) «Автопортрет». Нарисуй свой портрет. Проверь, все ли части лица ты изобразил?
5) Релаксация.
Занятие 2
Разминка «Воздушный шарик»
Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи!»
Инструкция. «Посмотрись в зеркало и скажи, что у тебя над/под глазами, над/под носом,
надо лбом, под губами» и т.п.
«А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха»
- выше всего:;
- ниже всего: ;
- выше, чем: ;
- ниже, чем: .
В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги: «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ».
- что находится над ?
- что находится под ?
- что находится между ?
3) Упражнение «Ниф –Ниф»
Отработка представлений о схеме лица на примере морды игрушечной свиньи.
4) Релаксация «Волшебный сон»
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают
ОтдыхаютЗасыпают(2 раза)
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы, (2 раза)
И послушный мой язык
Быть расслабленным привык (2 раза)
Дышится легко ровно глубоко
Занятие 3
Разминка « Глубокое дыхание»
Упражнение «Руки – ноги»
Анализируется положение частей тела:
- рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)
- непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот)
- ног (стопа, голень, колено, бедро)
Работа проводится вначале перед зеркалом, затем через движения, прощупывания
Инструкция. «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями» и т.п.
Следует отметить, какие слова, обозначающие части тела известны ребёнку и учитывать это при пополнении его словарного запаса.
Примечания. Не акцентируются и не анализируются части тела, находящиеся между пупком и бедрами.
Инструкция. «Что выше: плечо или локоть?( плечо или ладонь/запястье, локоть или
ладонь и т.д.)»
Оценка может проводиться в различных позициях (рука «висит» вдоль тела, рука поднята вверх и т.п.).
Упражнение «Графический диктант»
Упражнение «Кулачки»
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики –
Отдыхают наши пальчики..
Занятие 4
Разминка «Солнечные лучики»
Упражнение «Руки – ноги»
Проводится с закрытыми глазами
Упражнение «Снежная баба»
Упражнение «Апельсин»
Занятие 5
Разминка « Цветные шарики»
« Кто? Где?» (см.приложение1а)
Очередь в киоск. Отработка представлений «ВЫШЕ,ЧЕМ», «НИЖЕ,ЧЕМ», «МЕЖДУ»
Упражнение «Волшебные кубики»
Отработка предлогов «ВЫШЕ», «НИЖЕ», «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ».
Релаксация «Олени»
Этап 2. посвящён работе по формированию представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси) – вначале только по формированию пространства «ВПЕРЕДИ».
При активном участии детей анализируется, что «нельзя назвать словами «ВЫШЕ», «НИЖЕ», «НАД», «ПОД» то, касаемо расположения тела, находится в горизонтальном положении».
После этого вводим представления: «БЛИЖЕ К», «ДАЛЬШЕ ОТ»
Занятие 6
Разминка «Росток»
«Найди предмет» (см приложение 2)
«Угадай, чей рисунок» (см. приложение 3)
Релаксация «Шалтай – Болтай»
Занятие 7
Разминка «Лужица»
Упражнение «Весёлые качели»(см.приложение 1б)
Отработка представлений «ВЫШЕ», «НИЖЕ», «МЕЖДУ», «БЛИЖЕ К», «ДАЛЬШЕ ОТ..».
Упражнение «Домики» (см. приложение 4)
Отработка представлений «ПЕРЕД», «ЗА», «БЛИЖЕ, ЧЕМ..», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ».
Упражнение «Угадай предмет на картинке»(см. приложение 5)
Отработка уже изученных представлений
Релаксация «Водопад»
Этап 3. Посвящён работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «ПРАВУЮ – ЛЕВУЮ» ориентировку (относительно вертикальной оси ребёнка, т.е. его позвоночника) с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению, в первую очередь, к собственному телу.
Примечание. Работу на этом этапе необходимо начинать с маркировки руки ребёнка (как правило,левой). В качестве маркёра могут выступать часы, «фенечки» и т.д. Основным условием является то, что эти «маркёры» присутствуют постоянно: ребёнок не снимает их ни днём, ни ночью.
Занятие 8
Разминка «Лужица»
Упражнение «Метка» (помечаем правую руку, левшам – левую)
Упражнение «Капитан»
Ручка, карандаш, резинка, линейка
Отработка представлений – из 1 и 2 этапов + «ЛЕВО», «ПРАВО», «ЛЕВЕЕ,ЧЕМ..»
Упражнение «Водители»
Игроки сидят за партами. Они – «водители». «Милиционер»(учитель) показывает карточки с изображениями разных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, то должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце – итог: сколько - направо, сколько – налево.
Занятие 9
Разминка «Снежная баба»
Упражнение «Метка»
Упражнение «В магазине игрушек» (см. приложение 6)
Отработка представлений «ЛЕВО», «ПРАВО», «СЗАДИ».
Упражнение « Графический диктант»
Релаксация «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево
Смотрит вправо
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена.
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений.
Этап 4. Этот этап посвящён формированию в первую очередь числовых порядковых, временных, а через них – иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Таким образом, именно на этом этапе формируется общность представлений о количественных простравнственно - временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов.
Занятие 10
Разминка «Снежная баба»
Упражнение «Метка»
Упражнение «Поиграем, посчитаем» (В определённом направлении( слева- направо) последовательно изображаются те или иные объекты. Н-р, первым (в крайне левой позиции) изображается яблоко, вторым – груша, третьим – банан, и так до десяти изображений. После чего стрелкой слева-направо анализируется направление, в котором рисовались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано «ДО» какого – либо из изображений и, соответственно, «ПОСЛЕ» него.
Игра «Водители».
Упражнение «Какая рука?» На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит
флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
Релаксация «Дерево»
Занятие 11
Разминка
Упражнение «Покажи правильно». Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
Упражнение «Поиграем, посчитаем». Отработка представлений «Перед каким-либо», «за каким-либо»
Упражнение «Незаконченные изображения» Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
Релаксация
Занятие 12
1) Разминка13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2) «Выполни задание» Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
Варианты:
определить местоположение отдельных предметов мебели;
определить местоположение других детей относительно себя;
определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
3) Упражнение «Где и что лежит?».
Психолог располагает различные предметы на столе, под столом,, около стола и предлагает ребенку ответить на вопросы, где и какой предмет находится.
Варианты:
- предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
- по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
4) Упражнение «Спиральки» . Необходимо «опредмечивание» перехода через десяток, т.е. работа над профилактикой трудностей определения разрядности числа и устного счёта с переходом через десяток. Используйте схему, на которой первый десяток изображён в виде части спирали, где каждое кольцо спирали представляет из себя соответствующий десяток, т.е. разряд числа. Особое внимание уделяйте направлению движения по вектору увеличения числа, где число «за» будет находиться по ходу стрелки, а число «перед», соответственно, - против направления стрелки (вектора). Приложение 8 а
5) Релаксация «Кулачки»
Занятие 13
Разминка «Снежный ком»
Упражнение «Спиральки»
Упражнение « Мой день» (выясняем, что ребёнок делает в первую очередь, ПОСЛЕ того, как он проснулся, что делает ПОСЛЕ этого и так далее).
Упражнение « Наведи порядок» На картинках изображен ребёнок, его некоторые режимные моменты. Задача ребёнка – расположить их в верной последовательности.
Релаксация «Любопытная Варвара»
Занятие 14
Разминка «Кораблик» Психолог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной: Стало палубу качать, Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаешь, А другую расслабляешь».
Упражнение «Распорядок дня». Схематичным образом составляется распорядок дня, даётся чёткое направление хода времени. Со зрительной опорой на схему у ребёнка формируются понятия «РАНЬШЕ», «ПОЗЖЕ», соответственно – «ДО» и «ПОСЛЕ», на конкретном материале распорядка дня. Приложение 8 б, в, г.
Упражнение «Раскрась фигуры» Приложение 9
Упражнение «Лабиринт». Посмотри внимательно в центр, там мальчик. Помоги мальчику выйти наружу, на улицу, только не давай ему зайти в тупик, ведь мальчик не может пройти сквозь стенку. Давай попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать карандашом. Приложение 10.
Релаксация «Факиры». Дети изображают факиров. Они садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.
Занятие 15
Разминка «Шалтай – Болтай» Шалтай – Болтай Сидел на стене, Шалтай – Болтай Свалился во сне. Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняет корпус тела вниз.
Упражнение «Распорядок». С опорой на зрительную схему определяются последовательности времён года, анализируется, какое время года было «ДО», какое – «ПОСЛЕ», какое – «МЕЖДУ». Приложение 11.
Упражнение «Сравни картинки». Приложение 12.
Упражнение «Лабиринт» Приложение 13.
Релаксация «Кулачки»
Занятие 16
Разминка «Росток»
Упражнение «Распорядок». С опорой на зрительную схему определяются последовательности дней недели. Приложение 14. Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. Например, понимание конструкций:
- после какого дня недели бывает
- перед каким днём недели бывает и т.п.
3) Упражнение «Неделька»
Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели. Варианты:
разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;
каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой
день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ученик с табличкой «среда»
встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;
4) Упражнение « Что за чем?». Отработка последовательности времён года.
5) Релаксация «Любопытная Варвара»
Примечание. Для детей дошкольного возраста последовательность «Месяцы года» не анализируется, т.к. по современным нейропсихологическим данным, в этом возрасте дети испытывают трудности удержания порядка элементов даже при их относительно небольшом объёме (6-7 элементов).
Этап 5. Посвящён формированию сравнительных степеней прилагательных. Формируется понимание и анализ свойств качеств (в рамках работы с антонимами).
На этом этапе прорабатываются пространственные признаки качества, начиная с уже знакомых и отработанных пространственных понятий, таких как «ВЫСОКИЙ- НИЗКИЙ», «ШИРОКИЙ-УЗКИЙ», «ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ» и т.п.
Далее проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах: «ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ», «ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ» - через всё пространство заданного качества.
Аналогичным образом проводится работа по формированию сравнительных степеней прилагательных, наречий (маленький; чуть больше, чем; ещё больше, чем; большой и т.п.)
Занятие 17 (по аналогии 17 – 22)
Разминка «Подвески». Предполагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо. Ваше тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено, болтается.
Упражнение «Найди картинку» Варианты: - с самым большим грибом; -с самым высоким деревом; -с самым низким забором; -с самой низколетящей птицей.
Упражнение «Слово наоборот» Широкий - ? Высокий - ? Тонкий - ? Добрый - ? Хороший - ? Если у ребёнка возникают проблемы с подбором, то начинаем работу: во-первых, широкий - это какой?(подкрепление руками). А как назвать наоборот, не широкий – это какой?(показываем руками) – правильно, узкий и т.д.
Упражнение «Что за чем?». Отработка понятий (маленький; чуть больше, чем; ещё больше, чем; большой). Например, посмотри на картинки, покажи: - самый маленький шарик, - покажи шарик, который чуть больше, чем самый маленький; - покажи самый большой шарик; - покажи шарик, который чуть меньше, чем самый большой и т.д.).
Релаксация «Раскачивающееся дерево»
Если ребёнок испытывает трудности в подборе слов, то количество занятий, построенных по аналогичной структуре можно увеличить до пяти.
Этап 6. является завершающей частью программы и представляет собой серию заданий, в которых необходимо не только понимание, но использование, формирование ребёнком сложных речевых конструкций. Так, например, дети должны справляться с заданиями типа «Закончи предложение»:
- Перед тем как прийти домой, .
- Перед тем, как идти гулять, я
- Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял .
- Вместо того, чтобы одеть сапоги, я .
Кроме того, на этом этапе предлагаются вопросы типа:
- Что длиннее: час или сутки?
- Что короче: день или секунда?
- Что длится меньше: перемена или урок?
- Какое время года бывает перед осенью?
- Какой день недели бывает перед средой?
- После какого дня недели наступает пятница?
Занятие 18
Разминка «Кошка» Ребёнок (дети) должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать вдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх.
Упражнение «Сравни картинки» Приложение 15
- Посмотри на картинку, скажи, перед тем, как пойти в школу, что необходимо сделать
ребёнку?
- Перед тем, как пойти гулять, девочка
- Что необходимо сделать ребёнку, после того, как он проснулся?
- Что длиннее по времени: учеба или нахождение дома?
3) Упражнение « Что за чем?» Закрепление понятий перед тем, как..; после того, как.. . Приложение 16.
Вопросы:
- Кто изображён на картинке?
- Где картинка, на которой показано начало рассказа?
- Что было после того, как мальчик снял обувь?
- Что было после того, как он снял носки?
- Что было перед тем, как мальчик стал вытирать ноги?
4) Упражнение «Неделька»
5) Релаксация «Море» Ребёнок (дети) вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой вынырнул (совершает поочерёдные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочерёдные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (кисти рук поворачиваются вверх-вниз.) Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)
Количество закрепляющих занятий не должно превышать 5-7.
Приложение:
Приложение 1а
Приложение 1б
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8 а. Спиральки
б) в) г)
Приложение 9
Приложение 10. Лабиринт
Приложение 11. Схема времён года.
Приложение 11. Сравни картинки
Приложение 13 Лабиринт.
Приложение 14.
Приложение 15.
Приложение 16.
13PAGE 15
13PAGE 142215
15