Доклад по теме: «Коррекционно-педагогическая работа с девиантным ребенком. Принципы коррекционно-педагогической деятельности»


ГОКУ «Школа-интернат п. Квиток»
Доклад по теме:
«Коррекционно-педагогическая работа с девиантным ребенком.
Принципы коррекционно-педагогической деятельности»
Учитель: Тимошенко Елена Сергеевна
2015 год
Коррекционно-педагогическая работа
с девиантным ребенком.
В системе общественного воспитания детей и подростков имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности — девиантного поведения, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания, доброжелательности. Считается, стратегическим подходом должно быть объединение усилий всех субъектов образовательного процесса (учитель, классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог,и др.).
Процесс осуществления совместной коррекционно-педагогической работы происходит в рамках программы, разрабатываемой и реализуемой в определенной временной последовательности. На каждом из этих этапов происходят наиболее существенные качественные изменения в содержании и организации такой деятельности всех педагогических работников.
Теория коррекционно-педагогической деятельности является одной из ведущих в отечественной психологической науке. Она развивается уже на протяжении более 50 лет благодаря работам Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, АН. Леонтьева, АР. Лурии, А.В. Петровского, СЛ. Рубинштейна и др.
К сожалению, в психолого-педагогической литературе пока отсутствуют системные исследования, не отражена взаимосвязь между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом.
Чтобы выяснить сущность и природу коррекционно-педагогической деятельности со школьниками девиантного поведения, следует дать определение научным понятиям
коррекция,
профилактика,
психолого-педагогическое воздействие,
совместная деятельность и др.,
Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий.
Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическо воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.Главная цель коррекционного процесса — уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьников.Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).
Коррекционно-педагогическая деятельность — это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Исходя; из такой трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников. Коррекция предполагает особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.
Соответственно можно предложить следующий вариант определения специальной коррекционно-педагогической деятельности: это планируемый и особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, в который включены группы школьников, проявляющие девиантные формы поведения, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для их формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум.
Психолого-педагогическая деятельность (в том числе и коррекционная) в рамках любой обучающей системы может быть представлена как взаимосвязанное последовательное решение бесчисленного множества задач разного уровня сложности, с включением в процесс взаимодействующих с педагогами школьников. Весь коррекционно-педагогический процесс состоит из последовательно и комплексно решаемых задач.
Психолого-педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности: анализ ситуации и постановка задачи; проектирование вариантов ее решения и выбор оптимального; осуществление плана решения на практике; организационное взаимодействие и регулирование течения педагогического процесса; анализ результатов решения.
Основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) у девиантных школьников. Необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; они должны быть реалистичны и соотносимы с продолжительностью работы, привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у школьника их достигнуть. Наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности школьника, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом.
Принципы коррекционно-педагогической деятельности
В психолого-педагогической и специальной литературе представлены различные подходы к классификации принципов коррекционной деятельности. Основанием для классификации исследователи определяют диагностическую, профилактическую направленность коррекционного процесса либо особенности психического развития детей с отклонениями в поведении.
Первоначально выделим базовые общепедагогические принципы.
Принцип целенаправленности педагогического процесса.
В ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение уровня развития школьника с эталонно-предположительным, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения ее этапов, путей, способов и средств достижения желаемого результата.
Принцип целостности и системности.
Если педагогический процесс рассматривать как систему, т.е. как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления.
Принцип гуманистической направленности.
Он определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесс на личностные возможности школьника, его интересы и потребности.
Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
Он предполагает развитие личностных качеств школьника, на что направлены требования заинтересованного в судьбе ребенка педагога, уверенного в том, что они помогут скорректировать агрессивное поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.
Принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности.
Только гуманное, уважительное отношение к школьнику, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт его характера и агрессивного поведения незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс.
Принцип сознательности и активности личности.
Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить о результативности коррекционно-педагогического процесса.
Несомненно, и другие общепедагогические принципы используются в процессе коррекционно-педагогической деятельности. Вместе с тем ее общая направленность требует углубления, усиления одних и ослабления других принципов, более четкой и выверенной тактики воздействия.
Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Определяя цели и задачи коррекционно-педагогической деятельности, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития школьника, а не сиюминутной ситуации. Любая программа коррекции развития воспитанника должна включать предупреждение девиантного поведения и создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности школьника.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Он обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур на всех этапах — от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей.
Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке целей и организации коррекционно- педагогического процесса. Это «социальная ситуация Развития», уровень сформированных психологических новообразований, ведущий вид деятельности.
Деятельностный принцип коррекции.
Он определяет тактику работы и способы реализации поставленных целей. Исходным моментом в достижении целей являются организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Принцип комплексного использования методов и приемов.
В коррекционно-педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуальные психологические особенности личности школьника, социальную ситуацию, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения, логику и последовательность педагогического воздействия.
Принцип интеграции усилий.
Девиантные формы в поведении школьника — результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении может оказаться недостаточно эффективным.
Принципы системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику, общую стратегию и конкретную тактику на всех этапах проводимой работы.