Методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза


Методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаУчитель-логопед Яворская Е. Л. МБОУ «СОШ №20» Распространенность дисграфии и дислексии Индекс патологии речи у школьников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Уровень речевого развития детейВ среднем по РоссииСредний21 %Низкий68%Очень низкий11% Виды дисграфии у учащихся 2 классов Структура мышленияОперации:сравнениеанализсинтезобобщениеабстракцияконкретизация Примеры письма по диктовку Ошибки звукового анализа и синтеза лсица ицеток вкарасный лесьнойстираку vc=c’гласа з с style.fontWeight

Условные обозначения специфических ошибок на письмеБ Д замена буквт = т’ замена мягкой согласной на твёрдуюО – пропуск гласной буквы□ - пропуск согласной буквыV – вставка буквы - перестановка А – аграмматизмА (согл) – аграмматизм согласныхА (П) – аграмматизм предложенийП – предложение написано слитноZ (сл) – отграничение речевых единиц (слитное или раздельное написание слов)Z (пр) – границы предложения Анализ специфических ошибок Направления работы:.Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (простые формы звукового анализа, сложные формы звукового анализа). Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. Принципы:Принцип дифференцированного подхода. Принцип комплексности.Патогенетический принцип.Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения письма. Принцип учёта психологической структуры процесса письма и характера нарушения речевой деятельности.Принцип поэтапного формирования умственных действий. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). Принцип системности. 




Методы:Практические Наглядные СловесныеУпражнения Наблюдение РассказИгровой метод Рассматривание БеседыМоделирование Показ образца Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.1. Восстановление деформированного текста.2. Задания по совершенствованию текста.3. Выделение предложений из сплошного текста.4. Составление текста из отдельных предложений.Развитие анализа и синтеза структуры текста. Развитие анализа и синтеза структуры предложения. Развитие анализа и синтеза структуры предложения Ошибки звукового анализа и синтеза Пропуски гласных букв. лсицаицвтоккрсныйлснойводчка ае Формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства Развитие слогового анализа и синтеза.и Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Закрепление слогового анализа и синтеза Закрепление слогового анализа и синтеза Закрепление слогового анализа и синтеза ник цаизмабаписсоВставь недостающие слоги так, чтобы получились слова.



Закрепление слогового анализа и синтеза Закрепление слогового анализа и синтеза Развитие фонематического анализа и синтезаI. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Развитие фонематического анализа и синтеза II. Вычленение первого и последнего звука из слова. Выделение первого согласного звука Лото «Необычные цветы» Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. Виды работ по закреплению функции фонематического анализа: Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:Вставить в слова пропущенные буквы Виды работ по закреплению функции фонематического анализа: Подобрать слова с определенным количеством звуков Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное словоКошкаконь он шапка корова аист Раскладывание картинок, соответственно графическим схемам. Составление графической схемы предложения и слова Составить слово по первым звукам Логоладошки Данный прием способствует двигательной активности ребят, вносит разнообразие в уроки и поддерживает интерес к работе.Это деятельность предупреждает ошибки звукового и слогового анализа и синтеза, дальнейшие нарушения на письме.
Слоговая таблица Прочитать только русские буквы Кто больше составит слов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}канажирандамыломалыпрушити Составить слова из букв Составь пословицу из слов Отгадай слово по первым буквамУгадай слово по 2-ым буквам Составь слово из первых слоговСоставить слово из вторых слогов Переставить слоги местами


При успешном овладении навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза учащиеся должны уметь:Различать гласные и согласные звуки.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.Определять ударные и безударные гласные, слоги.Определять в словах место и последовательность звука: гласного и согласного.Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.Графически обозначать звуки, слоги и слова.  Спасибо за внимание!