Методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаУчитель-логопед Яворская Е. Л. МБОУ «СОШ №20»
Распространенность дисграфии и дислексии
Индекс патологии речи у школьников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Уровень речевого развития детейВ среднем по РоссииСредний21 %Низкий68%Очень низкий11%
Виды дисграфии у учащихся 2 классов
Структура мышленияОперации:сравнениеанализсинтезобобщениеабстракцияконкретизация
Примеры письма по диктовку
Ошибки звукового анализа и синтеза лсица ицеток вкарасный лесьнойстираку vc=c’гласа з с style.fontWeight
Условные обозначения специфических ошибок на письмеБ Д замена буквт = т’ замена мягкой согласной на твёрдуюО – пропуск гласной буквы□ - пропуск согласной буквыV – вставка буквы - перестановка А – аграмматизмА (согл) – аграмматизм согласныхА (П) – аграмматизм предложенийП – предложение написано слитноZ (сл) – отграничение речевых единиц (слитное или раздельное написание слов)Z (пр) – границы предложения
Анализ специфических ошибок
Направления работы:.Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (простые формы звукового анализа, сложные формы звукового анализа). Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
Принципы:Принцип дифференцированного подхода. Принцип комплексности.Патогенетический принцип.Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения письма. Принцип учёта психологической структуры процесса письма и характера нарушения речевой деятельности.Принцип поэтапного формирования умственных действий. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). Принцип системности.
Методы:Практические Наглядные СловесныеУпражнения Наблюдение РассказИгровой метод Рассматривание БеседыМоделирование Показ образца
Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.1. Восстановление деформированного текста.2. Задания по совершенствованию текста.3. Выделение предложений из сплошного текста.4. Составление текста из отдельных предложений.Развитие анализа и синтеза структуры текста.
Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
Развитие анализа и синтеза структуры предложения
Ошибки звукового анализа и синтеза Пропуски гласных букв. лсицаицвтоккрсныйлснойводчка ае
Формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства
Развитие слогового анализа и синтеза.и
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Закрепление слогового анализа и синтеза
Закрепление слогового анализа и синтеза
Закрепление слогового анализа и синтеза
ник цаизмабаписсоВставь недостающие слоги так, чтобы получились слова.
Закрепление слогового анализа и синтеза
Закрепление слогового анализа и синтеза
Развитие фонематического анализа и синтезаI. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
Развитие фонематического анализа и синтеза
II. Вычленение первого и последнего звука из слова.
Выделение первого согласного звука
Лото «Необычные цветы»
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:Вставить в слова пропущенные буквы
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:
Подобрать слова с определенным количеством звуков
Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное словоКошкаконь он шапка корова аист
Раскладывание картинок, соответственно графическим схемам.
Составление графической схемы предложения и слова
Составить слово по первым звукам
Логоладошки
Данный прием способствует двигательной активности ребят, вносит разнообразие в уроки и поддерживает интерес к работе.Это деятельность предупреждает ошибки звукового и слогового анализа и синтеза, дальнейшие нарушения на письме.
Слоговая таблица
Прочитать только русские буквы
Кто больше составит слов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}канажирандамыломалыпрушити
Составить слова из букв
Составь пословицу из слов
Отгадай слово по первым буквамУгадай слово по 2-ым буквам
Составь слово из первых слоговСоставить слово из вторых слогов
Переставить слоги местами
При успешном овладении навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза учащиеся должны уметь:Различать гласные и согласные звуки.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.Определять ударные и безударные гласные, слоги.Определять в словах место и последовательность звука: гласного и согласного.Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Спасибо за внимание!