План конспект урока математики в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями



Урок математики в 5 классе по теме : «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Учитель математики Манджиева Татьяна Борисовна
МКОУ « Тугтунская СОШ им. Б.Б.Дорджиева»
2013-2014учебный год.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ.
Урок - путешествие по теме : «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
ФИО :Манджиева Татьяна Борисовна
Место работы: МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б.Дорджиева»
Должность: Учитель
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Базовый учебник: Н. Я. Виленкин , В.И.Жохов и другие
Цель.
- обобщить и систематизировать изученный материал, проверить умение применять полученные знания при выполнении различных заданий;
- способствовать формированию умения сравнивать , выявлять закономерности, обобщать.
- содействовать развитию инициативности, умения общаться, развивать культуру речи.
Тип урока: урок повторения и закрепления темы урока. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: маршрутный лист, конверты с заданиями, интерактивная доска, тесты.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку (сдача тетрадей учащихся на проверку). Дежурные помогают учителю. 2
2 Сообщение учащегося «Из истории обыкновенных дробей» Учащийся читает сообщение. 5 3 Актуализация опорных знаний.
Учитель демонстрирует презентацию и задает вопросы. Коллективная работа: учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. 7
4 Закрепление и знаний и умений Учитель: повторим и обобщим изученный материал. Выполняют задания: работа парах , группах. 23
5 Подведение итогов. Учитель направляющими вопросами узнает, в чем были сложности, что нового узнали для себя ученики. Учащиеся обсуждают трудности на уроке и успехи. Проводят самоанализ работы на уроке. 2
6 Творческое домашнее задание 1
Урок - путешествие по теме : «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». ( слайды 1,2)
Цель.
- обобщить и систематизировать изученный материал, проверить умение применять полученные знания при выполнении различных заданий;
- способствовать формированию умения сравнивать , выявлять закономерности, обобщать.
- содействовать развитию инициативности, умения общаться, развивать культуру речи.
Тип урока: урок повторения и закрепления темы урока. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: маршрутный лист, конверты с заданиями, интерактивная доска, тесты.
Фамилия, имя учащегося Улица Примерная Улица Строителей Улица цветочная Улица веселая Всего баллов оценка
Ход урока
1.Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в очень древний город, где живут обыкновенные дроби. Вы любите путешествовать? Тогда садитесь поудобнее , мы отправляемся в путь. Мы побываем на разных улицах этого города ,познакомимся с его достопримечательностями. Но при движении необходимо соблюдать порядок. Кто следит за движением на улицах города ?
г а и
Правильно . А нам будет помогать МАИ – математическая автоинспекция ( учащиеся старших классов). Каждый из нас получил маршрутный лист, в котором указан наш маршрут. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны немного узнать о жителях этого удивительного города.
2. Сообщение учащегося « Из истории обыкновенных дробей» .Обыкновенные дроби появились в результате измерения величин, когда приходилось единицу дробить на части. Только так можно объяснить появление на Руси таких конкретных мер объема , как « четверть» и « осьмина».
Прошло много времени, прежде чем конкретные дроби 14 и 18 превратились в обыкновенные дроби.
Во втором тысячелетии до нашей эры люди пользовались дробями , как долями единицы. В Древнем Вавилоне существовали даже специальные символы для обозначения обыкновенных дробей.
Широко использовали дроби в Древнем Египте. Египтяне предпочитали пользоваться дробями, которые в числителе имеют единицу. Например, 2 5 представляли 13 и 115; 56 представляли 12 и 13. Древние греки для обозначения числителя пользовались (ʹ), а для знаменателя(ʹʹ).
В Древнем Китае вместо черты для обозначения дробей использовали точку.
В Х в. Арабские математики обозначали дроби колонками. Например, дробь 1719 выглядит: 17
19
Интересное и меткое « арифметическое» сравнение сделал Л.Н. Толстой. Он сказал: « Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».
3. Вход в город. Итак, мы познакомились с жителями города. Но город, где живут обыкновенные дроби, как всякий древний город, обнесен прочной могучей крепостью. Возле ворот стоит стража. Нам предлагают таинственную грамоту, в которой перечислены предметы , необходимые школьнику. Давайте все вместе прочитаем ее.

Zxпортcsdфельa;vbтетfgрадиrhy;j,iqlучебprникnf;h дневgcникv;dreрmучhiкаy;lkкарxанpgдашhfk;dlsреxзинnv каbc;bvhпеgnfенаmkxлsl.
( среди латинских букв « спрятаны» слова портфель , тетради, учебники, дневник, ручка, карандаш, резинка, пенал). ( слайд 3)

Мы правильно прочитали грамоту , но, чтобы нас пропустили , необходимо повторить правила сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и выполнить следующие задания. Это и будет пропуском в город.
Закрасить 34;12 ; 14 части данных фигур? ( слайд 4)

2)Из данных чисел 5; 12 ; 6; 314; 98; 24; 10; 34; 165;  714 ; 8 8; 0; 66 выберите: ( слайд 5)
1) а)обыкновенные дроби; б) составьте из этих дробей примеры на сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
2)правильные дроби;
3)неправильные дроби;
4)равные дроби.
3.1 . Улица Примерная.
Вы все молодцы! Итак, нас пропустили в город. Первая улица называется Примерной . Но что такое? Оказывается , тут до нас побывал нерадивый ученик, который все перепутал. Наверное, он не знал правил и выполнил все задания неправильно. Но мы с вами правила повторили и можем исправить ошибки.
Задание : Расположите числа :4593 ; 8993 ; 1493 ; 5293; 993 ; 4893;193; 10193 в порядке : а) возрастания -1 вариант; б ) убывания -2 вариант. ( слайд 6)
( выполненные задания сдаются на пост МАИ , где в маршрутных листах каждому ученику отмечают набранные баллы. Маршрутные листы заполняются после прохождения каждого этапа ).
3.2. Улица Строителей . Молодцы ребята! А мы с вами переходим на улицу Строителей. Посмотрите ,как слаженно работают строители. Давайте поможем им. Учащиеся получают карточки с изображением какой- либо части дома , решают примеры( запишите пропущенные числа) и складывают картинку. Оценивается время решения примера и правильно сложенная картинка. ( слайд 7)


1) 28+8=78 ; 2) 12 -712 =212 ; 3) 815+115 =9 4) 2335 +1835 =35;
69-39 = 9 38+58=8 ; 2113-513=16 ; 1711-611=11.
3.3.Улица Спортивная ( физкультминутка)
Раз – согнуться , разогнуться,
Два – нагнуться, подтянуться.
Три- в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять , шесть – тихо сесть.
Семь , восемь – лень отбросим.
3.4. Улица Цветочная
Дети , я слышу какой – то крик. Давайте пойдем посмотрим , что могло случиться на улице Цветочной. Наши числа зашли на цветочную поляну и заблудились. Давайте мы поможем им вернуться к своим задачам.
69Учащиеся получают задачи в конвертах, ответы к задачам «разбросаны» среди цветов ( на доске прикреплены карточки с изображением цветов). Рядом с каждым цветком написан ответ к одной из задач. Решив задачи ( устно) учащиеся записывают ( снимают с доски) ответ и вместе с задачей в конверте сдают на проверку.
5727
29194739
37
1). а)В первый день посадили деревья на 37 участка сада, а во второй день – на 27 участка. Какая часть сада засажена деревьями?
б) Составить обратную задачу.
2). а)Туристы прошли 19, потом еще 29 всего маршрута. Какую часть маршрута им осталось пройти?
б) Составить обратную задачу, такую чтобы искомым числом было " 19 всего маршрута"3.5.Улица Веселая
Мы помогли числам вернуться в свои задачи и благополучно переходим на улицу Веселая. Тут живут интересные задачи . Сейчас мы проверим вашу сообразительность.
У Коли и Саши было поровну тетрадей. Коля дал Саше 26 тетрадей . На сколько больше тетрадей стало у Саши, чем у Коли?
Ответ: 52
Портной имеет кусок сукна в 16 метров , от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
Ответ : 7 дней
3) В Древней Руси их называли ломаными числами. Как их называют в настоящее время?
Ответ: Дроби.
4) У мальчика есть две монеты. В сумме они составляют 3 рубля. Одна
из них - не 1 рубль. Что это за монеты?
Ответ:1 и 2 рубля
5) Два лесоруба работали в лесу. Решили на обед сварить кашу. Первый лесоруб высыпал в кастрюлю 2 стакана крупы, второй – 1 стакан. Как только каша была готова, к ним подошел проголодавшийся охотник. Разделили они кашу поровну, и каждый съел свою долю. Охотник после обеда нашел в своем кармане 10 рублей и сказал: « Не обессудьте, братцы, больше при себе ничего нет. Поделитесь по справедливости» . Как должны разделить деньги лесорубы.( первому – 10 рублей, второму -0 рублей)
4. Подведение итогов:
Итак, ребята ,наше путешествие подошло к концу. Мы правильно передвигались по улицам города, МАИ не делала нам замечаний. Теперь подведем итоги.( МАИ называет количество баллов , набранных учащимися и ставит оценки) и в заключении урока мы выполним тестирование и проверим ваши теоретические знания.
У каждого на столе лежит тест, в течение одной минуты ответьте
на вопросы и выберите правильный ответ. ( слайд 8)
Вопрос Ответ
1. Одну или несколько долей целого
называют: а) Долей.
б) Дробью.
в) Целым числом.
2. Черту дроби понимают как знак действия: а) Умножения.
б) Деления.
в) Вычитания.
г) Сложения.
3. Число, записанное над чертой дроби
называется: a) Числитель.
б) Знаменатель.
4. Знаменатель дроби показывает: a) На сколько частей
разделили целое.
б) Сколько частей взяли.
- Проведём самопроверку ваших тестов по образцу на доске.
6. Творческое домашнее задание: 1) придумать рекламу дробям; стихотворение , загадку, сказку о дробях, составьте кроссворд или ребус. ( слайд 9)