Урок математики по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями


Открытый урок математики по теме:
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
6 класс
Подготовила учитель математики
I категории: З.И.Мухина
Ноябрь 2016г
Цели и задачи урока:
образовательные: продолжить формировать умение и навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
развивающие: развивать аналитическое мышление ( выделять существенные признаки, делать выводы); находить решения в проблемных ситуациях, развивать математическую речь, умение давать формулировки;
воспитательные: развивать умение слушать; культуру поведения.
Тип урока: комбинированный. Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: компьютер, медиа проектор, дидактические карточки
Ход урока:
Организационный момент. Учет посещения учащихся. Проверка готовности учеников к уроку.
4601845-481330Мотивация
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно
Слушаем внимательно
Здравствуйте, ребята!
Психологическая минутка.
Ребята, а вы знаете сказку про рыбака и рыбку? О чем эта сказка? Правильно. О золотой рыбке, которую поймал старик.
4758690358775Жил старик со своею старухой (Слайд 1,2)У самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу…и поймал он как-то
золотую рыбку…
А кто написал эту сказку?
(А.С. Пушкин)
-426085-123190Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая бы выполнила бы все наши желания. Загадайте желание на сегодняшний урок (день). Напишите его на листочке. Подойдите к доске и прикрепите листочек к рыбке. И пусть все желания, которые вы написали сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будет сопутствовать удача и успех!
(ребята выходят к доске и прикрепляют свои листочки к рыбке на магнитики).
План урока:
1.Устный счёт
2.Математический диктант.
3.Повторение правил.
4.Решение примеров.
5.Самостоятельная работа.
6.Решение задачи.
7.Оценка знаний.
А сейчас я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, что самое ценное на Земле? Этот вопрос волновал человечество очень давно. Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно выполнить все пункты плана нашего урока. Открыть буквы и прочитать слово, которое и будет ответом.
Вступление в тему.
Просмотр мульфильма «Апельсин». Вопросы после просмотра мульфильма:
Какой фрукт делили звери?
На сколько частей был разделён апельсин?
- Какие доли получили? (пятые доли)
- Назовите полученное число? 1/5
- Как называется это число? (обыкновенная дробь)
Историческая справка. Читает ученик
На протяжении многих веков на языках народов ломаным числом именовали дробь. Необходимость в дробях возникла на ранней ступени развития человечества. Так, по-видимому, дележ десятка плодов между большим числом участников охоты заставлял людей обращаться к дробям.
Первой дробью была половина. Для того, чтобы из одного получить половину, надо разделить единицу, или «разломить» ее на два. Отсюда и пошло название ломаные числа. Теперь их называют дробями.
- Почему возникла необходимость в дробях?
- Как раньше называли дробь?
Вспомним и повторим то, что уже знаем о дробях.
6.Актуализация опорных знаний.
Каждый может за версту Видеть дробную черту.Над чертой –_____,Под чертою – _______.Дробь такую, непременно,Надо звать ________.
Математический диктант.
(один ученик работает на обратной стороне доски остальные работают на карточках)
Доскажи словечко:
Если числитель дроби меньше знаменателя,
то дробь является ___(правильной, неправильной), например: ___.
Если числитель дроби больше знаменателя, или числитель равен знаменателю
то дробь является ___(правильной, неправильной), например: ___.
Если числитель дроби равен её знаменателю,
то дробь равна ___, например ___.
Число, состоящее из целого числа и дроби, называется ___ числом, например: ___.
- С какими числами мы сегодня будем работать на уроке?
- Что мы умеем выполнять с обыкновенными дробями?
Обыкновенные дроби
1.Сравнение обыкновенных дробей 2/5 * 3/5 4/7 * 4/9 9 4/11 * 8 6/11
2.Сокращение обыкновенных дробей 4/20 9/18 16/18
3.Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
На книги – 2/5 своих денег
На тетради - ? на 1/5 меньше, чем
Поставь вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.
- с какими числами работали?
- Какие выполняли арифметические действия?
- Значит, что мы ещё умеем выполнять с обыкновенными дробями?
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель урока: закрепить умение складывать и вычитать обыкновенные дроби.
7.Работа в тетрадях
(Ребята записывают в тетради число. Классная работа) Вспомним правила.
1)Как сложить две дроби с одинаковым знаменателем?
(НАДО СЛОЖИТЬ ЧИСЛИТЕЛИ, А ЗНАМЕНАТЕЛЬ ОСТАВИТЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ)
2) Как найти разность дробей с одинаковым знаменателем?
НАДО ИЗ ЧИСЛИТЕЛЯ ПЕРВОЙ ДРОБИ вычесть ЧИСЛИТЕЛЬ ВТОРОЙ ДРОБИ, А ЗНАМЕНАТЕЛЬ ОСТАВИТЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ.
Решение примеров.
3/11 + 7/11 ¾ + ¾ 13/20 – 7/20 1 – 4/15
Физминутка для глаз
Правильная дробь – зажмурили глаза,
Неправильная дробь – похлопали глазами,
Смешанное число – посмотрели налево, направо, вверх, виз..8.Самостоятельная работа в парах.
Задания на карточках. Задание на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
3/5 ++
5/6 -
1-7777\77
+ 2/5 -1/6 7/9
Карточки с синим треугольником имеют подсказку, карточки с красным треугольником не имеют подсказки. Выберите себе карточку с заданием сами.
Домашнее задание.
3/4
5/7
1 –
+1/4
- 1/7 2/3

Дополнительное задание.
Из куска проволоки сложили квадрат со стороной 3см. Затем проволоку расправили и сложили равносторонний треугольник. Вычислите сторону треугольника.
Домашнее задание. №403 1) 1-2 строчка с.110
9.Физминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
10.Решение задачи.
В первый день тракторная бригада вспахала 4/11 всего поля, а во второй день – на 1/11 поля больше, чем в первый. Какую часть поля вспахала бригада за два дня?
11.Итог урока. Рефлексия деятельности
Прочитайте слово. (слайд 3, 4)
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Знать – это значит уметь, а понимать – это значит действовать».
Это слова знаменитого учёного Аль-Бируни. Я предлагаю действовать и дальше, чтобы добиться умения в стремлении к знаниям.
-Для того, чтобы подвести итог урока, давайте ещё раз покажем все наши знания.
-С каким видом дробей мы работали на уроке?
- Что значит сократить дробь? (Выразить в более крупных долях)
- Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями надо --------------------.
- Чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями надо --------------------.
Рефлексия деятельности
Вы, друзья мои старались –
Все прилежно занимались.
Я хочу вас похвалить
И пятёрку вам вручить!
Учитель прикрепляет на доску большую цифру 5.
- Оцените свою работу. У вас на столе лежит треугольники красного, жёлтого и белого цветов. Если вы считаете, что урок прошёл на пользу, вам было всё понятно, вы научились чему-то и можете научить других, возьмите красный треугольник. Если вам было интересно, но вы чувствуете. Что ещё не совсем разобрались в теме и вам необходима помощь, возьмите жёлтый треугольник. Если вам было трудно и вы не разобрались в теме, вам ещё необходимо потренироваться, возьмите белый треугольник. Расположите треугольник, соответствующий вашему результату.
В заключении урока прочитать стихотворение
Ученик.
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
У. Тем, кто желает в свободное от уроков время, когда у вас есть настроение, продолжить совершенствовать свои знания, я хочу предложить сюрприз – «задание в конверте». На перемене подойдите и возьмите его.