Задания школьного тура всероссийской олимпиады по истории
Впишите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной формы
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
5 КЛАСС.
Задание 1. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?
а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог ______________________________
б) оборотень, идол, дух ___________________________________________
в) палка-копалка, рубило, скребок _____________________________________________
Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу
(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)?
1. Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.
2. По предположению ученых, первые люди появились в Азии.
3. Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.
4. Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.
5. Первым одомашненным животным стала лошадь.
6. Двойная бело – красная корона стала символом объединения египетского государства.
7. Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.
8. Египетский фараон считался сыном бога Ра
1
2
3
4
5
6
7
8
Задание 3. Решите задачи.
А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.-Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Отметьте их на ленте времени и приведите свои вычисления. (7 баллов за правильный ответ).
_____________________________________________________________________________
Б. Захоронение было сделано в 2010 г. до нашей эры. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2012 г. его обнаружили археологи? Отметьте их на ленте времени и приведите свои вычисления (7 баллов за правильный ответ).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Соотнесите имена богов Древнего Египта с их изображениями и иероглифами, обозначающие их. Ответ (букву и цифру) внесите в таблицу. (3 балла за правильный ответ, максимальный балл – 15).
Изображения богов:
1
2
3
4
5
Иероглифы
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
Имя бога
Изображение (цифра)
Иероглиф
(буква) Функции
Ра
Сет
СехметАнубис
Тот
Задание 5. Заполните пропуски в предложениях, используя слова, которые даны ниже (по 2 балла за правильно вставленное слово=10 баллов)
Учёные считают, что от (1) _______________ произошёл первый человек – «человек (2) ________________» 2,5 миллиона лет назад. Затем, 1,5 млн. лет назад, появился человек (3) __________________, за ним – человек разумный –
(4) ________________ ( примерно 250 тысяч лет назад) и человек разумный –
(5) _______________ ( в Европе приблизительно 40 тысяч лет назад).
Неандерталец
Прямоходящий
Австралопитека
Умелый
Кроманьонец
Задание 6. Завоевания египетских фараонов. Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (2 балла за правильный ответ, максимальный балл – 12).
Начало масштабных завоевательных походов связано с именем _____А______. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ____Б______и _____В_____. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки ______Г_____названной ими «Перевѐрнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в ______Д____ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных______Е______, предпочтение стали отдавать более защищѐнным и дешѐвым скальным усыпальницам.
1- Тутмос III
2- Тутанхамон
3- Палестина
4- Фивы
5- Сирия
6- Вавилон
7- Тигр
8- Евфрат
9- Мемфис
10- Долина царей
11- пирамида
12- зиккуратА
Б
В
Г
Д
Е
Задание 7. Кроссворд: (по 1 баллу за правильно угаданное слово и 1 балл за определение=8 баллов) Дайте определение полученного по вертикали слова.
7 1 2 3 4 5 6 По горизонтали:
Чудовище с телом льва и головою человека.
Покровительница женщин и их красоты, изображавшаяся с головой кошки.
Сплав меди и олова.
Значительная часть урожая и приплода скота, которые земледельцы отдавали в казну.
Опасные каменистые преграды на реке.
Чудовище с головой шакала, которое приводило умерших на суд Осириса.
Задание 8. Разгадайте путаницу. (5 баллов)
Переставьте буквы в словах, и у вас получится:
«Дар Нила» ТЕГИПЕ - ___________.
Термин, обозначающий последовательность событий во времени ГИЛОЯРОХНО - ________________ .«Дом вечности» ДАРАМИПИ - ________________.
Возникшее из собирательства занятие ДЕЗЕЛЕМИЕЛ - _______________.
Гроб для мумии фараона КАФОГСАР - __________________.
Задание 9. Завершите фразу.(4 балла)
1.Группа людей, ведущих свое происхождение от одного предка__________
2. Древнейшая эпоха развития человеческого общества, которую сменила эпоха цивилизации_______________________________________________
Вера в сверхъестественные силы и существа _______________________
Приспособление для полива высоко расположенных садов и огородов в Египте ________________________________________________________
Задание 10. Найди пару (привести в соответствие столбцы) (4 балла)
Вспомогательная историческая наука Что изучает
1. нумизматика А) наука о времени
2. геральдика Б) наука о мерах длинны, объема
3. метрология В) наука о монетах (деньгах)
4. хронология Г) наука о гербах
Ответы занесите в таблицу
1 2 3 4
Впишите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной формы
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
6 КЛАСС.
Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14)
А. Ромул АвгустулБ. Теодорих Великий
В. Митридат
Г. АларихД. Юстиниан
Е. ГейзерихЖ. ХлодвигВизантийская империя Королевство остготов Королевство вандалов Боспорское царство Королевство вестготов Королевство франков Западная Римская империя Задание 2. (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9)
Решите кроссворд
По горизонтали:
1 2 3
4 5 6 7 8 9 1. Главная башня в замке феодала.
3. Имя правителя, который был родом из майордомов, стал главой империи.
4. В 74-71гг до н.э. именно он поднял самое мощное восстание рабов.
5. Так называли жителей Скандинавии, которые в VIII веке начали угрожать Европе.
6. Восточная часть Римской империи после вторжения варваров сохранилась, но под каким названием?
7. Об этом правителе Прокопий Кесарийский написал две истории.
8. Собственник земли в средневековом обществе.
9. Этот римский правитель считал себя великим актером.
По вертикали:
2. Правитель Рима. Он был усыновлен Гаем Юлием Цезарем, но ему еще долго пришлось бороться за власть.
Задание 3. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (7 баллов за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):
А. исключительное, на, сословие, собственность, господствующее, представитель, обладающий, земля, право. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. крестьянин, продукт, количество, труд, отдавать, собственный, определенный, обязанность, феодал.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу. (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12):
1. Последнего римского императора низложил вождь вандалов.
2. При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.
3. Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.
4. «Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
5. В битве на Каталунских полях вестготы участвовали на стороне римлян.
6. Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.
1 2 3 4 5 6
Задание 5. Решите тест. Ответы внесите в таблицу. (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)
1.Определите дату окончания истории Древнего мира и начала истории Средних вековА) 410 г Б) 395 г В) 476 г Г) 500 г
2.Когда происходило Великое переселение народов?А) IV-VII вв Б) III-IV вв В) I-II вв Г) VIII-X вв3. Укажите имя вождя, которого прозвали «бичом Божьим» за то, что он опустошил ЕвропуА) Хлодвиг Б) Атилла В) Аларих Г) Карл Мартелл4. Старинные документы хранятся вА) архивах Б) музеях В) конторах Г) сейфах
5. Письменные источники по истории средневековья в ЕвропеА) Календари Б) Летописи В) Евангелия Г) Хроники
6. Средневековая книга представляла собой:А) папирусный свертокБ) ровно сложенные листы расщепленного бамбукаВ) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размераГ) стопку глиняных табличек
7.Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:
А) вандалов Б) остготов В) вестготов Г) франков Д) гуннов.
8. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 780 г. Б) в 910 г. В) в 800 г. Г) в 810 г.
9.На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?
А) на верхней Б) на самой нижней В) не входили в феодальную лестницу10.Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне, а земли находятся в руках сеньоров, называется …
А) средневековой цивилизацией В) аграрной цивилизацией
Б) натуральным хозяйством Г) феодальным общественным строем
11.Верденский договор (843г.) закрепил:
А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи В) распад Франкской империи
12. Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:
А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманы1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Задание 6. Что изображено на данных иллюстрациях? Что их объединяет? Какую иллюстрацию можно представить в пропущенном окне? (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6)
1. 2. 3.
Ответ: _____________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
4.
Задание 7. Расставьте события в хронологической последовательности. (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 5)
Падение Западной Римской империи.
Начало крестовых походов.
Хлодвиг становится королем.
Раздел государства наследниками Карла Великого.
Остановлено продвижение арабов во Франкское государство.
Задание 8. 1.Дайте общее название перечисленных слов: Саксы, франки, гунны, вандалы, вестготы, остготы, бургунды, англы, лангобарды. ___________________
2.Вычеркните из этого перечня одно слово, получается перечень слов, имеющих другой смысл. Найдите это слово. ___________________
3. Дайте обозначение этому перечню._____________________
(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6)
Задание 9. Решите кроссворд (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 22)
По горизонтали: 1. Город, около которого римляне потерпели поражение от франков.
2. Священнослужитель, стоявший во главе монастыря.
3. Первый правитель государства франков.
4. Город, в битве при котором франки разбили арабов.
5. Германцы, покорившие Галлию.
6. Прозвание знатного франка, победившего арабов.
7. Римская провинция, завоеванная франками.
8. Династия, к которой принадлежали первые франкские правители.
9.Титул, который стал носить Карл Великий.
10. Выходцы из Скандинавии, участники морских походов.
По вертикали:
11. Германцы, от имени которых происходит название области в Северной Италии.
12. Управляющий королевским домом при «ленивых королях» в государстве франков.
13. Мастерская по переписке книг.
14.Столица государства франков при Карле Великом.
15. Река на территории первоначального расселения франков.
16. Материал для письма в раннее средневековье.
17. Правители областей при Хлодвиге.
18. Город во Франции на территории королевского домена.
19. Династия франкских королей, сменившая правителей из рода Меровея.
20. Область в Северной Италии.
21. Область в современной Франции, название которой происходит от имени внука Карла Великого.
22. Королевская династия, пришедшая к власти во Франции в конце Х века.
Впишите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной формы
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
7 КЛАСС.
Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)
1. Закупы, рядовичи, смерды.
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.
Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)
1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.
Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов)
А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.
Б. Царствование Бориса Годунова.
В. Избрание Михаила Романова царём.
Г. Период «семибоярщины».
Д. Царствование Лжедмитрия I.
1 2 3 4 5
Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 8)
1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.
«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3). Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4), которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».
Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.
__________________________________________________________________
2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________
3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите значение выделенных понятий.
1.____________________________________________________________________________2. ___________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
Задание 6. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (Максимальный балл - 12)
1 2
86042586995 415925187960
3 4
2921008890
5 6
2749550 -18415553085
7 8
584835-90170 500380114300
№ Название экспонатов Что их связывает?
1 пара 2 пара 3 пара 4 пара Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)
21717088265
1 2 3
2286099695 -6223099695 -40005100330
Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________
Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (10 баллов)
1. ...рдынский выход, б...с...рмены, б...скаки, ...рлык, н...й...н.
2. Р...формация, к...льв...низм, пр...тес...ан...ство, лют...ранство, .....зуиты.
Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ (10 баллов):
1. Как называлось наследственное земельное держание?
а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.
2. Укажите годы Ливонской войны.
а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.
3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?
а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.
4. Какое государство было первым исследователем новых земель?
а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.
5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:
а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.
4554855306705Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)
Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее двух участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впишите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной формы
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
8 КЛАСС.
Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)
1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г.
2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия.
3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.
Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)
1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.
2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.
3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.
Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов).
А. Бородинское сражение.
Б. Венский конгресс.
В. Тарутинский манёвр.
Г. Смоленское сражение.
Д. Совет в Филях.
1 2 3 4 5
Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)
1. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Александр I, созданный, неофициальный, для, орган, Россия, император, при, планы, основные, преобразования, разработка, необходимые._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)
Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)
1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.
2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант, фл...ши.
Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)
1 2
4806952540
3 4
226695184150 153035140970
5 6
4806951905
7 8
-65405130810 36639585090
№ Название экспонатов Что их связывает?
1 пара 2 пара 3 пара 4 пара Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)
8.1. Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу подсоответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.
8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.
8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными
вами сражениями.
15049583820
2082165-1333503993515-1295403810-129540 А Б В
1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».
2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».
3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».
Цифровое
обозначение на карте
Место сражения Год Буквенное
обозначение
портрета Имя полководца Текстовый фрагмент
Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)
Направление Представители
А Классицизм 1 А.П.Сумароков
2 Д.И.Фонвизин
Б Реализм 3 Н.М.Карамзин
4 Г.Р.Державин
В Сентиментализм 5 А.Д.Кантемир
1 2 3 4 5
4501515436245Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)
Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее трёх участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впишите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной формы
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
9 КЛАСС.
Задание № 1. По какому принципу образованы ряды? (макисмальный балл - 3).
Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын
Ответ:______________________________________________________________.
Белградский мирный договор, Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Ясский мирный договор, Бухарестский мирный договор
Ответ:______________________________________________________.
Уставная грамота, капитализация оброка, выкупные платежи, мировой посредник
Ответ:_______________________________________________________________
Задание № 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл - 3).
Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:
А)
1) взятие Владимиром Корсуни и крещение Руси
2) договор Олега с Византией
3) взятие византийцами Преслава и Доростола4) поход и договор Игоря с Византией
5) война Святослава с Хазарским каганатом
Ответ:_________________________________________________________.
Б)
1) «Повесть временных лет»
2) съезд в Любече3) раздел Руси между Ярославом и Мстиславом
4) первое нападение половцев на Русь
5) поход Харальда Сурового и Владимира Ярославича на Константинополь
Ответ:_________________________________________________________.
В)
1) захват Киева Андреем Боголюбским2) первое упоминание в летописи о Москве
3) битва на Калке
4) создание Новгородской республики
5) Невская битва
Ответ:_________________________________________________________.
Задание № 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (максимальный балл – 8).
А) (4 балла)
Московский князь Историческое событие
1. Иван КалитаА. провозглашение Русской православной церкви автокефальной
2. Дмитрий Донской Б. подавление тверского восстания
3. Василий I В. присоединение Новгорода к Москве
4. Василий II Г. сражение на реке ВожаД. захват Смоленска литовцами
Ответ: 1._____; 2.______; 3.______; 4.______.
Б) (4 балла)
Композитор Опера
1. П.И. Чайковский А. «Жизнь за царя»
2. М.И. Глинка Б. «Алеко»
3. М.П. Мусоргский В. «Мазепа»
4. Н.А. Римский-Корсаков Г. «Хованщина»
Д. «Майская ночь»
Ответ: 1._____; 2.______; 3.______; 4.______.
Задание № 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).
В ______(1)_______ году престол занял 12-летний царь________________ (2-имя) при регентстве Верховного тайного совета. Светлейший князь _____________(3 – фамилия), желая укрепить свое влияние в государстве, обручил свою дочь с царем. Однако светлейший князь явно переоценил свои силы. Когда он тяжело заболел, хитрый и ловкий вельможа _____________(4- фамилия) сделал все, чтобы устранить его. Князь был арестован, лишен наград и состояния и вместе с семьей выслан в сибирский город ____________ (5 - название города), где и закончил свою жизнь. На 15 году жизни царь скончался. Вопрос о новом императоре должен был решать Верховный тайный совет. После долгих консультаций верховники остановили свой выбор на __________________(6 – имя, отчество), которая еще при своем дяде была выдана замуж за герцога ______________________(7 - название герцогства) и, овдовев, жила в одном из прибалтийских городов - ____________________ (8 - название города). Приглашая ее на русский престол, верховники разработали специальные условия - ___________________(9 - термин), на основании которых она должна была принять управление страной. Императрица обязалась не выходить замуж без разрешения верховников и не назначать наследника, решать важнейшие дела в государстве только при участии Верховного тайного совета. По прибытии в Москву в __________(10) году, новая императрица разорвала эти условия на глазах у верховников и заявила о том, что будет править самодержавно, а Верховный тайный совет в ____________(11) году был заменен на ___________________(12 - государственный орган). Государыня мало интересовалась делами государства, передав управление своему фавориту______________ (13 - фамилия). Время правления этой императрицы стало олицетворением засилья иноземцев в управлении страной. Даже Академию наук возглавлял ___________________ (14 - фамилия). Попытка _______________ (15 - фамилия), занимавшего важный пост в государстве, организовать заговор против императрицы и немецкого засилья окончилась неудачно. Он и его ближайшие сторонники были казнены.
Задание № 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите:
их фамилии
сферу их деятельности
примерное время их деятельности (годы или часть века)
(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).
А
Б
Ответ:
А) 1._______________________________________________________________.
2._______________________________________________________________.
3._______________________________________________________________.
Б) 1._______________________________________________________________.
2._______________________________________________________________.
3._______________________________________________________________.
Задание № 6. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите: ее название, художника, время создания (с точностью до половины столетия).(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл - 6).
Картина 1
Ответ:
1.__________________________________________________________.
2.__________________________________________________________.
3.__________________________________________________________.
Картина 2
Ответ:
1.__________________________________________________________.
2.__________________________________________________________.
3.__________________________________________________________.
Задание № 7. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите: его название, место расположения (город), архитектора, время постройки (с точностью до половины столетия) памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл - 8).
Памятник 1
Ответ:
1.__________________________________________________________.
2.__________________________________________________________.
3.__________________________________________________________.
4.__________________________________________________________.
Памятник 2
.
Ответ:
1.__________________________________________________________.
2.__________________________________________________________.
3.__________________________________________________________.
4.__________________________________________________________.
Задание № 8. Выполните задания по карте европейской части Российской империи первой половины XIX века (1 балл - за выполнение 1,2 и 3 заданий, 2 балла – за выполнение 4, 5 и 6 заданий; максимальный балл - 9).
1. Заштрихуйте территорию, которую Россия получила в результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. (1 балл).
2. Подпишите город, в котором в 1812 г. был заключен мир с Османской империей (1 балл).
3. Подпишите населенный пункт, в котором в 1812 г. произошло сражение, предшествовавшее оставлению Москвы русскими войсками (1 балл).
4. Заштрихуйте территорию Царства Польского (2 балл).
5. Подпишите город, оборона которого была центральным сражением Крымской войны (2 балла).
6. Подпишите крепость в Закавказье, которую русским войскам удалось взять в ходе Крымской войны (2 балла).
Задание 9. Документ (максимальный балл - 8)
«В этом году немудрый царь занемог смертельною болезнью и скончался от нее на другой день после Богоявления. Но еще до его кончины бояре собрались, чтобы спросить у больного царя: если Бог призовет его к себе и т.д., то кому после его смерти сидеть на царском престоле, поскольку у него нет ни детей, ни братьев.
Царица Ирина Федоровна, родная сестра правителя, обратилась к своему супругу с просьбой дать скипетр ее брату, правителю (который до сего дня хорошо управлял страной)».
Вопросы:
О каком царе идет речь в документе? (1 балл)
К какой династии относился этот царь? (1 балл)
В каком году произошло событие, описываемое в тексте? (2 балла)
Кого называет автор текста «правителем»? (2 балла)
Какой государственный орган и как решил вопрос о престолонаследии после смерти царя? (2 балла)
Ответ:
1.__________________________________________________________.
2.__________________________________________________________.
3.__________________________________________________________.
4.__________________________________________________________.
5.__________________________________________________________.
№ 10. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (максимальный балл - 10).
10.1. Перед вами описание знаменитой битвы Великой Отечественной войны.
В сентябре основные положения плана наступательной операции «__________________» были одобрены Ставкой Верховного Главнокомандования и ГКО. Выполнение плана было решено возложить на войска вновь создаваемого Юго-Западного фронта, Донского и ________________ фронта. Фронты непосредственно подчинялись Ставке. 19 ноября в рамках операции началось наступление Красной Армии. Оно развивалось успешно. В результате чего 23 ноября в районе Калача замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта.
Вопросы:
Укажите название наступательной операции и название фронта, пропущенные в тексте. Определите командующих упомянутых в тексте трех фронтов (до 5 баллов).
1) А.И. Еременко
2) К.А. Мерецков
3) Л.А. Говоров
4) К.К. Рокоссовский
5) И.Е. Петров
6) Н.Ф. Ватутин
Ответ:
Название операции:____________________________ (1 балл)
Название фронта: _____________________________ (1 балл)
Командующие фронтами (цифры):_________________________ (3 балла).
10.2. Соотнесите имена исторических деятелей Урала, названия исторических мест Екатеринбурга и факты с ними связанные. Ответ внесите в таблицу (до 5 баллов, по 1 баллу за каждые 2 правильных ответа, максимум за 1 часть задания – 2,5 балла, максимум за 2 часть задания – 2,5 балла.)
I часть:
НАЗВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ
1) кинотеатр «Колизей»
ФАКТЫ
А) сооружение, построенное к приезду Александра I в Екатеринбург
2) Консерватория
Б) место расстрела царской семьи
3) Оперный театр
В) место расположения первого городской театра в Екатеринбурге
4) Ипатьевский дом
Г) место, где произошло провозглашение советской власти в городе
5) Мост на улице Декабристов
Д) место расположения Главного горного правления в XIX - нач. XX в.
Ответ:
1 2 3 4 5
II часть:
ПЕРСОНАЛИИ
ФАКТЫ
1) Яков Михайлович Свердлов
А) Один из основателей г. Екатеринбурга
2) Василий Никитич Татищев
Б) Уральский горный заводчик 1пол. XVIII в.
3) Акинфий Никитич Демидов
В) купец первой гильдии, городской голова Екатеринбурга 1 пол. XIX в.
4) Аникий Терентьевич Рязанов
Г) главный начальник горных заводов Урала сер. XIX в.
5) Владимир Андреевич Глинка
Д) большевик, руководитель Екатеринбургского комитета РСДРП
Ответ:
1 2 3 4 5
Задание 11. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (максимальный балл - 4).
Битва под Нарвой, сражение у деревни Лесной, сражение под Малоярославцем, Полтавская битва:________________________________
_______________________________________________________________________
Кровавое воскресенье, октябрьская всеобщая всероссийская политическая стачка, восстание на броненосце «Потемкин», Корниловский мятеж:____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Указ о вольных хлебопашцах, введение всеобщей воинской повинности, отмена крепостного права, введение бессословного состязательного суда:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уличи, тиверцы, поморяне, дреговичи:_____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 12. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - ЭССЕ ИЛИ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ (максимальный балл - 25).
При проверке эссе и развернутых ответов жюри будет руководствоваться следующими требованиями:
1. Обоснованность выбора темы.
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Свободная композиция, непринужденность повествования.
Тебе нужно написать эссе или дать развернутый ответ на одну из тем.
1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).
2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).
3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).
4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).
5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А. Корнилов).
6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).
Примерные темы развернутых ответов:
1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.
2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.
3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.
4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впишите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной формы
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
10-11 КЛАСС.
Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите название архитектурного сооружения и время его постройки (5 баллов)
Дом Пашкова
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу
Александро-Невский Новоярмарочный собор
Архангельский собор Московского кремля
Церковь Вознесения в селе Коломенском
Успенский собор во Владимире А. XV
Б. XVI
В. XVII
Г. XVIII
Д. XIX
А Б В Г Д
Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. Проставьте даты указанных событий в задании А) (7 баллов)
А) (5 баллов)
Съезды РСДРП Решения
II съезд
. Принял важное решение о замене продразвёрстки продналогом, начало нэпа.
IV съезд Главный вопрос - заключение мирного договора с Германией.
VII съезд Принял Программу партии, Устав и резолюции по ряду вопросов
Х съезд Съезд принял директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.
XV съезд Участвовали и "большевики", и "меньшевики". В РСДРП вошли Социал-демократия Королевства Польского и Литвы и Латышская социал-демократическая рабочая партия, были приняты условия объединения с Бундом.
Б) (2 балла)
Композитор Произведение
А.Н.Верстовский опера Демон
С.В.Рахманинов опера Аскольдова могила
П.И.Чайковский опера Лебединое озеро
А. Г. Рубинштейн опера Алеко
опера Иоланта
1 2 3 4
Задание № 3. (4 балла) Рассмотрите историческое полотно К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова».
-31115298451. Какие обстоятельства послужили основой для сюжета?
2. Почему император Александр II повелел ректору Петербургской академии художеств Ф.А. Бруни указать в соответствующем каталоге: сюжет не соответствует исторической истине?
Задание № 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (7 баллов).
Перемены в системе центрального управления
За смертью Петра Великого последовала целая полоса мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.
В (1) году был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла сама императрица. Но какого-либо участия в его работе она не принимала, доверившись (2). Одновременно лишился своих прежних функций Сенат (выступивший против воцарения Екатерины). Теперь он был уже не «правительствующий», а всего лишь (3). Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.
Петр II вообще старался свести на нет установления своего великого деда. Даже столицу он хотел перенести из Петербурга в (4).
Участие «верховников» в попытках (5) власть самодержца в 1730 году вызвало указ Анны Иоанновны о роспуске Верховного тайного совета, приобретшего слишком большую силу. Взамен его она создала (6), состоявший всего из трех человек, назначаемых лично императрицей. В результате самодержавная власть еще более усилилась. Во второй половине 50-х годов при Елизавете возникла (7), которая стояла выше Сената. После смерти императрицы она перестала созываться.
Задание № 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите
их фамилии
сферу их деятельности
примерное время их деятельности.
(6 баллов).
Рисунок 1 Рисунок 2
Задание № 6. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите
ее название,
художника,
время создания (с точностью до половины столетия)
(6 баллов).
17780147320
1 2
Задание № 7. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите
его название,
место расположения (город),
автора,
время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (8 баллов).
1314458890
Изображение 1
-29845-814705Изображение 2
Задание № 8. Выполните задания по карте (8 баллов).
Определите, какие переезды отражены на карте.
Какой переезд не связан с политической борьбой?
Задание № 9. Продолжите выражения, получившие известность, назовите автора (8 баллов).
В России велик тот, с кем я говорю, и только…
Я буду царствовать или …
Не приведи Бог видеть русский бунт …
Императрица русская вольна делать, что ей хочется, но …
Задание № 10 Отрывок из труда Н.И. Костомарова. Прочитайте, ответьте на вопросы (4 балла)
Вся степь была выжжена; травы не было; продовольствия для лошадей не везли с собою; не было дров; русские лошади стали падать; люди страдали от недостатка пищи и безводья: слышно было, что впереди до самого полуострова все таким образом выжжено. Идти далее оказалось невозможным. Военный совет предводителей решил отправить берегом вниз по Днепру отряд тысяч в двадцать: к ним Самойлович присоединил три казацких полка под начальством своего сына. Этот отряд должен был прикрывать отступление остальной армии, а если будет можно, то сделать нападение на турецкие крепости, построенные на Днепре. Затем — все остальное войско двинулось назад.
О каком событии идет речь в данном отрывке? (1 балл)
Кто командовал русской армией? (1 балл)
Определите год, в который произошло описанное событие. (1 балл)
В чем автор видит причины неудачи русской армии? (1 балл)Задание № 11. Документ (12 баллов)
Из воспоминаний Е.Т. Гайдара.«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С.А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы и провести референдум по Конституции. Филатову поручено продумать политический сценарий предстоящих событий. Сергей Александрович сказал, что всё это вызывает у него серьезное беспокойство. Спросил, какова моя точка зрения.
После того как Верховный Совет открыто проигнорировал ясно выраженную апрельским референдумом волю народа к продолжению реформ и отверг одну за другой все попытки найти между двумя ветвями власти разумный компромисс, неизбежность подобного решения была очевидной. Но выбранный момент не казался подходящим.
...Не могу дозвониться до Грачёва, связываюсь с его первым заместителем. Общее ощущение хаоса и нерешительности только усиливается. Прекрасно понимаю, насколько трудно в сложившейся ситуации задействовать армию.
...Принимаю решение о необходимости обратиться к москвичам за поддержкой.
...Подъезжаем к Российскому телевидению. Вход забаррикадирован. После долгих и настороженных переговоров моей охраны и охраны телевидения нас наконец пропускают».
Вопросы и задания:
Укажите год описанных в воспоминаниях событий (2 балла)
Укажите фамилию президента страны. (1 балл)
На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх причин указанных в воспоминаниях событий. (3 балла)
Кто из участников конфликта победил в борьбе за власть? (1 балл)
На основе текста назовите не менее двух средств, которые были задействованы победившей стороной. (2 балла)
Какой документ закрепил победу? Укажите его название, точную дату и способ принятия. (3 балла)
12. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Напишите эссе по предложенным ниже темам ( 25 баллов).
Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:
Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). 3 балла
Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. 3 балла
Грамотность использования исторических фактов и терминов. 3 балла
Четкость и доказательность основных положений работы. 3 балла
Знание различных точек зрения по избранному вопросу. 3 балла
Темы эссе: «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» (В.О. Ключевский об Алексее Михайловиче).
«Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав». (Н.И. Павленко).
«Д.И.Писарев писал: «Только сытые люди могут быть свободными гражданами, толпа голодных… пойдет за тем человеком, который покажут ей… кусок хлеба». Неужели сытость определяет свободу? Ведь еще древнегреческие философы утверждали, что главное – быть свободным в душе…
«Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину» (Из английского журнала 1945 г.).
Для одних Россия была, прежде всего, мать, для других – дитя».
(русский философ начала XX века Н.А.Бердяев о западниках и славянофилах).