РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Зауральский агропромышленный колледж

Утверждаю
Директор:
____________ И.М.Мурзагильдин



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»





























БАЙМАК – 2016


РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии с примерной
на заседании цикловой комиссии программой общеобразовательной учебной дисциплины
общеобразовательных дисциплин «Русский язык и литература. Русский язык»
для ПОО, рекомендованной
Протокол № ____ Федеральным государственным автономным
учреждением «Федеральный институт развития
образования»(ФГАУ«ФИРО») от_____________20___ 5.01.05 «Сварщик (электросварочные
и газосварочны работы)» утвержденным
Председатель ПЦК ООД: Протокол №3 от 21 июля 2015г.
________Муратов У.Ш. Регистрационный номер рецензии 377 от 23июля
2015г. ФГАУ «ФИРО»

Зам. директора по УПР:
____________ А.Р.Валеев



Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеЗауральский агропромышленный колледж

Разработчики:
Ю.Я.Абдрахманова – преподаватель русского языка и литературы
Э.М.Галиуллина - преподаватель русского языка и литературы
















Содержание


Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык 5
Место учебной дисциплины в учебном плане6
Результаты освоения учебной дисциплины6
Содержание учебной дисциплины8
Тематическое планирование 14
Примерные тематические планы 14
Характеристика основных видов деятельности студентов 15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» ... 18 Рекомендуемая литература 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке, специалистов 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки осваиваемой профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский язык изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, индивидуальных проектов).
При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).



МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.





















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вид учебной работы
Количество часов


Профили профессионального образования



технический, естественно-научный, социально-экономический

Аудиторные занятия. Содержание обучения
Профессии СПО

Введение
2

Язык и речь. Функциональные стили речи
18

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
10

Лексикология и фразеология
14

Морфемика, словообразование, орфография
12

Морфология и орфография
28

Синтаксис и пунктуация
30

Итого
114

Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.
57

Всего
171









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессиям СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования 171 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 114 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 57 часов;
по специальностям СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования 117 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 78 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 39 часов;
по специальностям СПО гуманитарного профиля профессионального образования 175 часов. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 117 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов58часов.
.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Розенталь Русский язык

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, контрольные работы и самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Язык и речь.

20




Тема 1.1. Введение.
Повторение пройденного материала.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.


2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Русский язык среди других языков мира»
1


Тема 1.2.Роль языка в обществе. Основные функции языка (обзор).
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Какую роль играет русский язык в современном мире»

1


Тема 1.3.Русский язык в современном мире. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.




2




1


Самостоятельная работа
Расскажите о трудностях в изучении русского языка.
1


Тема 1.4.Речь. Виды речевой деятельности.
Культура речи.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Речевая ситуация и ее компоненты.

2

1


Самостоятельная работа
Выразительное чтение стихотворения.

1


Тема1.5.Функциональные стили речи .
Разговорный стиль речи .
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования .
2
1


Самостоятельная работа
Описать в разных стилях дерево, цветок или реку.

1


Тема 1.6. Научный стиль речи.
Официально-деловой стиль речи.


Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.


2


1


Самостоятельная работа
Написать резюме.
1


Тема 1.7. Публицистический стиль речи.
Художественный стиль речи.



Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства.
Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств
и др.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить стилистический анализ текста.


1


Тема 1.8. Использование изобразительно-выразительных средств.
Текст - произведение речи.


Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2

1


Самостоятельная работа
Провести стилистический анализ текста

1


Тема 1.9. Функционально-смысловые типы речи.
Повествование.
Функционально - смысловые типы речи: (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

2

1

Тема 1.10. Описание. Рассуждение.
Диктант.
Лингвостилистический анализ текста.
«Пушкин и книги»
2
3

Раздел 2. Лексика и фразеология.

16


Тема 2.1. Лексическое и грамматическое значения слова.
Прямое и переносное значение слова.

Лексика как система. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Русская лексика. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.


2


1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение об особенностях лексики.
1


Тема 2.2. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы.


Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.


2


1


Самостоятельная работа
Словарный диктант


1


Тема 2.3. Антонимы.
Контекстуальные синонимы и антонимы.
Паронимы и их употребление.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

1


Самостоятельная работа
Приведите примеры синонимов, антонимов, паронимов.

1


Тема 2.4. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
Исконно русская лексика.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.


2


1


Самостоятельная работа
Приведите примеры архаизмов, историзмов, неологизмов.

1


Тема 2.5.Заимствованная лексика.
Лексика с точки зрения ее употребления.
Нейтральная лексика, книжная лексика.
Заимствованная лексика. Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления.
Нейтральная лексика, книжная лексика.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение « Из каких языков заимствовал слова русский язык. Примеры»

1


Тема 2.6.Активный и пассивный словарный запас.
Русские пословицы и поговорки.
Активный и пассивный словарный запас (архаизмы, историзмы, неологизмы). Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

1


Самостоятельная работа
Написать пословицы и поговорки.


1


Тема 2.7.Русская фразеология. Словари русского языка.
Русская фразеология. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Словари русского языка.

2

1


Самостоятельная работа

Подготовить сообщение «Что изучает фразеология»
1


Тема 2.8. Изложение «Мальчик и тигр»
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

1

Раздел 3. Фонетика и графика. Орфография.
12


Тема 3. 1. Звуковая система русского языка.
Фонетический разбор слова.

Звуковая система русского языка. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Фонетический разбор слова.

2
1


Самостоятельная работа фонетический разбор
бандероль, лотерея, бассейн, коттедж

1


Тема 3.2. Ударение.
Орфоэпические нормы.


Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетические законы русского языка. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

1


Самостоятельная работа
Работа по карточкам.

1


Тема 3.3. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Графика. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Графика. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

2

1


Самостоятельная работа
Прочитать и сравнить словарные статьи словаря русского языка Ожегова и энциклопедии « Русский язык».

1



Тема 3.4. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

1


Самостоятельная работа
Словарный диктант.
1


Тема 3.5 . Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
2
3


Самостоятельная работа
Работа с карточками.

1


Тема 3.6. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
Диктант «__________»
Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. . Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

2

1

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

8


Тема 4. 1. Понятие морфемы как значимой части слова.
Морфемный анализ слова.

Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.

2



1




Самостоятельная работа
Морфемный разбор слова.

1


Тема 4.2. Способы словообразования.
Словообразование знаменательных частей речи.
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.


2





1





Самостоятельная работа
Словообразовательный анализ.
1


Тема 4.3. Правописание корней.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

2

1


Самостоятельная работа
Ответить на вопросы
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Что вы знаете о морфемной структуре слова?
Чем отличается строение слов в русском и башкирском языке?


1


Тема 4.4. Контрольное изложение «Две лягушки».
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2


1

Раздел 5. Морфология и орфография.

22




Тема 5.1. Учение о частях речи как предмет морфологии.
Понятие части речи. Система частей речи в русском языке.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.


2


1-2


Самостоятельная работа
Напишите по несколько фамилий, образованных в связи с исполняемой человеком работой, местом его проживания и характером.

1


Имя существительное

Тема 5.2. Значение имен существительных. Разряды имен существительных. Правописание имен существительных.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

2


Самостоятельная работа
Выбрать и перевести текст с русского языка на башкирский.
1


Имя прилагательное

Тема 5.3. Значение и основные грамматические свойства имени прилагательного. Степени сравнения.
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.


2


1-2



Самостоятельная работа
Найдите синонимы к прилагательным морозный, глубокий, рыхлый, опытный. Определить разряд прилагательных.
1


Имя числительное.

Тема 5.4 Значение и разряды числительного. Правописание числительных.
Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Склонение дробных и собирательных числительных. Склонение порядковых числительных.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

1-2


н°Самостоятельная работа
Просклонять числительные 600 деревьев, 143 учеников
1


Местоимение.

Тема 5.5. Значение местоимения.
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Разряды местоимений. Система их словоизменения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.


2


1-2








Самостоятельная работа
Морфологический разбор местоимения.
1


Глагол.

Тема 5.6. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Глагол как часть речи. Инфинитив.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глаголов.

2




1-2





Самостоятельная работа
Морфологический разбор глагола
брать, говорит, закрыли
1


Тема 5.7.Причастие как особая форма глагола.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.


2


1


Самостоятельная работа
Морфологический разбор причастий
прыгнувший, встречающий, увядающий

1


Тема 5.8. Сочинение.
«Лес зимой»
2
3

Тема 5.9. Деепричастие как особая форма глагола.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение о свойствах причастий и деепричастий.
1


Наречие

Тема 5.10. Значение и грамматические особенности наречия.
Правописание наречий.
Значение и грамматические особенности наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Синонимия наречий при характеристики признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

1


Самостоятельная работа
Морфологический разбор наречий
медленно, ярко ,быстро
1


Слова категории состояния

Тема5.11. Слитное, раздельное. Дефисное написание различных частей речи.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния. Их функции в речи.

1

1


Проверка знаний учащихся

1


2

Раздел 6. Служебные части речи 12

Тема 6.1.Служебные части речи.
Предлог как часть речи.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов ( в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

1


Самостоятельная работа
Объясните правописание предлогов.
1


Тема 6.2. Союз как часть речи.
Употребление союзов в простом и сложном предложении.
Правописание союзов. Союз как часть речи. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

1


Самостоятельная работа
Переведите русские пословицы на башкирский язык и найдите различия и сходства.
1


Тема 6.3. Частица как часть речи.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.
Употребление частиц в речи.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение о роли частиц в предложении.
1


Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление частиц в речи.

2

1


Самостоятельная работа
Словарный диктант
1


Тема 6.5. Обобщающее повторение частей речи.
Морфологические нормы.
Обобщение и систематизация знаний учащихся
2
1-2


Самостоятельная работа
Морфологический разбор сущ., глагола, прилагательного, наречия, местоимения.
1


Тема 6.6. Изложение
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Развитие речи.
2
2-3

Раздел 7.Синтаксис и пунктуация 24

Тема 7.1. Принципы русской пунктуации.
Основные единицы синтаксиса.
Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение « Место синтаксиса в системе языка»
1


Тема 7.2. Словосочетание.
Типы и виды словосочетаний.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

1


Самостоятельная работа
Написать словосочетания по способу управления, примыкания, согласования.
1


Тема 7.3. Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.

2

1


Самостоятельная работа
Проверочный диктант
1


Тема 7.4. Способы выражения главных членов предложения.
Второстепенные члены предложения.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Роль второстепенных членов предложения в построении текста»





Тема 7.5. Виды односоставных предложений.
Пунктуация в односложных предложениях.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.


2

1



Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы .

1


Тема 7.6. Осложненное простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами

Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.





2




1



Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка»
1


Тема 7.7. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении.
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2


1



Самостоятельная работа
Проверочный диктант.



Тема 7.8.Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2
1


Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Какие знаки препинания ставятся при вводных и вставных конструкциях»



Тема 7.9.Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.


2

1


Самостоятельная работа
Подобрать однокоренные слова к слову Родник, объяснить способ их образования.
1


Тема 7.10. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
2
1


Самостоятельная работа
Объясните строение предложений усложненной структуры с однотипной и разнотипной связью, их виды.
1


Тема 7.11. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.





.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
Авторская пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи
2

1



Самостоятельная работа
Подготовить сообщение по теме «Авторская пунктуация»

1


Тема 7.12. Контрольный диктант по пунктуации.
Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематизация знаний.
Работа над ошибками.
2
3

Всего
Самостоятельная работа

114 часов
58




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
Языковой портрет современника.

Молодежный сленг и жаргон.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Язык и культура.
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Особенности художественного стиля.
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Русское письмо и его эволюция.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Антонимы и их роль в речи.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Учение о частях речи в русской грамматике.
Грамматические нормы русского языка.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.



















ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обучающихся

Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функциональные стили речи
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования.
М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 1011 классы: в 2 ч. М., 2014.

Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 1011 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. М.,
2011.

Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.,
2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И.Скворцова. М., 2006.
Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. М., 2011.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В. В. Бурцева. М., 2006.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (энциклопедия «Языкознание»). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Этимология и история русского языка).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Методики).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Экзамены. Нормативные документы)
 Письмо Министерство образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».













13PAGE143415



13PAGE143815

13PAGE143915







13PAGE144315






Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология
Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика,
словообразование,
орфография
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология и орфография
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра-зующей роли;
проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;



Продолжение таблицы

Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)


извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто-образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
комментировать ответы товарищей;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
определять роль синтаксических конструкций в текстообразо-вании; находить в тексте стилистические фигуры;
составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам



Окончание таблицы



15