Создание условий для развития познавательной деятельности в процессе ознакомления детей раннего возраста с природой


1 слайд. Создание условий
для развития познавательной деятельности
в процессе ознакомления детей раннего возраста
с природой
   2 слайд.  Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
 3 слайд    Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании объективных представлений об окружающей среде, основанных на чувственном опыте. Одним из важнейших условий решения задачи экологического воспитания является организация развивающей предметной среды.
4 слайд Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей в полном смысле этого слова, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал для них стимулом и источником исследовательской и поисковой деятельности, у них должен быть сформирован для этого известный, пусть даже минимальный, запас знаний и способов действий.
     При анализе  экологических  знаний детей мною был выявлен целый ряд проблем. В частности, то, что многие дети не умеют видеть и чувствовать красоту и уникальность окружающего мира, и то, что уровень экологического сознания как у детей, так и у  взрослых оставляет желать  лучшего.
5 слайд     Одним из важных условий реализации системы экологического образования в саду является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главными задачами при этом являются:
 
 • создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
 • экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
 • создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
6 слайд Экологически развивающая среда в саду должна способствовать…
·        познавательному развитию ребенка;
·        эколого-эстетическому развитию ребенка;
·        оздоровлению ребенка;
·        формированию нравственных качеств детей;
·        формированию экологически грамотного поведения.
     7 слайд Во время путешествия по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает ( как вода превращается в лёд и наоборот). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Они рассказывают о своих впечатлениях, учатся ориентироваться во времени и пространстве, играют.  Обучающие игры природоведческого и экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.  В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
8 слайд. Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры - на улице тепло/холодно/жарко; за осадками - идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек. Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.
9 слайд. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущение и восприятие.
10 слайд. Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей. Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
11 слайд. Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений. Познание природы детьми раннего возраста - это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.
12 слайд. Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
- Наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.
-Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.- Речевые логические задачи. Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума.
- Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
13 слайд. Кроме названных приемов можно использовать еще и следующие: инсценировка с игрушками животными и растениями, специально организованное наблюдение, чтение коротких рассказов и стихов, беседы с детьми, отражение впечатлений о природе в продуктивных видах деятельности, самостоятельное и совместное со взрослым разнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе («Как ты чувствуешь окружающий мир»), экологические сказки.