Конспект ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Человек стал человеком только тогда,
когда увидел красоту вечерней зари и
облачков, плывущих в голубом небе,
услышал пение соловья и пережил
восхищение красотой природы.
Потребность в красивом утверждает
непримиримость и нетерпимость ковсему пошлому, уродливому. Зло и
подлинная красота несовместимы».
В.А.Сухомлинский
Актуальность проблемы экологического воспитания в дошкольной педагогике.
Какая притягательность заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать её богатства.
В. А. Сухомлинский писал: «человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.». Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
«Потребность в красивом, - говорил В.А Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождает непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее.
Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатств природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, Красок и звуков… Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.
Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Пусть это будут тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими и цветущими травами, тихие заводи рек, широкие степи с яркими тюльпанами весной, заснеженная тундра с северным сиянием зимой и пёстрым ковром низкорослых цветов летом, высокие горы с белоснежными вершинами, скалистые берега морей… Долг живущих на земле людей – сохранить всю эту красоту и богатства природы для будущих поколений.К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: С.Н. Николаев, Т.И.Гризик, С. А. Веретенникова, Р. И. Жуковская, П. Г. Саморукова.
Вот почему выбрана эта тема, я согласна с мнением великих педагогов и осознаю всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.
ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ: экологическое воспитание.
ПРЕДМЕТ: ознакомление с природой.
ЦЕЛЬ: определить пути и охарактеризовать условия экологического воспитания дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Дать анализ проблеме экологического воспитания дошкольников в научно- методической литературе.
Проверить в практике детского сада наиболее эффективные формы, методы и приёмы экологического воспитания.
Сформировать методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
ГИПОТЕЗА: если в процессе работы воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, работает в тесном сотрудничестве с родителями, проводит работу последовательно, планомерно и систематично, то процесс экологического воспитания дошкольников будет проходить наиболее успешно.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ: ознакомление дошкольников с природой адаптировано на условия северного Сахалина, то есть, учтён национально- региональный компонент.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данный опыт работы можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.
ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
I этап - Констатирующий
Выявление уровня экологического воспитания дошкольников при помощи методов: анкетирование, наблюдение, диагностики.
Срок: сентябрь - октябрь 2009 г.
II этап - Формирующий
Внедрение в работу системы мероприятий, направленных на уровне экологического воспитания дошкольников.
Срок: октябрь 2009 г. - май 2010 г.
III этап – Заключительный
Повторное выявление уровня экологического воспитания дошкольников при помощи тех же методов, что на констатирующем этапе.
Срок: июнь 2010г.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Значение экологического воспитания дошкольников
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательной работе ДОУ, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине. Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в её причинно- следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения.
1.2. Исторический аспект экологическоговоспитания дошкольников
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.Окраска, форма, запах цветов и плодов, пение птиц журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – К.И.Тимирязева, И.В.Мичурина, писателей, художников и композиторов – А.С.Пушкина, М.Пришвина, В.И.Бианки, И.Левитана, А.К.Саврасова, П.И.Чайковского.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.
Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.
1.3. Формы экологического воспитания дошкольников
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
1.5. Краткие выводы по главе 1
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты Земля.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА
2.1. Краткая характеристика коллектива детей и итоги констатирующего этапа исследования
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» в подготовительной группе. В эксперименте приняло участие 20 детей и их родителей.
Опытно-педагогическое исследование началось с анкетирования родителей. Родителям было предложено ответить на шесть вопросов. Анкеты были именные и открытые. Были предложены следующие вопросы:
1.Любит ли ваш ребёнок бывать на природе?
2.Ухаживает ли ваш ребёнок за растениями?
3.Знаете ли вы как знакомить дошкольников с природой?
4.Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
5.Наказываете ли вы ребёнка за грубое отношение к природе?
6.Нужна ли информация в родительском уголке по экологическому воспитанию дошкольников?
В анкетировании приняло участие 20 родителей. После обработки анкет были получены следующие результаты:
№ вопроса Да Нет Затрудняюсь
1 40% 60% -
2 40% 60% -
3 40% 60% -
4 40% 35% 25%
5 55% 35% 10%
6 50% 50% -
Обработав полученные результаты, было принято решение составить перспективный план по работе с родителями в вопросах экологического воспитания дошкольников / приложение 1/.
Были разработаны критерии оценивания знаний в растительном мире.
Условно были выделены три уровня оценки:
Высокий (красный цвет)- дети знают и правильно называют деревья, кустарники, цветы, знают строение растений, условия роста, правила поведения в природе.
Средний (зелёный цвет)- дети узнают растения, но называют частично, иногда путаются, не могут самостоятельно ухаживать за растениями, только с помощью взрослого.
Низкий (синий цвет)- дети не только не называют растения, но и не всегда узнают их, не умеют ухаживать за ними, не знают правила поведения в природе.
Следующий метод, который использовали для выявления уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста – педагогическое наблюдение. Было проведено два наблюдения за детьми по заранее составленной программе.
Программа наблюдения за детьми на прогулке
Объект: прогулка на участке детского сада.
Цель наблюдения: наличие у детей бережного отношения к природе родного края, знание детьми растительного мира Сахалина.
Время: 15 октября 2009 года.
Продолжительность: 1 час.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что:
дети знают правила поведения в природе;
дети выполняют эти правила;
умеют ухаживать за растениями;
знают названия деревьев;
знают названия кустарников;
знают названия цветов.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что:
знают правила поведения в природе –40%
соблюдают правила поведения -20%
умеют ухаживать за растениями – 45%
знают названия деревьев -40%
знают названия кустарников – 30%
знают названия цветов –50%
Программа наблюдения за дидактическими играми
экологического характера
Объект: дидактические игры «Ботаническое лото», «Вершки и корешки», «Лото».
Цель: наличие представления о строении растений, особенностях ухода за ними.
Время: 25 октября 2009 года.
Продолжительность: 30 минут.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
знают строение растений;
знают условия роста;
знают растительный мир Сахалина;
знают правила ухода за растениями.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что дети:
знают строение растений –40%
знают условия роста – 35%
знают растительный мир Сахалина –45%
знают правила ухода за ними – 35%
Для получения наиболее достоверного результата, решено было провести диагностику экологических умений, навыков и знаний детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась по следующим параметрам:
знание детьми 5-6 деревьев Сахалина;
знание детьми 2-3 кустарников Сахалина;
знание детьми 5-6 цветов Сахалина;
знание детьми 4-5 ягод Сахалина;
знание детьми 4-5 грибов Сахалина;
знание детьми строения растений;
знание детьми условий роста растений;
умение вести себя в природе.
После обработки итогов диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень – 5%, средний уровень – 75%, низкий уровень – 20%.
Таким образом, исходя, из результатов исследования на констатирующем этапе было решено разработать и внедрить в практику работы детского сада систему мероприятий, направленных на повышение уровня экологического воспитания дошкольников.
2.2. Система мероприятий, направленная на повышение уровня экологического воспитания дошкольников
Первым этапом формирующего этапа стало составление перспективного плана по работе с детьми по экологическому воспитанию дошкольников /приложение 2/. Работа с детьми началась с проведения ряда занятий: «Растительный мир Сахалина», «Экскурсия в парк осенью», «Чем богата природа родного края», «Лекарственные растения Сахалина», «Экскурсия в сквер зимой».
Перед проведением занятий была проведена большая предварительная работа: чтение художественной литературы, экскурсии в музей, рассказы воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, рассматривание фотоальбомов и другое. Во время занятий ребята были очень активны, задавали много вопросов, рассуждали, выяснили причинно-следственные связи. На занятии «Растительный мир Сахалина» - ребята закрепили свои знания о растительности Сахалина, условиях и особенностях роста растений. Во время занятия «Экскурсия в парк осенью» ребята наблюдали за изменениями в жизни растений осенью, сменой окраски листьев. Там же во время занятия «Экскурсия в сквер зимой» ребята учились по характерным признакам узнавать и отличать деревья и кустарники друг от друга, выяснили особенности жизни растений в зимний период. На обобщающем занятии «Чем богата природа родного края» ребята демонстрировали свои знания о растительном мире северного Сахалина, его отличии от других регионов, особенностях роста, закрепили правила поведения в природе.
Следующий этап работы с детьми – организация и проведение экскурсий по родному краю. Экскурсии были проведены для того, чтобы ребята в натуральных условиях имели возможность знакомиться с природой и увидеть явления природы в разных условиях. Были проведены: «Экскурсии в лес поздней осенью», «Экскурсия в зимний сквер», «Экскурсия на море», «Экскурсия в лес летом». Во время экскурсии в лес поздней осенью - ребята закрепили знания о деревьях, кустарниках, ягодах Сахалина, дети знакомились с отличительными особенностями растений. Во время проведения экскурсии в сквер ребята выяснили особенности жизни растений в зимний период. Во время экскурсии на море ребята знакомились с растительным миром, находящимся вблизи от моря, особенностями пейзажа. Во время летней экскурсии дети познакомились с особенностями роста растений в летний период, их строением.
Также, для закрепления знаний детей были проведены мероприятия, обобщающие знания, умения и навыки детей. Было проведено развлечение «Осень в России», во время которой ребята знакомились с особенностями жизни растений в осенний период через устное народное творчество, использовали в речи пословицы, поговорки, приметы, знакомились с трудом взрослых осенью, закрепили знания об овощах и фруктах. Также с ребятами было проведено «Поле чудес» по теме «Знатоки природы Сахалина» - во время проведения, которого дети отгадывали загадки о растениях, работали с картинками, отвечали на вопросы о флоре Сахалина, ребята были очень раскрепощенными, любознательными. Также по составленному перспективному плану была проведена беседа, «Лекарственные растения Сахалина» - во время которой ребята знакомились со свойствами шиповника, брусники, черники, клюквы, подорожника, одуванчика и их внешним видом. Наряду с проведением мероприятий в организованных формах обучения, ребята посещали Охинский краеведческий музей, выставочный зал, где знакомились с природой родного края через творчество охинских художников Терланова, Саляховой, Шищенко. На прогулках ребята наблюдали природные явления в разное время года. В течение года много внимания уделялось чтению произведений художественной литературы, проведению дидактических игр экологического содержания. В группе создан мини-музей «Сахалин – моя малая Родина», изготовлены альбомы «Лекарственные растения Сахалина», собран гербарий совместно-взрослые и дети.
Параллельно велась работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Первый этап работы с родителями – выступление на родительском собрании «Воспитание любви и заботливого отношения к природе»- где родители, узнали какое значение, оказывает природа на развитие личности ребёнка, с помощью каких методов и приёмов осуществляется экологическое воспитание в практике работы ДОУ. Также был проведён ряд консультаций для родителей: «Влияние природы на духовный мир ребёнка», где рассказывается о значении природы для развития чуткости, доброты, становлении эмоций дошкольников. «Что такое экологическое воспитание?» - где родители познакомились с содержанием экологического воспитания, формами работы. «Природа и дети» - что дает ребенку общение с природой, как ребенок познает окружающий мир. «Пусть дети научатся любить родную природу» где рассказывается о том, как научить ребенка заботливо и бережно относиться к природе. «Введите детей в природу» - где родители познакомились со способами привлечения внимания к явлениям природы, какие средства необходимо использовать для этого. «Воспитание нравственных чувств через природу» - где рассказывалось о формировании морального облика, становлении личности ребёнка.
Одним из этапов работы было оформление фотостенда «Природа и мы» - где ребята показали, как относятся к природе, как трудятся в природе. Даже для закрепления полученных знаний родителями был проведен семинар- практикум «По страницам Красной Книги»- где родители познакомились с основанием, с её создателями, родители вникли в вопросы охраны редких растений, высказали своё мнение о том, как данный материал эффективно использовать в работе с детьми. В завершении с родителями был проведен КВН «Знаете ли вы природу родного края» - где родители отвечали на вопросы о природе Сахалина, придумывали названия команд и девиз, вспоминали стихи и поговорки, загадки о природе. В конце команда победителей была награждена призами. Хочется отметить, что во время реализации мероприятий с родителями, царила атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, установились партнерские взаимоотношения, родители проявили заинтересованность. Повысился психолого-педагогический уровень знаний родителей.
2.3. Итоги заключительного этапа исследования
После проведенной системы мероприятий, было решено провести повторное анкетирование родителей по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе. После обработки анкет были получены следующие результаты:
№ вопроса Да Нет Затрудняюсь
1 100% - -
2 80% 20% -
3 100% - -
4 10% 90% -
5 100% - -
6 100% - -
После сравнения результатов на констатирующем и заключительном этапах видно, видно насколько изменилось отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников. Родители стали полноценными участниками воспитания и развития своих детей.
Далее было проведено повторное наблюдение за детьми в процессе их общения с природой.
Программа наблюдения за детьми на прогулке
Объект: прогулка на участке детского сада.
Цель наблюдения: наличие у детей бережного отношения к природе родного края, знание детьми растительного мира Сахалина.
Время: 15 мая 2010 года.
Продолжительность: 1 час.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
знают правила поведения в природе;
выполняют эти правила;
умеют ухаживать за растениями;
знают названия деревьев;
знают названия кустарников;
знают названия цветов.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что дети:
знают правила поведения в природе – 90%
выполняют эти правила – -80%
умеют ухаживать за растениями – 80%
знают названия деревьев – 100%
знают названия кустарников – 80%
знают названия цветов –100%
Программа наблюдения за дидактическими играми
экологического характера
Объект: « Ботаническое лото», «Вершки и корешки», «Лото».
Цель наблюдения: наличие представлений о строении растений, особенностей ухода за ними.
Время: 20 мая 2010 года.
Продолжительность: 30 минут.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
знают строение растений;
знают условия роста;
знают растительный мир Сахалина;
знают правила ухода за ними.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что дети:
знают строение растений – 90%
знают условия роста – 85%
знают растительный мир Сахалина – 90%
знают правила ухода за ними – 80%
Для получения более достоверного результата, решено было провести повторную диагностику знаний, умений детей по экологии по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе. После обработки результатов получен следующий итог: высокий уровень – 65%; средний уровень – 35%; низкий уровень – 0%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.
Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологической воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность. Сравнив результаты на констатирующем и на заключительном этапе видно, что высокий уровень экологического воспитания детей на заключительном этапе повысился на 60%, низкий уровень знаний отсутствует /приложение 3/. Следовательно, гипотеза подтвердилась полностью.