Формирование орфографической зоркости у детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка
КолпаковаТ.А.,
учитель русского языка,
«Черногорская школа-интернат».
Формирование орфографической зоркости у детей
с нарушением интеллекта на уроках русского языка
Письмо занимает значительное место во всей учебной работе школьников. Овладение практическими языковыми умениями, среди которых орфографические навыки играют значительную роль, необходимо для развития и совершенствования коммуникативных возможностей детей. А овладение основами грамматики и правописания может способствовать коррекции познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Мои исследования показали, что причины трудностей, испытываемых учащимися с нарушением интеллекта в усвоении грамматических правил, связаны как с особенностями речи и мышления этих детей, так и с системой сообщения им грамматических знаний. Дети с нарушением интеллекта допускают значительно больше ошибок в диктантах, чем в упражнениях, где требуется вставлять в слова пропущенные буквы. Проблема грамотного письма всегда меня волновала.
Опираясь на собственный практический опыт, мною была разработана система работы по развитию орфографической зоркости. Предлагаемая система работы позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Система работы по развитию орфографической зоркости разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него.
На первом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагается 3-4 варианта заданий следующего типа:
списать слова, поставить ударение.
Нуты, Нъна, Нбта, нътки, сусны, пбрта.
Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. В наборе каждое последующее слово на один знак больше предыдущего.
шар рыба груша, спички крыльцо чудесный
шум волк крыло бумага пустыня зубастый
Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция: трава, доска.
Тип заданий на втором этапе.
Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
Запись в тетради.
В пуле
·, кра
·съвы
·е
·, и
·грбе
·т, за
·не
·слу, кужа
·ны
·й, тра
·вя
·нуй, сне
·го
·пбд.
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов - запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.
Задание.
Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар.
На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.
Запись в тетради.
Мрсъл, н спнй, зъмн су'мрк, вквы' дрйвь , здрмбл , издлкб, в пбрт, сйннй днёк, грбт с дру'гм.
Н пля
·н однук стя
·л млудньк струйн ёлчк.
На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (Безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] - буквами е, я, и.)
На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
Система заданий на четвертом этапе.
Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи, земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет.
На пятом этапе дети должны воспринимать орфограммы на слух.
Но это доступно и предлагается только детям 1 группы (на основе общедоступных и наиболее часто употребляемых слов).
Шестой этап - выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается при знакомстве с корнем как значащей частью слова.
Задание.
В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв а, и, о, е. Предлагается набор однокоренных слов, из которых учащимся рекомендуется выбрать однокоренное проверочное слово.
Запись в тетради.
Грачи, грач.
Зима, зимушка, зимний, перезимовать.
Кормил, корм, прикормить, кормушка.
Лесной, лес, перелесок, лесовик.
Учитывая правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.
Создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов.
Итоговая контрольная работа показала, что предлагаемая система конкретных операций дает хорошие результаты уже к концу обучения.
Текст контрольного задания.
В зрительно предъявленном тексте поставить ударение, подобрать проверочные слова.
Ку'мушка л сб. У лисы' зу'бки стры', у'ки на маку'ке. У ку'муки лсы' шу'ба тёплая.
Худит онб тихунько. Свуй пушстый хвуст лса нуст бйрежно. Лъсонька смутрит лбскв, зу'бы бйлы пкбзывает. Лисъца рует нуры глубукие. Мнуго в нъх вхудов и вы'х.дов.
(По К. Уш и н с ком у.)
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы. Данная система работы находит конкретное воплощение на уроках русского языка с детьми с нарушением интеллекта. Для успешного развития орфографической зоркости у детей с нарушением интеллекта необходимо:
Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий её развития позволило мне сформировать уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся с нарушением интеллекта. Это оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок в 2,8 раз. Таким образом, к концу учебного года работы в 5 классе отмечается повышение орфографической зоркости учащихся.
Литература:
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М., Владос, 2002.
Богоявленский Д.Н. Психологические основы русской орфографии. - М., Педагогика , 1966.
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школе. – М.,Педагогика , 1977
13PAGE 15
13PAGE 14415
15