Технологическая карта изучения темы «Настоящее время глаголов» 4 класс
Технологическая карта
изучения темы
«Настоящее время глаголов»
4 класс
Тема
«Настоящее время глаголов»
УМК
Начальная школа XXI век
Цель темы
познакомить с категорией времени глагола;
Задачи
дать понятия «настоящее», «прошедшее», «будущее» время глагола;
развивать умение различать глаголы в форме настоящего времени;
развивать орфографическую зоркость, речь, умение сравнивать и делать выводы, обогащать словарный запас;
воспитывать чуткое отношение к языку, умение работать в парах.
Тип урока:
введение нового материала
Планируемый результат
Предметные: иметь представление об изменении глагола по временам; уметь правильно писать личные окончания глаголов; уметь определять времена глаголов
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению
познавательные: ознакомление с изменением глагола по временам
личностные: развитие навыка сотрудничества
Основные понятия
Глагол, настоящее время, прошедшее время, будущее время
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
С.В. Иванов «Русский язык» учебник для 4 класса 2011 год, С.В. Иванов «Комментарии к урокам Русский язык 4 класс», 2010 год.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
УУД
I этап. Организационный момент.
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Проверяют готовность к уроку
Включаются в ритм учебного занятия
Отгадывают загадку
Убирают из ряда глухие согласные звуки.
определяют часть речи, знакомство с которой будут продолжать на уроке
Настраивает детей на работу.
Направляет детей на дружелюбное отношение
Читая загадку, вводит форму урока
Организует актуализацию знаний в области фонетики: звуков глухих и звонких
Направляет на повторение части речи- глагол
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.- Сегодня такой чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением? Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас.
Я прочитаю загадку. О чем идет речь?
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».
Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы, илююстрации) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.
Определим название газеты, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П
Х
Г
Л
С
Ш
А
Г
К
О
Л
Ребята, кто скажет: какую же часть речи мы будем сегодня изучать? (Глагол)
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам глагол
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Саморегуляция (Регулятивные УУД)
Целеполагание (Регулятивные УУД)
Минутка чистописания
Цель формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма
Из стихотворения выписывают глаголы
Проверяют правильность выполнения задания
Организует минутку чистописания.
Следит за правильной посадки детей: здоровьесберегающий подход
Ребята, начинает работу. Теперь проинформируем «читателей», какие же глаголы есть в данном отрывке. Из данного стихотворения выпишем все глаголы. Сначала открыли тетради. Написали число, Классная работа.
Сидим ровно, следим за своей осанкой.
Кто прочитает, какие же слова относятся к части речи глагол?
Уметь правильно оценивать результат (самооценка + внешний контроль)
Регулятивные УУД
Актуализация знаний.
Цель:
Подготовка к изучению новой темы
Работа с парах, вспоминают понятия знакомые ранее
Организовывает работу в парах с карточками.
Приступает к работе Отдел информации. Дайте сведения о глаголе, которыми вы уже знакомы. Для этого поработаем карточками в парах. Я вам раздам карточки.
а) что означают глаголы? (действие или состояние предмета)
б) не с глаголами пишется (отдельно)
в) глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы (ть, ти, чь)
г) какое лицо глагола указывает но т о, что действие совершается говорящим? (1-е л.)
д) спряжение – это. (изменение глаголов по лицам и числам).
Ребята, в теперь возьмите красные ручки и проверим правильно ли выполнили задание? Слайды Вы справились с заданием. Отдел информации (1) подготовил материал для выпуска газеты.
Управление поведением партнера (коммуникативные УУД)
Постановка проблемы, формулирование цели урока
Цель: осмысление своей деятельности на уроке и умение озвучивать ее
определяют тему урока, формулируют цели урока
Организует уточнение типа урока и цели.
Ребята, посмотрите на экран и сравните предложения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Что вы можете сказать о том, как протекают действия и состояния, которые называют глаголы? (Действия и состояния, которые называют глаголы, могут протекать во времени. Если затрудняются ответить, когда происходит действие? (в прошлом в настоящем, в будущем)
- Как вы думаете, с какой новой темой мы сегодня с Вами познакомимся?- Мы поговорим о такой категории глагола как время.
Целеполагание (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Введение нового материала.
Цель познакомить с категорией времени глагола; дать понятия «настоящее», «прошедшее», «будущее» время глагола
Расписывают глаголы из данных предложений в три строчки, распределяя их к словам «настоящее», «прошедшее», «будущее»
Делают выводы сколько же форм времени у глагола и какие?
Сравнивают свой вывод, читая правило из учебника
Из правила выделяют самое основное и вместе с учителем составляют схему временных форм глаголов
Отвечают на поставленные вопросы, используя сведении с правило, данного в учебнике.
Физминутка
Дети повторяют движения
Организация письменного выполнения задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Помогает ученику сделать правильные выводы и решения.
Дает учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения,
Построение логической цепи рассуждения. Анализ с целью выделения признаков
Учитель проводит небольшую физпаузу
Начинает работу Отдел новостей. Давайте попробуем обсудить, какую же новость мы напечатаем в нашей газете?
Выпишите из предложений (Слайд 2) в тетрадь рядом со словом настоящее глаголы, называющие действие (состояние), которые происходят сейчас;
рядом со словом прошедшее – глаголы, обозначающие действие (состояние), которые уже были;
рядом со словом будущее – глаголы, обозначающие действие (состояние), которые произойдут в будущем.
Какой вывод можно сделать? Сколько временных форм у глагола, как вы думаете? (три) Какие же это времена? (Настоящее, будущее, прошедшее)
Сравните ваши выводы с формулировкой языкового закона (правила) на стр. 115 учебника. Прочитайте правило про себя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что является ключевой точкой для определения времени глагола? (момент речи)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Опираясь на эту схему, скажите, в форме какого времени глагол указывает на то, что действие совершается в момент речи. /В форме настоящего времени./На слайде появляется слово «настоящее».
На что указывает глагол в форме прошедшего времени? /Глагол в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи./ На слайде появляется слово «прошедшее».
А на что указывает глагол в форме будущего времени. /Глагол в форме будущего времени указывает, что действие будет совершаться после момента речи./На слайде появляется слово «будущее».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ребята, какое же решение примет наш отдел новостей? Какую новость мы должны распечатать? (Глаголы изменяются по ВРЕМЕНАМ. Имеют форму времени: настоящего, прошедшего и будущего)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед,Влево, вправо, поворот.Три наклона, прямо встать.Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили,Всем улыбки подарили.
Мотивация к учебной деятельности Личностные УУД
Уметь правильно формулировать изучаемые понятия
Оперировать своими знаниями
Познавательные УУД
Умение использовать знаково-символическую информацию, а именно схему
Познавательное УУД
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Закрепление полученных знания.
Цель:
1)совершенствовать знания о временных формах глаголов
- развивать у учащихся правильно применять настоящее время:
- развивать умения определять времена глаголов:
Выполнение упражнения по учебнику. Вписывание глаголов в настоящем времени и умение аргументировать свой выбор.
Оценивание правильность выполнения упражнения
Формировать собственное мнение и позицию
Изменение глагола «гнать» в единственном числе по лицам в настоящем, будущем и прошедшем временах.
Обнаружение изменений происходящих с объектом, соотнесение результатов с целью наблюдения, анализ результатов сравнение и умение делать выводы.
Сравнивают свой вывод, читая правило из учебника
Решение творческой задачи. Нахождение из данного списка глаголов настоящего времени. Обосновать свои выбор и ответ.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают алгоритм определения настоящего времени.
Организация работы с учебником.
Построение логической цепи рассуждения. Анализ с целью выделения признаков
Организация оценки выполнения задания учащихся
Организация изменения глагола по лицам в единственном числе .
Построение логической цепи рассуждения.
Работа над формированием умения выражать свои мысли, отвечая на поставленные вопросы.
Организация работы с учебником
Организует выявление места затруднения.
Организует правильного оформления алгоритма определения времени глагола
Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
К какому же отделу мы подошли ? (Отдел рекламы).
Работа этого отдела не простая. У вас в учебниках на странице 134 есть картина. Ее мы должны прорекламировать, при помощи глаголов, для этого нужно выполнить упражнение 1.
Прочитай . Задание. Ребята, а кто же объяснить, что нужно сделать? (Прочитать, выписать глаголы настоящего времени)
В первой строке есть глагол? (Плывет) А в каком времени употреблен данный глагол? (в настоящем). Почему вы так думаете? (действие происходить в момент речи сейчас).
Ребята, сейчас самостоятельно выпишите из данного стихотворения глаголы настоящего времени.
Проверим правильно ли Вы выписали глаголы?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Молодцы! Отдел рекламы справился с заданием.
В Отдел писем поступило письмо с просьбой проспрягать глагол «гнать» в единственном числе. Ребята, измените данный глагол в настоящем времени.
Проспрягайте глагол гонит в единственном числе настоящего времени, запишите в таблицу, выделите окончания./Я гоню, ты гонишь, он гонит./
Проспрягайте этот же глагол в форме будущего времени, запишите в таблицу, выделите окончания./Я буду гнать, ты будешь гнать, он будет гнать./
Попробуйте сделать аналогичную работу с глаголом гнать в форме прошедшего времени./Я гнал, ты гнал, он гнал./
- Что вы заметили?/В форме прошедшего времени изменение по лицам не происходит. Только для будущего и настоящего времени характерно изменение по лицам/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Помогли мы читателю решить данное задание.
На то, что личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени, обращают ваше внимание авторы учебника в рубрике «Это важно знать» на стр. 116. Прочитайте об этом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В отделе иллюстраций нужно выбрать персонажей для нашей газеты. Посмотрите, какие же персонажи готовы к уроку. Но они пришли не просто так, а у них есть задания. У каждого из них есть глаголы с собой. Наша задача выписать глаголы в форме настоящего времени. Только тогда мы сможем напечатать их в нашей газете.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Хожу бегать рисую смотрят
Бежишь рисовать побегу стоять
Смотреть спрашиваю изучил спрашиваешь
Ходил стоим изучать спрашивать
Хожу – 1 е лицо, окончание –у, «сейчас» следовательно в настоящем времени – записываем в тетрадь.
Бежишь - 2-е лицо, окончание -ешь, наст время- записываем
Смотреть – глагол в начальной форме, суффикс –ть, не записываем
Побегу – 1-е лицо, окончание –у, действие после «момента речи», в будущем времени, следовательно не пишем.
Молодцы. Мы справились с заданием. Отдел иллюстрации тоже готов к выпуску газеты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Целеполагание: что надо делать для решения мне (Регулятивные УУД)
Речевая деятельность (Коммуникативные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Формирование мышления, логики (Познавательные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель:
подвести итог проделанной работе на уроке.
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Какие новые «тайны языка» вы сегодня смогли открыть на уроке?
- С какими затруднениями вы столкнулись?
- Оцените свою работу на уроке: выберите карточку, которая показывает, довольны ли вы собой. (Работа с карточками настроения.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Как вы оцениваете работу класса на уроке?
- как вы считаете наша газета удалась?
- Чью работу на уроке вы бы отметили?
Д з : Упражнение 4 стр. 117. Из текста упражнения вам нужно будет выписать все глаголы в форме настоящего времени, определить вид и лицо глаголов, выделить окончания.
Всем спасибо за урок!