Доклад на тему Исследование физической работоспособности у детей 9 — 10 лет, с разной двигательной активностью
Исследование работоспособности у мальчиков 9-10 лет, имеющих разную двигательную активность.
Исследование физической работоспособности –необходимые условия для объективной диагностики тренированности спортсменов. Оценка работоспособности с помощью применяемых сейчас проб, ведется главным образом на основании качественного анализа показателей, зарегистрированный после физической нагрузки- в восстановительный период. Сама же нагрузка ( ее объем и интенсивность) дозируется условно- в виде проигрываний, приседаний, бега на месте. Поэтому перспективным являются попытки определить физическую работоспособность на основании количественной информации, получаемой непосредственно при выполнении мышечной работы. Физическая работоспособность является интегративным выражением возможностей человека, входит в понятие его здоровья и характеризуется рядом объективных факторов. К ним относятся:: телосложения и антропометрические показатели: мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем, сила и выносливость мышц, нейромышечная координация, состояние опорно-двигательного аппарата, нейроэндокринная регуляция как процессов энергообразования имевшихся в организме энергоресурсов, психическое состояние.
В настоящее время тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков, а так же принципы оценки регистрируемых при этом параметров практически ничем не отличаются от «взрослого варианта» подобных процедур, за исключением некоторого уменьшения продолжительности или интенсивности предлагаемых нагрузочных проб. В то же время совершенно очевидно, что для детского и подросткового возраста характерны не только определенные среднестатистические значения многих показателей, но и их особые, как в состоянии покоя так и при выполнении физических упражнений внутри- и межсистемные взаимосвязи. Учитывая это, мы предприняли специальное исследование, направленное на изучение диагностических возможностей у детей и подростков показателя PWC 170 как широко использующегося в практике тестирования физической работоспособности. Обследовании 95 детей и подростков : 28 человек 7-9 лет, 19 10-12 лет, 48 -13-15 лет, в их числе 26 не тренирующихся и 22 учащихся ДЮСШ, имеющих 2 летних спортивный стаж. Результаты проведенных исследований показали, что у детей 7-12 лет, в отличии от подростков 13-15 лет при проведении пробы PWC 170 отсутствует связь между приростом ЧСС на единицу мощности 1-й и 2-й нагрузок. Установлено, что у 10-12 летних, в отличии от 7-8 летних, подростков 13-15 лет и взрослых спортсменов отсутствует значимая продолжительная связь ЧСС на высоте нагрузок и ЧСС на 3-х последовательных минутах, восстановления. Таким образом, проведенные исследования показали, что при тестировании общей физической работоспособности у детей и подростков следует учитывать возрастные особенности организма, которые определяют характер рабочей и срочной послерабочей динамики, внутри-и межсистемной взаимосвязей, принципы подчинения « закону» исходного уровня и другие аспекты измеряемых для этих целей медико-биологических параметров. Целью нашей работы явилось изучение физической работоспособности у детей 9-10 лет, имеющих разную двигательную активность. Были обследованы мальчики 9-10 лет занимающихся в секции легкой атлетики и сверстники, посещаемых только уроки физической культуры.
В работе применялись методы исследования :1. Анализ и обобщения литературных данных. 2. Определение физической работоспособности. 3. Статическая обработка и анализ собранного материала.
Испытуемым предлагалось вхождение на ступеньку с частотой в минуту в течении 3-х минут. Число вхождений рассчитывалось индивидуально. В конце каждой минуты вхождения определялась ЧСС. После выполнения 1-й нагрузки испытуемому предлагался отдых в течении 3-х минут. Расчет числа вхождений рассчитывался в зависимости от ответной реакции организма по ЧСС на 1-ю нагрузку. После отдыха испытуемому дается 2-я промежуточная нагрузка. Это было сделано для того, что пульс у детей не поднялся выше 170 уд./мин.
Установлено, что уровень двигательной активности существенно влияет на прирост физической работоспособности школьников, двигательная активность которых 6-9 тыс. шагов в сутки, не имеет прироста физической работоспособности. Прирост физической работоспособности обнаружен у школьников, имеющих двигательную активность в пределах 15-19 тыс. шагов.
Таким образом, проведенные исследования позволили выявить, что уровень физической работоспособности находится в определенной зависимости от двигательной активности учеников.