РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ













РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ




СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc437433152" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc437433152 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc437433153" 14ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ–ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ15
13 LINK \l "_Toc437433154" 141.1 Особенности двигательной деятельности лыжников-гонщиков 13 PAGEREF _Toc437433154 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc437433155" 141.2 Возрастные особенности развития детей 12-13 лет 13 PAGEREF _Toc437433155 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc437433156" 141.3 Анализ методических подходов к развитию выносливости лыжников-гонщиков на этапах многолетней подготовки 13 PAGEREF _Toc437433156 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc437433157" 14Выводы по первой главе 13 PAGEREF _Toc437433157 \h 14331515
13 LINK \l "_Toc437433158" 14ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ15
13 LINK \l "_Toc437433159" 142.1 Организация и методы исследования 13 PAGEREF _Toc437433159 \h 14351515
13 LINK \l "_Toc437433160" 142.2 Описание экспериментальной методики 13 PAGEREF _Toc437433160 \h 14381515
13 LINK \l "_Toc437433161" 142.3 Результаты исследования и их обсуждения 13 PAGEREF _Toc437433161 \h 14401515
13 LINK \l "_Toc437433162" 14Выводы по второй главе 13 PAGEREF _Toc437433162 \h 14421515
13 LINK \l "_Toc437433163" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc437433163 \h 14431515
13 LINK \l "_Toc437433164" 14ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 13 PAGEREF _Toc437433164 \h 14451515
13 LINK \l "_Toc437433165" 14СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13 PAGEREF _Toc437433165 \h 14461515
13 LINK \l "_Toc437433166" 14ПРИЛОЖЕНИЯ15
13 LINK \l "_Toc437433167" 14Приложение А 13 PAGEREF _Toc437433167 \h 14501515
13 LINK \l "_Toc437433168" 14Приложение Б 13 PAGEREF _Toc437433168 \h 14511515
13 LINK \l "_Toc437433169" 14Приложение В 13 PAGEREF _Toc437433169 \h 14521515
15
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Многочисленные споры о целесообразности применения той или иной методики подготовки начинающих спортсменов не дают четкого ответа о правильности и однозначности их применения. Часто эффективные методики, которые были применены с успехом, приводят к стагнации спортивных результатов. Вместе с тем, на первый план в системе подготовки спортивного резерва выходит построение тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей начинающих лыжников уже на этапе начальной спортивной специализации. Это связано с постоянно растущими результатами.
Проблема развития и совершенствования выносливости у спортсменов является актуальной и привлекает постоянное внимание тренеров и других специалистов, работающих со спортсменом. Гонки на лыжах, как известно, являются типичным видом спорта на выносливость. В физиологическом плане они относятся к работе умеренной интенсивности. Однако во время преодоления подъемов и финишных участков мощность работы, определяемая временем и величиной затраты энергии, значительно повышается и приближается к субмаксимальной. При этом количество поглощаемого кислорода не покрывает полностью потребностей организма.
Специфика гонок на лыжах предъявляет высокие требования также и к двигательному аппарату спортсменов. Для быстрого преодоления лыжных дистанций в условиях пересеченной местности спортсмен должен обладать достаточной мышечной выносливостью.
Поэтому, одним из важнейших факторов успешной подготовки молодых спортсменов, является творческий поиск и рациональные приемы применения тренировочных методов и средств развития выносливости в рамках годичного цикла тренировок.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Предмет исследования: методика развития общей выносливости в подготовительном периоде у лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Цель исследования – повышение уровня развития общей выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Задачи исследования:
Изучить особенности двигательной деятельности лыжников-гонщиков.
Изучить возрастные особенности развития детей 12-13 лет.
Проанализировать методические подходы к развитию выносливости лыжников-гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.
Разработать экспериментальную методику развития выносливости лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Дать практические рекомендации по методике развития общей выносливости лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Гипотеза исследования предполагает, применение повторного метода тренировки с использованием различного рельефа местности позволит повысить уровень общей выносливости лыжников-гонщиков 12-13 лет.


ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ–ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ

1.1 Особенности двигательной деятельности лыжников-гонщиков

Передвижение на лыжах является динамической, циклической работой. Лыжные гонки требуют развития общей и скоростной выносливости. В известной степени для лыжников необходимо и развитие силы. Эффективность работы мышц нижних и верхних конечностей обусловлена развитием их силовых качеств.
Движение лыжника на дистанции разнообразны и сложны по координации. Он должен не только владеть двигательными навыками, обеспечивающими передвижение различными способами по равнине и позволяющими преодолевать подъёмы и спуски, но и уметь использовать эти двигательные качества в сложных условиях, иногда при мгновенном изменении рельефа и направления трассы.
Лыжный спорт, предъявляет определённые требования к организму занимающихся. Это особенно необходимо учитывать при работе с детьми.
Лыжный спорт – это циклический вид спорта, где «все фазы движений, существующих в одном цикле, присутствуют и в остальных, причём в той же последовательности. Циклы друг от друга неотделимы. Общей для всех циклических движений является зависимость предельной продолжительности работы от её мощности» [3].
Работа лыжника-гонщика – большой интенсивности, но в связи с профилем дистанции эту работу следует отнести к переменной интенсивности. Лыжные гонки требуют от занимающихся хорошей координация движений, поскольку представляют собой локомоцию типа ходьбы с резко удлинённой опорой, с использованием работы рук. Лыжный спорт развивает общую и скоростную выносливость, но при подготовке к соревнованиям используется силовая тренировка (лыжероллеры, бег в гору с лыжными палками и отягощающими поясами и т.п.). У лыжника-гонщика во время тренировки (соревнования) задействована большая группа мышц, отсюда и большие энергетические затраты. «Дыхание при попеременном двухшажном ходе ритмичное – 1:1, 1:2, а при одновременных ходах выдох производится во время толчка палками и наклоне туловища. Правильное сочетание дыхания и движений всегда повышает эффективность работы. У лыжников-гонщиков хорошо развита дыхательная мускулатура. Поэтому у них большая амплитуда дыхательных движений и высокие показатели жизненной ёмкости лёгких (у мужчин от 5,5 до 7,5 л, у женщин – 3,5; 4,5л). Кислородный запрос у лыжников-гонщиков больше, чем в других видах спорта (таких как плавание, велошоссе и др.) при работе такой же интенсивности. Это объясняется вовлечением в работу большой группы мышц. Частота сердечных сокращений в покое колеблется от 32 до 48 ударов в минуту у мужчин, и от 45 до 50 у женщин. Во время гонки частота сердечных сокращений может достигать 160-190 ударов в минуту и более, а на финише – частота пульса достигает 200 и более уд/мин. Артериальное давление у лыжников характеризуется низкими показателями, т.е. имеет место гипотония» [3].
Таким образом, мы видим, что лыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечнососудистой систем. Поэтому «возрастной нормой для начала занятий лыжным спортом считается 9-12 лет» [3].
Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных спортсменов возможно лишь при условии учёта анатомо-физиологических особенностей растущего организма.
Одним из существенных факторов, определяющих уровень спортивной работоспособности лыжника гонщика, является выносливость. Выносливость – основное качество лыжников - гонщиков. Все остальные качества следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основным. Выносливость – это качество необходимое всем спортсменам не только в соревнованиях, но и еще для выполнения большого объема тренировочной работы, при этом не уставать от продолжительной разминки, – также при ожидании между стартами быстрее восстанавливаться. Высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена[6; 13; 15; 21].
В целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё [14; 20].
Различают выносливость общую и специальную. Первая является частью общей физической подготовленности, вторая – частью специальной подготовленности.
Общая выносливость проявляется в упражнениях циклического и ациклического характера.
Общая выносливость – способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной системам. Общая выносливость позволяет подготовленному спортсмену справиться с работой большой и умеренной мощности [22; 26; 27].
Общая выносливость спортсмена служит основой для развития специальной выносливости. Взаимообусловленность общей и специальной выносливости диктует необходимость развития этих качеств на протяжении всего процесса круглогодичной тренировки, непрерывно повышая то одну, то другую выносливость. Эти две задачи решаются на протяжении года не в равной мере. Вначале приобретается преимущественно общая выносливость, а затем, на этой основе, специальная выносливость. Это должно быть особенно выражено у новичков и меньше у давно тренирующихся спортсменов [23; 28; 29].
Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:
– скоростная выносливость;
– силовая выносливость;
– скоростно-силовая выносливость.
Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости, и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности.
Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.
Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу.
Специальная выносливость лыжника-гонщика характеризуется способностью выполнять работу, связанную с переключением с одного характера мышечной деятельности на другой, с определённой интенсивностью в зависимости от длины дистанции [1;3;4].
Организм человека стремится приспосабливаться к специальным нагрузкам, предъявляемым к нему, потому в развитии специальной выносливости следует учитывать характер рельефа дистанции, на которой предстоят наиболее ответственные соревнования.
Для успешного развития специальной выносливости необходима высокая тренированность нервной системы и быстрая реакция различных систем, способность противостоять воздействию факторов внешней среды [24; 25; 30].
Кратковременные передышки на спусках вызывают необходимость быстрой мобилизации всех систем организма для продолжения дальнейшего интенсивного передвижения по дистанции.
Необходимо учитывать и скорость, с которой спортсмен должен передвигаться по дистанции. Если спортсмен тренируется в медленном темпе, то его организм приспосабливается к работе в медленном темпе. Для прохождения дистанции с высокой скоростью необходимо подготовить организм к этой скорости.
Наиболее эффективными средствами, укрепляющими сердечную мышцу и развивающими дыхательную функцию, является длительный бег или ходьба на лыжах с интенсивностью до 70% от максимальной, или интервальная тренировка по принципу непрерывности [8; 9; 17; 19].
Длительный бег и ходьба на лыжах в умеренном темпе должны иметь место и применяться целенаправленно в подготовке лыжников-гонщиков. Этот фон, на который постепенно накладывается работа повышенной интенсивности. Повышение интенсивности упражнений в работе со спортсменами необходимо проводить постепенно [11; 13; 14].
Развитие выносливости и переход её в качественно новую форму протекает неодинаково. На повышение выносливости влияют и условия развития ребёнка и система организованного физического воспитания.
Достижение высоких результатов в лыжном спорте возможно лишь при многолетней, систематической и целенаправленной подготовке, начиная с юных лет. Многолетняя подготовка лыжника представляет собой сложную систему, объединяющую процессы воспитания, обучения и тренировку.
В процессе воспитания осуществляется всестороннее и гармоничное развитие личности спортсмена-лыжника, формирование высоких морально-волевых качеств.
В процессе обучения юные спортсмены овладевают всем арсеналом техники способов передвижения на лыжах, изучают и совершенствуют тактику лыжного спорта, приобретают необходимые теоретические знания и практические навыки в области спорта, гигиены и самоконтроля.
Тренировка лыжника - специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Основная цель в лыжном спорте – это достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и становления спортивного мастерства. Достижению этой цели подчинена вся деятельность спортсмена в процессе тренировки.
«Физические нагрузки, применяемые в тренировочном процессе, должны использоваться педагогом с учетом основных дидактических принципов: постепенности (от простого к сложному), доступности, наглядности, систематичности, сознательности, с учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка. Следует учитывать так же суточную и сезонную биоритмику занимающихся, климатогеографические и социальные факторы» [11].


1.2 Возрастные особенности развития детей 12-13 лет

Для успешной реализации тренировочных планов и достижения поставленного результата следует учитывать психологические особенности начинающих спортсменов. Многие специалисты в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки считают, что психологическая подготовка спортсменов имеет немаловажное значение, а так же психологическая готовность ведения соревновательной борьбы.
Возраст 12-13 лет представляет собой тонкую грань между детством и подростковым возрастом, который связан с интенсивным перестроением организма. Психическое и физиологическое развитие протекают не одинаково, и поэтому границы подросткового возраста достаточно обширны. Выделяют 3 кризиса возрастного развития, одним из которых является кризис подросткового возраста. Ведущие образования данного возрастного периода, по Э. Шпрангеру, возникновение «Я», рефлексии и осознание собственной индивидуальности, что является основой в построении тренировочного процесса с учетом личностных особенностей. Наступает период формирования нового «Я», нового отношения к своей внешности, гипертрофированной значимости любых физических недостатков и изъянов. Сильные эмоциональные переживания могут быть несколько ослаблены чутким и внимательным отношением со стороны взрослых [24].
Психологическая оценка самосознанием ребенка собственного «Я», полностью зависит от начала времени наступления пубертатных процессов и темпов их протекания [29]. Выделяют 3 основных типа развития психики в период полового созревания. Первый тип характеризуется быстрым, взрывным протеканием возрастных изменений. Второму типу свойственно плавное взросление без видимого качественного скачка в изменении психических функций организма. И третий тип занимает промежуточное положение, ребенок сам активно пытается преодолеть возрастной кризис, за счет самоконтроля и волевых усилий. Более раннее половое созревание, также как и опережающее физическое развитие, создает предпосылки для толерантности возрастных изменений психики. Поэтому занятия физической культурой и спортом способствуют большей психологической устойчивости. Д. Б. Эльконин указывал на то, что самоизменение возникает и начинает осознаваться первоначально психологически, а лишь затем подкрепляется физическими изменениями в организме [25].
В данный возрастной период преобразования затрагивают различные сферы психики. Это касается и мотивационной сферы. Формируется новая система последовательности, соподчиненности и значимости мотивов. Л. И. Божович утверждает, что на протяжении этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себеи развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь [23].
Протекает данный возрастной период достаточно бурно. Ярко выражена нестабильность в поведении. Периоды стабильности, целенаправленности деятельности чередуются с периодами резкого перепада настроения, неадекватной реакцией на замечания, меняющиеся ситуации. Причиной этому может служить неполноценное питание, не удовлетворяющее запросам подросткового организма. Недостаточное употребление пищи в совокупности с активным ростом организма, приводит к появлению излишней раздражительности [35].
Высока роль общения для психического становления 12-13-летних детей. Постепенно для подростков становится более важным мнение сверстников, несколько ослабевает влияние родителей, не всегда способных правильно понять своих чад. Детям свойственно нахождение в группе или коллективе. Как правило, привязанность складывается на основе интимно-личностных и общих интересов. Подростки избирательны и критически относятся к выбору компании или иной социальной группы. Но при этом влияние подростковой компании или коллектива единомышленников на ребенка велико.
Психические процессы претерпевают существенные изменения. Это затрагивает воображение, мышления, память, восприятие и др. Процессы мышления развиваются следующим образом: происходит овладение понятий ребенком, осуществляется коррекция полученной информации. Посредством интеллектуальной деятельности возникают в сознании, а затем осуществляются практически новые двигательные стереотипы. Мышление осуществляется на основе рефлексии. Из множества предоставленных вариантов ребенок способен выбрать наиболее рациональный и правильный, при этом логически обосновав свой выбор [29].
Рассматривая процессы воображения, следует отметить, что они нередко принимают форму фантазий. Подросток абстрагируется от действительности, уходит в себя, оставляя укромный уголок для фантазий, как правило, интимного содержания, предназначенных исключительно для своего внутреннего использования. Процесс фантазирования доставляет ребенку удовольствие, представляя собой игру мыслей и представлений себя и окружающих в надуманных, часто не возможных в реальной жизни ситуациях. Вместе с тем процессы фантазерства и воображения на основе интеллектуальных способностей, способны к проявлению у подростка творческих способностей. Ребенок может начать писать стихи, музыку, заняться живописью. Ему свойственно самовыражение. Л. С. Выготский высказывался о неизбежности возрастной реконструкции психических процессов и отводил ведущую роль в становлении личности [34].
Существуют физиологические предпосылки для развития процессов памяти. Являясь одной из основных психических функций организма, активно развивается посредством овладения более объемной и усложненной информации. Запоминание текстовой или иной информации осуществляется по принципу выделения основ текстовых данных.
Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высоким уровнем спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо – физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей.
К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, который особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно, прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений [37].
Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. Максимального частота движений увеличивается с 7 до 13 лет. До 12-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причём способность воспроизводить амплитуду движений максимально увеличивается в 7-10 лет и после 12 лет практически не изменяется, а точность воспроизведения малых угловых смещений увеличивается до 13- 14 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости у 12-14 летних спортсменов. Точность движений в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в разных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет [39]. Наиболее значительные темпы увеличения гибкости в 13-14 летнем возрасте. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направлено воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаются уже в юношеском возрасте. Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет.
Прирост силы происходит у мальчиков в 13-14 лет. Позже развивается выносливость. Существуют возрастные; половые и индивидуальные отличия выносливости. Интенсивный прирост выносливости к динамичной работе наблюдается с 11-12 лет. Каждый возрастной период имеет спои особенности в строении, функциональных отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом [14; 18; 33].
При проведение успешной учебно – тренировочной работы необходимо строго учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности детей. Трудно провести строгие границы между возрастами, поскольку особенности каждого не остаются неизменными, однако в педагогической теории и в спортивной практике ориентировочно намечена периодизация растущего организма.
Выдающиеся русские педагоги большое внимание уделяли учебно – воспитательному процессу, проводимому сообразно с возрастными особенностями растущего организма. П. Ф. Лесгафт был глубоко убежден, что воздействие на молодой организм только тогда будет иметь успех, когда будут происходящие изменения в этом организме.
Примерное разделение на несколько возрастных групп:
11-12 лет – подготовительная группа;
13-14 лет – группа младшего возраста;
15-16 лет – группа среднего возраста;
17-18 лет – группа старшего возраста.
Подростковый возраст обычно начинается с 12-14 лет, с появлением вторичных половых признаков. В этом возрасте дети вступают в период полового созревания. Значительно прирастает мышечная сила. Чувствуя прилив сил, подростки часто переоценивают свою выносливость. В этом возрасте наблюдается неравномерность развития мускулатуры и костей, непропорциональность туловища и конечностей. Движения подростка не координированы, угловаты. Он не ловок. Упражнения в избранных движениях постепенно устраняют этот недостаток. Увеличивается рост и масса тела. Наряду с силой увеличивается выносливость мышц. Сила увеличивается в следствии роста диаметра мышечных волокон. Относительно быстро усваиваются и хорошо выполняются сложные движения. Особенно эффективно это происходит, если подросток проявляет большой интерес к изучаемым упражнениям. Поэтому особое внимание следует уделять развитию ловкости, пластичности, правильности движений. Неловкость и угловатость, если их не изживать, могут сохраняться надолго. Подросток в этом возрасте способен анализировать и сравнивать движения, т.е. сознательно их усваивать и совершенствовать. Костная система становится более прочной, но окостенение еще не заканчивается, именно поэтому надо уделять осанке детей. Начинающийся процесс полового созревания, особенно у девушек, оказывает воздействие на деятельность центральной нервной системы. Наблюдается повышенная возбудимость, нервозность и быстрая утомляемость, резкое смена настроения; то бурное проявление чувств, то апатическое состояние. Среди подростков нередко встречаются и акселераты, у которых раньше начинается период созревания и связанный с ним бурный рост организма. Нередко они показывают более высокие результаты в спорте, особенно по сравнению с теми, у кого половое созревание несколько задерживается. Это нельзя принимать за проявление способностей к избранной спортивной деятельности, и часто тренерами допускаются непоправимые ошибки. Поэтому основным лозунгом занятий физическими упражнениями и спортом должно быть «совершенствование, а не только победа». Умеренная тренировка на выносливость весьма благоприятно к адаптационным изменениям, которые невозможно осуществлять в более зрелом возрасте. Начиная с 14 лет благоприятные возможности предоставляются и для развития силовых способностей. Однако следует считаться с теми, что чрезмерная интенсивная подготовка в данный период требует больших затрат энергии, что может нанести вред развивающимся органам. Тем не менее, период за 1-1,5 года до начала появления вторичных половых признаков, во время протекания этого процесса и после его окончания (обычно до 15 лет) – один из основных этапов формирования организма будущего лыжника, с углубленным освоением техники, с умеренной тренировкой на скорый эффект. Поэтому самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом в СДЮСШОР следует считать возраст 11-12 лет. Юниорский возраст (18-19 лет) к этому времени большинство лыжников готовы к значительным тренировочным нагрузкам. Тем, кто ставит перед собой достаточно высокие цели, обязательны круглогодичные тренировки, причем более специализированного характера. Но нельзя забывать, что растущий организм нуждается в полноценном отдыхе, поэтому чрезмерная тренировка недопустима. Сиюминутные достижения в дальнейшем могут нанести непоправимый вред. Сердечная мышца и размеры сердца в юниорском возрасте подвергаются физиологической адаптации, не возможной в более позднее время. Основная направленность занятий – развитие выносливости, что проявляется о повышении максимального потребления кислорода за этот период 30-40%. Вторая по назначению направленность подготовки – развитие мышечной силы. Она не ограничивается рамками юниорского возраста и приходится на благоприятный для развития мышечной силы период с 14 до 21 года[24].


1.3 Анализ методических подходов к развитию выносливости лыжников-гонщиков на этапах многолетней подготовки

Построение тренировочного процесса лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки, происходит построение тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок [46].
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов данной системы подготовки. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей управления зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования новых тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем; сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы) [40].
Ведущим компонентом планирования является разработка перспективной тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации. Программа строится на основе поставленной цели достижения конечного результата, при этом следует рационально сочетать основные средства достижения конечного результата. Вопрос оптимизации является приоритетным.
Вместе с тем нельзя забывать об индивидуальных особенностях спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Необходимо добиться слаженного взаимодействия всех звеньев динамической системы.
Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики становятся победителями и призёрами крупных соревнований чаще всего в возрасте 25-27 лет. Это говорит о том, что данный возраст является оптимальным для достижения наивысших результатов. Успешно соревнуются и достигают высших результатов спортсмены в возрасте от 22 до 32 лет. Данный возрастной период следует считать зоной высших результатов.
Всю подготовку в лыжных гонках следует планировать с целью подведения спортсменов к наивысшим спортивным результатам именно в этом возрасте. Особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и систем, и организма в целом требуют от лыжников определённого числа лет систематических занятий физической культурой и спортом, чтобы пройти путь от новичка до мастера спорта, а затем – до сильнейшего спортсмена. В лыжных гонках этот период занимает в среднем около 10 лет. Учитывая эти данные, можно определить время регулярных тренировок. Это не означает, что вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте – систематические занятия физической культурой следует начинать значительно раньше.
Раннее достижение успехов в лыжныx гонках очень часто приводит к тому, что лыжник останавливается в спортивном росте, полностью не раскрывая свои возможности или рано заканчивая выступления. Не следует считать, что это связано с длительным занятием лыжным спортом. Причины следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объёма нагрузки, односторонней подготовке, слишком ранней специализации по лыжным гонкам [8; 9; 10].
Тренеры при планировании многолетней подготовки часто завышают допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников. Такое планирование приносит быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками, опережают лыжников, рано достигших высоких результатов. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку в целом [10; 12].
Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующей полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс подготовки гонщика можно разделить на 6 основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:
Первый период – Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет).
Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивости интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяют широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, а в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание на воспитание скоростно-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения. Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно применение «круговых» занятий. Все занятия проводятся в плане общей физической подготовкой [5;12].
Второй период – Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет).
Основными задачами подготовки являются: всестороннее физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание, изучение техники различных видов спорта. Одновременно изучается и совершенствуется техника видов лыжного спорта - лыжных гонок и горнолыжного спорта. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче контрольных нормативов по физической подготовке. В зимнее время особое внимание уделяется обучению и совершенствованию техники спусков на высокой скорости, поворотов в движении и лыжных ходов. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта – лёгкая атлетика (бег, прыжки), плавание, гребля, различные спортивные игры. Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по видам лыжного спорта. На этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивныx результатов. Необходимо правильно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год, чтобы не допускать перегрузки юныx лыжников соревновательной нагрузкой. Большое внимание на 1 и 2 этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-тренировочном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости) [2; 28; 30].
Третий период – Специальная подготовка в лыжных гонках (возраст 16-18 лет).
На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: углублённое изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на лыжах, дальнейшее повышения уровня общей физической подготовки, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств. На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается специальная подготовка по лыжным гонкам, где большее внимание следует уделять развитию выносливости. В ходе специальной подготовки на этом этапе лыжники участвуют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества. Количество стартов за сезон и длина дистанций соревнований должны строго соответствовать возрасту лыжников; не следует допускать превышения норм, установленных правилами соревнований и официальными программами по лыжному спорту.
При планировании нагрузок необходимо внимательно относиться к определению общих объёмов тренировочных заданий. В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объёма тренировочной нагрузки и суммарного объёма передвижения на лыжах с высокой интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом допускаются серьёзные ошибки в планировании нагрузок, что и приводит к прекращению роста результатов в последующие годы. Такое направление порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом, результаты растут, а последствия этого скажутся только на последующих этапах подготовки. Последствия такой работы проходят мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организаций, работающих с лыжниками данного возраста. После окончания школы спортсмены уходят в ВУЗы, на производство, где с ними работают другие тренеры, которые иногда вынуждены отличить ставших бесперспективными ещё молодых лыжников [24].
Четвертый период – Углублённая специализация по лыжным гонкам (возраст 19-21 год).
На этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники способов передвижения на лыжах, повышение уровня физических качеств, укрепление здоровья. Важнейшей задачей в этом возрастном периоде является достижение высокого уровня специальной подголовки. На этом этапе проводятся специализированные занятия с возрастающей тренировочной нагрузкой, как по объёму, так и по интенсивности. Закладываются прочные основы высокого спортивного мастерства в специальной подготовке – в развитии специальной выносливости как основного физического качества, необходимого лыжнику гонщику, большое внимание уделяется и дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей выносливости. При планировании нагрузки необходимо учитывать, что продолжительность данного этапа достаточно велика - целых 3 года. Возможности лыжников в 19 и 21 год далеко не одинаковы. Несмотря на значительное повышение всех видов нагрузок, требуется соблюдение основных принципов многолетней подготовки, прежде всего постепенности и индивидуализации [4; 11].
Пятый период – Спортивное совершенствование (с возраста 22 года).
Основная задача – специализированная подготовка по лыжным гонкам, с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов. Принцип индивидуализации тренировки реализовался на всех других этапах многолетней подготовки, а здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, так как спортсмены выполняют высокие по объёму и интенсивности нагрузки. На этом этапе выделяют зону высших достижений (24-27 лет), когда спортсмены показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам [4].
Шестой период – Прекращение активных занятий спортом (в возрасте 33-36 лет). Начиная с этого возраста, необходимо постепенно отказаться от официальных соревнований крупного масштаба и снижать тренировочные нагрузки. Этот период «выхода» из большого спорта происходит у каждого спортсмена индивидуально. С целью поддержания высокого уровня работоспособности и укрепления здоровья необходимо ещё несколько лет продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях по лыжным гонкам. Затем необходимо перейти к оздоровительным регулярным занятиям на лыжах. Целесообразно продолжать выступления в соревнованиях ветеранов по своей возрастной группе, в соревнованиях посвященных дням здоровья, в стартах «Дни лыжника», а также в различных пробегах и лыжных марафонах, посвященных знаменательным датам. Первые три этапа в многолетней системе подготовки лыжника приходятся на период обучения в школе. При отборе школьников в секции и группы ДЮСШ, при планировании средств, методов и нагрузки должны учитываться возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности юных лыжников. В этом возрасте закладывается фундамент будущих успехов и от правильного построения процессов обучения и всей подготовки во многом зависит уровень спортивного мастерства в зрелом возрасте. Все три этапа тесно взаимосвязаны, а деление занимающихся по календарному возрасту несколько условно, так как по уровню физического развития школьники одной возрастной группы порой значительно отличаются друг от друга. При отборе занимающихся в учебные группы школьной секции и ДЮСШ, при организации и планировании работы необходимо учитывать особенности развития организма, а так же периоды естественного активного развития отдельных физических качеств. На каждом этапе подготовки в соответствии с возрастными особенностями развития организма школьников ставятся и решаются конкретные задачи по развитию физических и воспитанию морально-волевых качеств, по обучению и совершенствованию техники способов передвижения на лыжах и тактики лыжных гонок.
Во время осуществления тренировочной программы организм спортсмена получает определенную дозированную нагрузку. Нагрузка-это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем [12].
Основными компонентами нагрузки являются объем и интенсивность. Длительность выполнения упражнений является основным показателем объема тренировочной нагрузки. Выражается в количестве тренировочных часов, количестве пройденных километров, сумме выполненных упражнений. По величине выделяют 4 вида нагрузок: большие, значительные, умеренные и малые.
Большие нагрузки характеризуются длительностью воздействия на организм занимающегося (80-100%), вызывают сильное утомление. Значительно перестраиваются физиологические функции организма, частично нарушается их функционирование. Требуется значительный период времени на восстановление до исходного уровня состояния функциональных систем.
Значительные нагрузки менее длительны по времени воздействия, и составляют 60-80% работоспособности спортсмена от максимальных значений до наступления утомления. Происходит снижение активности функциональных систем, но не происходит их перестроение. Период восстановления составляет 24-48 часов.
Умеренные нагрузки не вызывают сильного утомления, и выражаются 40-60% от максимальных значений.
Малые нагрузки не вызывают изменений в работе функциональных систем, а лишь направлены на восстановление и поддержание физиологических функций организма на определенном уровне. Утомление после выполнения малых нагрузок составляет 25-35%.
Следует заметить, что процентное соотношение нагрузок на разных этапах тренировочного процесса варьируется и зависит от ряда факторов; уровня технической и физической подготовки, физиологического созревания функциональных систем, психологической зрелости, соответствия спортсмена определенному тренировочному этапу и др.
Также нагрузки классифицируют по степени (величине) воздействия на организм занимающегося. По данной классификации выделяют развивающие, поддерживающие и восстановительные нагрузки. К развивающим относятся большие и значительные нагрузки, к поддерживающим – умеренные, и к восстановительным малые нагрузки.
По направленности воздействия нагрузки классифицируют по их способности развития и совершенствования отдельных двигательных качеств их компонентов.
В. А. Алабин указал на то, что юным спортсменам характерны малые, умеренные и значительные тренировочные нагрузки, исключая большие по величине воздействия [2].
Нагрузку также классифицируют по зонам интенсивности, выделяют 5 зон интенсивности: аэробно-восстановительная, аэробно-развивающая, аэробно-анаэробная, анаэробно-гликолитическая, анаэробно-алактатная. Такую классификацию предлагают (М. Я. Набатникова, В. Н. Платонов) [39]. Однако в лыжных гонках большую актуальность имеет выделение 4-х зон интенсивности, что обусловлено длительностью и характером выполнения тренировочной нагрузки. 12-13 лет [37].
Классификация нагрузок составлена на основе основных процессов энергообеспечения организма на этапе начальной спортивной специализации, ее параметры соответствуют возрастному периоду. У начинающих спортсменов показатели ЧСС будут незначительно выше за счет специфики физиологических процессов. Интенсивность нагрузки определяет ее величину и направленность, взаимосвязана с мощностью выполнения работы.
Также целесообразно классифицировать тренировочные нагрузки в соответствии с задействованными во время выполнения двигательной работы механизмами энергообеспечения. Выделяют аэробный и анаэробный компоненты тренировочной нагрузки. Анаэробная производительность наиболее значима во время выполнения кратковременных упражнений, большой интенсивности. Аэробные механизмы характерны для упражнений с длительным, устойчивым сохранением уровнем потребления кислорода. Мощность протекания аэробных процессов характеризуется величиной максимального потребления кислорода (VO2). Чем выше показатели ЧСС МПК отдельно взятого спортсмена, тем выше его анаэробная работоспособность, экономичнее расходуются энергетические ресурсы, поэтому целесообразно увеличивать показатели ЧСС максимального потребления кислорода (VO2), выполняя тренировочные воздействия максимальной и субмаксимальной мощности. Выполнение тренировочных упражнений в данных режимах предполагает увеличение потребления кислорода, способствует значительно большему развитию аэробных способностей начинающих лыжников, чем при выполнении упражнений большой и умеренной мощности. Также для лыжных гонок характерен смешанный, аэробно-анаэробный режим энергообеспечения[32].
Структурные компоненты тренировочного процесса
Рассматривая тренировочный процесс как развивающуюся динамическую систему нужно помнить о том, что он представляет собой совокупность компонентов, которые выполняют специфические для каждого компонента задачи, и является сложной по организации структурой представляющей единое целое. За последние три десятилетия написано много трудов на предмет организации тренировочного процесса как отечественными, так и зарубежными специалистами в области теории и методики физической культуры и спорта. Выявлены общие основы организации тренировочного процесса, схожие по общей структуре, как на этапах начальной подготовки, так и на этапе спортивного совершенствования. В то время как система подготовки регулируется извне. Тренировочный процесс в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру[22].
Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких. Понятие микроцикла впервые было выделено Л. П. Матвеевым [38].
В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, а так же места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет «малые» волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.
Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Ей свойственно выполнение поставленных целей и задач. Основу составляют «средние» волны, т.е. колебание нагрузок, их повышение и снижение, обусловлено необходимостью достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае начинающего лыжника.
Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Продолжительность от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет. В тоже время в годичной цикле подготовки выделяют 3 периода: а) подготовительный период, б) соревновательный период, в) переходный период. Однако такая очередность периодов, в частности характерная для лыжных тренировок, может иметь другой количественный состав и последовательность в годичном цикле тренировки (до 7 периодов). Макроцикл является «большой» волной, продолжительной по времени, со свойственным ему чередованием нагрузок и интервалов отдыха[11].
В лыжных гонках годовая макроструктура может включать в себя либо один пик повышения нагрузок, либо два. Специалисты придерживаются второго варианта, построения тренировочного процесса с двухпиковым повышением тренировочных нагрузок.
Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов тренировки существуют такие элементы как тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования, период и этап тренировки. Тренировочное занятие, являясь наименьшим по организации элементом в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур.
Следует помнить о том, что организм спортсмена также как и сам тренировочный процесс представляет собой систему, состоящую из элементов. Используя дедуктивный метод, выделения частного на основе общего, можно как разрушить систему, так и добиться более тщательного изучения отдельных звеньев, и повышения эффективности функционирования внутри динамической системы, будь то организм спортсмена, либо сам тренировочный процесс.
На основе дедуктивного метода выделяют такой компонент как тренировочное задание. Тренировочное задание часто ошибочно сопоставляют с тренировочной нагрузкой. Однако это не так. Нагрузка определяет меру воздействия на организм спортсмена, и последующие интервалы отдыха, а задание помимо этого, еще и решает определенные поставленные педагогические задачи.
Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, и обязательный элемент всех структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки, зависит конечный результат.
Согласно Алабину [2], тренировочное задание является частью тренировочного занятия, состоит из одного или нескольких физических упражнений, и при этом подразумевает реализацию педагогических задач.
Тренировочное занятие также состоит из ряда последовательных звеньев, которому свойственны следующие положения:
1. Упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов)
2. Соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность)
Последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей)
Согласно другой концепции организации тренировочного процесса, на этапе начальной спортивной специализации М. Я. Набатникова [39)] выделила следующие структурные компоненты:
А) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации
Б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена
В) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося
Итак: структурная организация тренировочного процесса представляет собой сложную по организации динамическую систему соподчиненных компонентов, цепочку последовательных звеньев. Выделяют микро, мезо, макроциклы, периоды и этапы в системе подготовки. Базовым компонентом в структуре подготовки является тренировочное задание. Посредством организации решаются определенные поставленные педагогические задачи.
Направленность нагрузок у начинающих лыжников на этапе начальной спортивной специализации
Важным моментом в достижении планируемого результата в лыжных гонках является определение общей направленности тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных способностей начинающих лыжников. В последнее время построение тренировочного процесса в годичном цикле подготовки, происходит по давно известной схеме. Использование привычного набора средств тренировки, в постоянной последовательности и в постоянных условиях их реализации. Однако существует иной подход к построению тренировки в годичном цикле подготовки. Лыжные гонки включают в себя прохождение соревновательных дистанций от 3 до 50 километров и более. С 2002 года в программу зимних олимпийских игр включен спринт (дистанция составляет около 1,5 км.). Следовательно, прохождение дистанции во временном эквиваленте колеблется от 3 минут до 3-4 часов. В работе задействуются мышечные волокна различной композиции. Большое разнообразие соревновательных дистанций подразумевает появление лыжников с выраженной специализацией. На основе этого ряд специалистов придерживаются мнения о том, что тренировочный процесс нужно проводить, делая акцент на развитии определенного физического качества, превалирующего над другими.
Следует формировать тренировочную группу на основе выраженности у начинающих лыжников качества общей выносливости, что является основой для развития качества специальной выносливости
На основе превалирования скоростно-силовых качеств у начинающих лыжников формировать другую учебно-тренировочную группу (спринтерская специализация)
Подростков, с относительно равномерным развитием всех физических качеств, следует зачислить в третью учебно-тренировочную группу.
Данная классификация позволяет уже на этапе начальной спортивной специализации активно использовать принцип индивидуализации и подразумевает специализированную подготовку юных лыжников.
Спортсмены первой группы имеют окислительные гликолитические мышечные волокна. Основной объем работы направлен на развитие специальной выносливости на базе общей выносливости. Способствуя повышению аэробных возможностей организма, одновременно увеличиваются адаптационные резервы и экономизация энергетических субстратов. Чем выше показатели ПАНО, тем эффективнее работа аэробных систем энергообеспечения [13].
Лыжники второй группы, с выраженным потенциалом скоростно-силовых показателей, преимущественно выполняют упражнения для повышения относительной силы тех мышечных групп, которые наиболее задействованы в работе. Целесообразно использовать упражнения «взрывного» характера для увеличения в структуре мышц быстрых мышечных волокон (БМВ).
Для спортсменов с равномерным развитием всех физических качеств необходимо применять упражнения, как с силовой направленностью, так и упражнения на развитие выносливости. Лыжники данной группы способны к достижению высоких результатов на различных дистанциях, за счет более гармоничного развития, и наличия в структуре мышечных волокон относительного равенства быстрых и медленных мышечных волокон (ММВ).
Однако это не означает, что нужно полностью перейти к тренировкам с узко выраженной специализацией. В. Н. Платонов не рекомендует однонаправлено развивать физические качества, и считает, что это приводит к «застою» спортивных результатов [12].
На основе всестороннего развития следует развивать определенные более выраженные для конкретно взятого лыжника физические качества и способности.
В. П. Филин считает, что принцип специализации является приоритетным, и противопоставляется общей физической подготовки, которая является основой специализированной подготовки. Однако, по мнению В. К. Бальсевича, параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию занимающихся и соизмеряться с естественным ходом развития его двигательных функций [14].
Специалисты в области теории и методики физического воспитания предлагают придерживаться следующей последовательности в развитии физических качеств: сначала развитие скорости, затем скоростно-силовых и общей, а в последовательности специальной выносливости.
Качество выносливости является определяющим физическим качеством в лыжных гонках и других видах спорта, связанных с аэробной производительностью. Под понятием общей выносливости следует понимать способность организма спортсмена поддерживать длительное время работоспособность на определенном заданном режиме работы. Физическое качество выносливости дифференцированно. Скоростная выносливость – способность спортсмена поддерживать заданную скорость движения за счет частоты, а силовая выносливость определяет максимально возможное время поддерживать постоянную заданную амплитуду движения.
Показатели силы мышц увеличивают путем выполнения упражнений различной направленности. Применяют упражнения статического, статодинамического, и динамического характера. Л. П. Матвеев [38] определяет понятие силы как способность преодолевать внешнее воздействие (сопротивление) либо противодействовать его посредством мышечных напряжений. При планировании и практической реализации силовых упражнений следует применять те из них, которые направлены на развитие мышечных групп, задействованных в передвижении на лыжах.
В годичном цикле подготовки направленность нагрузок лыжников на этапе начальной специализации выглядит следующим образом: ОФП составляет 60%, СФП 40% от показателей общего объема нагрузки в годичном цикле подготовки. Классификация интенсивности нагрузок согласно П. В. Квашуку на этапе начальной спортивной специализации представлена в таблице №2. Исходя из данных классификации, можно строить тренировочный процесс, варьируя соотношение нагрузок различных зон интенсивности в соответствии с поставленными задачами [14].
Контроль тренировочных нагрузок
Важным компонентом тренировочного процесса является контроль тренировочных нагрузок. Достижение планируемого результата невозможно без контроля нагрузок, независимо от принадлежности спортсмена к какой-либо возрастной группе. Данный компонент важен для всех спортсменов и тренеров.
Существуют различные виды контроля: педагогический, контроль за функциональным состоянием занимающихся, контроль техники передвижения, медицинский контроль и др.
Тренировочный процесс, прежде всего, является педагогическим процессом, так как происходит передача знаний и на их основе формирование двигательных умений и навыков. Педагогический контроль включает в себя совокупность педагогических приемов, направленных на реализацию и контроль тренировочной программы. Используются как методы и средства воспитания, так и соответствующие приемы обучения. Важно использовать систему адекватных методов, средств и форм обучения и воспитания, основываясь на личностно-ориентированном подходе педагогического процесса.
Контроль техники передвижения обязателен для формирования у лыжников правильной кинематической структуры двигательных действий. От успеха овладения техникой передвижения зависит спортивный результат. На этапе начальной спортивной специализации следует наряду с индивидуализацией тренировочного процесса акцентировать внимание на особенностях техники передвижения каждого отдельно взятого лыжника.
Контроль функционального состояния начинающих лыжников осуществляется на основе показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС). В разное время известные специалисты-физиологи, специалисты в области теории и методики физического воспитания, тренеры по видам спорта рассматривали и продолжают рассматривать проблему соотношения показателей пульса тренировочных нагрузок различной двигательной направленности, контроля состояния физического состояния, как во время тренировок, так и в периоды отдыха [4, 22, 39, 48]. Показатели ЧСС являются универсальным показателем реакции организма на предлагаемую нагрузку. Поэтому измерение показателей ЧСС являются обязательными. Учитывая, что предлагаемая лыжникам нагрузка классифицируется по зонам интенсивности, контроль ЧСС просто необходим, так как каждой зоне интенсивности соответствуют свои показатели ЧСС, в соответствии с индивидуальными возрастными нормами.
Тренировочная нагрузка начинающему лыжнику предлагается относительно его показателей ЧСС после сна, при этом наблюдается обратная зависимость: чем выше пульсовые показатели, тем менее интенсивным должно быть выполнение тренировочных заданий, и наоборот. Также для контроля интенсивности тренировочной нагрузки рекомендуется использовать мониторы сердечного ритма.


Выводы по первой главе

1. Двигательная деятельность лыжников-гонщиков принципиально отличается от представителей других циклических видов спорта многочисленным разнообразием используемых способов передвижения на лыжах. Помимо этого, лыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
2. Возрастной период 12-14 лет характеризуется достижением развития большинства физических качеств – гибкости, быстроты, ловкости, силы, скоростно-силовых возможностей, а также большими изменениями выносливости, которая достигает максимального развития несколько позже – к 20-25 годам.
3. В процессе тренировки в лыжном спорте при развитии выносливости и повышении уровня функциональной подготовленности широко используются различные методы, но наиболее часто применяются длительный и непрерывный в равномерном темпе бег или передвижение на лыжах с умеренной интенсивностью.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось в г. Советский и п. Коммунистический в период с 2014 по 2015 год на лыжной базе имени Акишева В.В. Советской районной СДЮСШОР, отделение лыжных гонок. В тестировании принимали участие 14 мальчиков 12-13 лет занимающиеся лыжными гонками в группе начальной подготовки 2 года обучения. Из этого числа по результатам исходного тестирования были сформированы 2 группы по 7 человек: контрольная группа (КГ) - мальчики г. Советский, экспериментальная группа (ЭГ) – мальчики п. Коммунистический.
Экспериментальная группа занималась по специально разработанной методике, за основу которой было взяты разработанные микроциклы направленные на развитие общей выносливости.
Контрольная группа занималась по раннее принятой методике включающей в себя для развития общей выносливости использование метода равномерного упражнения [20].
Этапы исследования:
1 этап – начальный (май 2015 г.), разработка методики, подбор контингента, исходное тестирование уровня выносливости, комплектование групп.
2 этап – промежуточное тестирование (июль 2015 года), проведение повторных контрольных испытаний, продолжая работать по предложенной методике.
3 этап – итоговый (август 2015 года), заключительное тестирование и сравнение результатов развития общей выносливости, анализ полученных данных. На заключительном этапе: выполнялась математическая статистика, обработка и анализ полученных в ходе исследования данных. Результаты тестов приведены в таблицах.
Для реализации поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
педагогическое тестирование;
методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить особенности двигательной деятельности в лыжных гонках. Анализ литературы дал нам понять, что объем работы, направленной на развитие выносливости, в значительной мере обусловливается спецификой соревновательной деятельности, где уровень выносливости преимущественно определяет спортивный результат. Развитие выносливости определяется преимущественно аэробными механизмами энергообеспечения, за счет которых выполняются большие объемы работы, характерные для современного спорта. Всего в работе было использовано 40 литературных источников.
Педагогическое тестирование использовалось нами в работе с целью получения данных о функциональной подготовленности начинающих лыжников, их моторной предрасположенности. Тестирование осуществлялось как до эксперимента, с целью формирования тренировочных подгрупп, так и во время его осуществления и реализации экспериментальной тренировочной программы. Таким образом, осуществлялся текущий контроль над состоянием организма занимающихся детей, и происходило соотношение полученных результатов с запланированными показателями в экспериментальной тренировочной программе. Нами были использованы тестовые упражнения на определение развития у начинающих лыжников скоростно-силовых качеств, качества общей и специальной выносливости, гибкости, а также средства тестирования направленные на комплексную реализацию нескольких физических качеств одновременно. Нами были применены следующие основные тестовые упражнения:
1.Бег на 3000 метров.
Бег на 3000 м по пересечённой местности выполнялся на лыжной базе имени Акишева В.В. Советской районной СДЮСШОР. Бег осуществлялся по лыжной трассе, бегуны должны были преодолеть 2 круга по 1500 метров. Запускались все участники сразу с «массового старта». Учитывалось время затраченное на прохождение дистанции.
2. 6-минутный бег.
Упражнение выполнялось на открытом стадионе, по кругу, протяжённость которого 400 метров. В забеге участвовало по 7 человек. Подсчитывались круги, и определялась общая длина дистанции. По истечению шести минут бегуны останавливались и подсчитывались их результаты в метрах.
При этом соблюдались общепринятые требования, предъявляемые к тестированию:
- режим дня, предшествующий тестированию, был стандартный;
- разминка перед тестированием стандартная; тестирование проводили одни и те же люди;
- схема выполнения теста была не изменена;
- интервал отдыха между тестами до полного восстановления сил;
- испытуемый должен стремиться показать максимальный высокий результат.
Педагогическое наблюдение. Это специально организованное исследование, проводимое с целью выявления эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Основная цель – изучение организационных форм учебно-тренировочного процесса, уточнение содержания учебно-тренировочного материала, соотношение различных средств, методов, приемов скоростно-силовой подготовки спортсменов. Это позволяет проанализировать отношение занимающихся спортсменов к применению упражнений для развития физических качеств.
Математико-статистические методы. Непосредственное использование методов математической статистики предусматривают обобщение полученных нами экспериментальных данных. На основе их обработки проводилось сопоставление показателей до и после эксперимента, осуществлялся расчет полученных средних величин, их минимального и максимального значений в вариационном ряду определяемых показателей, осуществлялось сравнение средних величин по критерию Стьюдента. Для доказательства достоверности результатов эксперимента, были использованы методы математической статистики:


2.2 Описание экспериментальной методики

В методике подготовки экспериментальной группы лыжников 12-13 лет использовались различные средства воспитания выносливости. Участники контрольной группы занимались по общепринятой системе и методике тренировки, направленной на общую физическую подготовку.
Для достижения правильных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах организма занимающихся, использовалось постепенное повышение нагрузки тренировочного процесса.
Экспериментальная методика развития выносливости у юных лыжников в подготовительном периоде заключается в воспитании выносливости с преимущественным использованием длительного переменного методов и интервального методов тренировки.
Постепенное увеличение доли специальной работы (специальные упражнения на экспандерах, имитационные упражнения, бег по пересеченной местности, бег на лыжероллерах) в тренировочном процессе юных лыжников, даст возможность подготовить нервно-мышечный аппарат спортсменов к выполнению специальной работы на лыжах, а также без лишнего напряжения подвести организм к зимней подготовке, имея хороший уровень функциональной подготовленности.
В методике воспитания общей выносливости лыжников 12-13 лет мы использовали ряд средств, включающие в себя прыжковую имитацию с использование лыжных палок, гладкий бег и ускорения, имитационные движения лыжника в условиях пересечённой местности, в гору и под гору, комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, выполняемые круговым методом.
В таблице 1 представлен план недельного микроцикла лыжников-гонщиков 12-13 лет в подготовительном периоде
Таблица 1 – Модель микроцикла 1 периода подготовки лыжников

Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.

утро
Быстрота
Общая выносливость
Скор.-силовая выносливость
Игровая
Скоростно-силовая
Круговая трен-ка

вечер
Общая выносливость, гибкость
Техническая подготовка
Общая выносливость, гибкость
отдых
Общая выносливость, гибкость
отдых


В подготовительной части занятия проводился комплекс общеразвивающих упражнений на все группы мышц. В него входили общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание мышц и упражнения на координацию движений, имитационные упражнения на месте. Подготовительная часть составляла – 20% от общего времени тренировочного занятия.
Работа на занятии проходила по заданию: общефизическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), техническая подготовка, тактические приемы. Основная часть занятия занимала – 70% общего времени от тренировочного занятия.
В основную часть тренировочного занятия включались упражнения, способствующие развитию общей выносливости (аэробных возможностей): кроссы, передвижения лыжероллерах, повторный и интервальный бег по пересеченной местности с имитацией лыжных ходов.
Включение общеразвивающих и специальных упражнений в учебно-тренировочный процесс, на подготовительном этапе тренировок, позволяет повысить работоспособность юных лыжников; укрепить мышцы, несущие основную нагрузку при беге на лыжах, повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, тем самым, создать фундамент для последующей тренировочной работы лыжников на снегу.


2.3 Результаты исследования и их обсуждения

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование в обеих группах испытуемых. Тестирование проводилось в течение двух дней, по одному контрольному испытанию в день (понедельник и среда). Перед проведением тестирования проводилась разминка, объяснялась методика и критерии оценки тестов.
Таблица 2 – Результаты предварительного тестирования (сентябрь)
Показатели
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Достоверность различий


X

·
X

·


6-минутный бег
1320
57
1299
41
р > 0,05

Бег 3000 метров
14.31,5
8,77
14.37,0
7,36
р > 0,05


Результаты предварительного тестирования, проводимого в начале исследования, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, существенных различий не имеют, группы по своему составу однородны (таблица 2).
Таблица 3 – Результаты промежуточного тестирования (июль)
Показатели
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Достоверность различий


X

·
X

·


6-минутный бег
1350
38
1300
56
р > 0,05

Бег 3000 метров
13.39,0
21
13.51,2
25
р > 0,05


При сравнении контрольной и экспериментальной группы в промежуточном тестировании результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. В тесте «6-минутный бег» выявилась разница между группами в 50 метров. В тесте «Бег 3000 метров» разница между экспериментальной группой и контрольной составила 37 сек. В пользу экспериментальной группы (таблица 3).
Таблица 4 – Результаты итогового тестирования (август)
Показатели
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Достоверность различий


X

·
X

·


6-минутный бег
1542
105
1332,9
118
p < 0,05

Бег 3000 метров
12.22,5
22
13.14,0
19
p < 0,05


Результаты, полученные в конце подготовительного периода, выявили, что во всех тестах проводимых нами: «6-минутный бег» и «бег 3000 метров различия между экспериментальной и контрольной группами достоверны. В тесте «6-минутный бег» в экспериментальной группе результат выше на 209,8 метров, чем в контрольной группе. В тесте «бег 3000 метров» результаты экспериментальной группы выше на 52 сек, чем в контрольной.

Выводы по второй главе

1. Основной идеей экспериментальной методики подготовки юных велосипедистов является сочетание различных средств развития общей выносливости в тренировочном микроцикле.
2. Объем работы, направленной на развитие выносливости, в значительной мере обусловливается спецификой соревновательной деятельности в лыжных гонках.
3. Результаты контрольных испытаний показали статистически достоверное улучшение показателей в тестах по оценке уровня развития общей выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (p < 0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Двигательная деятельность лыжников-гонщиков принципиально отличается от представителей других циклических видов спорта многочисленным разнообразием используемых способов передвижения на лыжах. Помимо этого, лыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
2. Возрастной период 12-13 лет характеризуется большими преобразованиями как в физиологической, так и в психической сфере. Учёт возрастных анатомо-физиологических особенностей подростков позволяет наиболее рационально планировать процесс тренировки. В организме ребёнка 12 – 13 лет наблюдаются существенные изменения. К этому возрасту усиливается регулирующая роль центральной нервной системы, в связи, с чем происходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваивается координация движений.
3. Особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и систем, и организма в целом требуют от лыжников-гонщиков определённого числа лет систематических занятий спортом. Раннее достижение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжник останавливается в спортивном росте, полностью не раскрывая свои возможности или рано заканчивая выступления. Причины этого следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объёма нагрузки, слишком ранней специализации по лыжным гонкам.
4. Результаты основного констатирующего педагогического эксперимента показывают, что на протяжении всего исследования происходит улучшение результатов тестирования. Вначале эксперимента группы однородны по результаты обоих тестов. Полученные в конце подготовительного периода данные позволяют утверждать, что в тестах «6-минутный бег» и «бег 3000 метров» результаты экспериментальной группы достоверно улучшились, по сравнению с показателями лыжников контрольной группы.
5. По результатам педагогического эксперимента разработаны практические рекомендации по методике развития общей выносливости лыжников-гонщиков 12-13 лет в подготовительном периоде.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития выносливости у юных лыжников-гонщиков, что позволяет успешно проводить физическую подготовку в целом в лыжных гонках и добиваться высоких результатов в будущем.
При планировании объёма тренировочных средств в многолетнем тренировочном процессе, необходимо учитывать оптимальное соотношение средств общей и специальной физической подготовленности.
Для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков целесообразно использовать тренировочные дистанции на местности с различным рельефом.
Выбирая методы развития выносливости юных лыжников-гонщиков 12-13 лет, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки, продолжительность выполнения физической нагрузки, продолжительность отдыха между нагрузками, характер выполнения упражнений, количество повторений упражнений, состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аграновский, М.А. Лыжный спорт / М.А. Аграновский. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 232 с.
Баталов, А.Г. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках / А.Г. Баталов, А.В. Кубеев, В.Н. Манжосов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. – М., 1999. – С. 217-225.
Березин, Г.В. Лыжный спорт / Под ред. И.М. Букатина. – М., Просвещение, 1997. – 272 с.
Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М. Бутин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
Бухтияров, В.Н. Воспитание силовой выносливости у лыжников гонщиков: учебник / В.Н. Бухтияров. – М.: Лыжный спорт, 1982. – 250 с.
Вахрушев, А.Л. Нормативные показатели параметров тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки у юных лыжников–гонщиков / А.Л. Вахрушев. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 64 с.
Верхошанский, Ю.В. Основы физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 175 с.
Видякин, М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.
Гилязов, Р. Г. Особенности развития силы и выносливости лыжников-гонщиков в структуре многолетней подготовки / Р. Г. Гилязов // Лыжный спорт : сб. ст. - М., 1984. - Вып. 2. - С. 18-20.
Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. / М.А. Годик. – М.: «ФиС» 1980. – 48с.
Головина, Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта: учебник / Л.Л. Головина. – М.: «Физкультура и спорт», 1981. – 153 с.
Донской, Д.Д. Техника лыжника-гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х.Гросс. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 136 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте: учебник / Н.В. Зимкин. – М.: Советский спорт, 1979. – 340 с.
Каганов, Л. С. Развиваем выносливость. На лыжах круглый год / Л. С. Каганов, Д. Д. Донской. – М. : Знание, 1990. – 190 с.
Камаев О.И. Теоретические и методические основы многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков / О.И. Камаев – Харьков: ХаГИФК, 1999. – 172с.
Капланский, В.Е. Тренировка юного лыжника-гонщика: Подготовительный период; Соревновательный и переходный периоды / В.Е. Капланский // Физкультура в школе. – 2000. – №6. – С. 59-63.
Квашук, П.В. Эффективность непрерывных и повторных методов тренировки юных спортсменов / П.В. Квашук, А.Н. Корженевский // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – №4. – С. 42-46.
Климанов, А. Е. Воспитание силовой выносливости у лыжников-гонщиков : учеб. пособие для спортсменов, тренеров и преподавателей по лыжным гонкам / А. Е. Климанов. – Омск : [б. и.], 1992. – 36 с.
Колонов, Н. С. Методика развития силовой выносливости / Н. С. Колонов. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 44 с.
Лыжный спорт : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М.А. Аграновского – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 368 с.
Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. / В. Н. Манжосов – М.: «ФиС», 1986. – 96 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. – М.: «Физкультура и спорт», 1999. – 200 с.
Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. –М.: «ФиС», 1982. – 290 с.
Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин – М.: «Издательство Астрель», 2003. – 863 с.
Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка. / В.Н. Платонов – Киев: Здоровье, 1980.– 336 с.51
Плохой, В.Н. Построение многолетней тренировки лыжников-гонщиков с точки зрения развития выносливости // Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивных школ. Сборник научных трудов. М., 1990. - С. 55-59
Раменская, Т. И. Юный лыжник : учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков / Т. И. Раменская. – М. : СпортАкадемПресс, 2004. – 204 с.
Раменская, Т.И. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 320 с.
Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.И. Раменская. М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.
Раменская, Т.Н. Использование закономерностей развития организма в подготовке лыжников-гонщиков / Т.Н. Раменская // Теория и практика физической культуры. 1992. – №1. – С. 12-14
Смирнов, П. Г. Лыжные гонки / П. Г. Смирнов, В. М. Ковязин. – Тюмень, 2000. – 151 с.
Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб– Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. -528с., ил.
Сотскова И.Г. Структура многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков / И.Г. Сотскова, Г.В. Кващук – М., 1986. – 142 с.
Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: Физкультура и спорта, 1980 – 255 с.
Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: ФиС, 1987. – 287 с.
Фомин, С. К. Специальные упражнения лыжника. / С.К. Фомин. – К.: Здоров'я, 1988. – 111с.
Фомин, С.К. Лыжный спорт. / С.К. Фомин. – К.: Радяньска школа, 1988. – 176с
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
Шапошникова, В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. / В.И. Шапошникова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 136 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Таблица А.1 – Результаты предварительного тестирования лыжников 12-13 лет контрольной группы


п/п
Фамилия и имя
Тесты



6-минутный бег, м
Бег 3000 м, с

1
Пацук Семён
1198
14,32

2
Чернов Евгений
1250
14,25

3
Зверев Денис
1300
13,23

4
Носков Сергей
1345
13,56

5
Китаев Вячеслав
1095
14,53

6
Шпартько Андрей
1208
14,15

7
Перец Никита
1400
13,10


Таблица А.2 – Результаты предварительного тестирования лыжников 12-13 лет экспериментальной группы


п/п
Фамилия и имя
Тесты



6-минутный бег, м
Бег 3000 м, с

1
Чекмарёв Александр
1490
13,05

2
Макеев Дима
1125
14,00

3
Гоголев Дониил
1050
15,02

4
Онухин Вадим
1100
14,42

5
Квасов Михаил
1390
13,35

6
Зырянов Андрей
1300
13,42

7
Миронов Виталик
1176
14,07

Приложение Б
Таблица Б.1 – Результаты промежуточного тестирования лыжников 12-13 лет контрольной группы


п/п
Фамилия и имя
Тесты



6-минутный бег, м
Бег 3000 м, с

1
Пацук Семён
1227
14,20

2
Чернов Евгений
1300
14,03

3
Зверев Денис
1350
13,20

4
Носков Сергей
1400
13,47

5
Китаев Вячеслав
1105
14,35

6
Шпартько Андрей
1305
14,07

7
Перец Никита
1450
13,08


Таблица Б.2 – Результаты промежуточного тестирования лыжников 12-13 лет экспериментальной группы


п/п
Фамилия и имя
Тесты



6-минутный бег, м
Бег 3000 м, с

1
Чекмарёв Александр
1550
12,26

2
Макеев Дима
1200
13,20

3
Гоголев Даниил
1100
14,32

4
Онухин Вадим
1200
14,07

5
Квасов Михаил
1500
13,09

6
Зырянов Андрей
1350
13,35

7
Миронов Виталик
1205
13,50


Приложение В
Таблица В.1 – Результаты итогового тестирования лыжников 12-13 лет контрольной группы


п/п
Фамилия и имя
Тесты



6-минутный бег, м
Бег 3000 м, с

1
Пацук Семён
1300
14,03

2
Чернов Евгений
1350
13,35

3
Зверев Денис
1380
12,56

4
Носков Сергей
1398
13,00

5
Китаев Вячеслав
1120
13,40

6
Шпартько Андрей
1356
13,34

7
Перец Никита
1459
12,26


Таблица В.2 – Результаты итогового тестирования лыжников 12-13 лет экспериментальной группы


п/п
Фамилия и имя
Тесты



6-минутный бег, м
Бег 3000 м, с

1
Чекмарёв Александр
1608
11,40

2
Макеев Дима
1450
13,05

3
Гоголев Даниил
1590
13,54

4
Онухин Вадим
1580
13,26

5
Квасов Михаил
1585
12,15

6
Зырянов Андрей
1414
13,20

7
Миронов Виталик
1503
13,25










13PAGE \* MERGEFORMAT14215

13PAGE 15






Заголовок 1ђђ Заголовок 2ўђ Заголовок 315