Рабочая программа внеурочной деятельности Основы образовательной робототехники
Календарно-тематическое планирование учебного материала и содержания обучения
внеурочной деятельности «Введение в робототехнику»
№ п/п
Дата
Тема
Содержание
Основные виды деятельности
План
Факт
Введение, 6 часов
Введение в робототехнику
Цели и задачи курса. Что такое роботы. История пазвития робототехники. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. Конструкторы и «самодельные» роботы.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа в парах.
Роботы вокруг нас
Информация о различных видах роботов и их применении. Поколения роботов. Классификация роботов.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Конструкторы компании Лего
Информация о имеющихся конструкторах компании LEGO, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Перечень деталей базового набора.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Аппаратный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT
Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT.
Датчик касания. Датчик звука. Датчик освещенности. Датчик расстояния.
Интерактивные сервомоторы. Лампы.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT
Описание микрокомпьютера NXT. Интерфейс NXT. Технические характеристики. Главное меню NXT. Программы NXT. Интерфейс программы.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Конструирование роботов, 6 часов
Основы конструирования роботов
Особенности конструирования Lego – роботов. Стандартные модели Lego Mindstorms.
Работа с раздаточным материалом. Работа в группах.
Сборка стандартной модели Lego Mindstorms
Сборка простейшей модели на базе блока NXT. Знакомство с работой встроенных программ.
Работа с раздаточным материалом. Работа в парах.
Модель автомобиля с датчиками касания
Сборка модели автомобиля с датчиками касания. Крепление датчика касания.
Работа с раздаточным материалом. Работа в парах.
Модель автомобиля с датчиками звука
Сборка модели автомобиля с датчиками звука. Крепление датчика звука.
Работа с раздаточным материалом. Работа в парах.
Модель автомобиля с датчиками освещенности
Сборка модели автомобиля с датчиками освещенности. Крепление датчика освещенности.
Работа с раздаточным материалом. Работа в парах.
Конструирование робота
Собираем модель робота по инструкции.
Работа с раздаточным материалом. Работа в парах.
Проектная деятельность.
Начало программирования роботов, 43 часа
Основы программирования роботов
Введение в программирование роботов. Алгоритмы управления роботом.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в группах.
Знакомство со средой программирования
Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Интерфейс программы
Знакомство с основными элементами программы. Краткий обзор программы.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Программирование робота
Знакомство с палитрой команд. Создание первой программы. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Датчики и интерактивные сервомоторы
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Калибровка датчиков
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Конструирование робота «Пятиминутка»
Собираем модель робота «Пятиминутка» по инструкции.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Проектная деятельность.
Программирование робота «Пятиминутка»
Программируем робота «Пятиминутка» для управления двумя серводвигателями.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Проектная деятельность.
Направляющая и начало программы
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в группах.
Проектная деятельность.
Палитра блоков
Блоки стандартной палитры: блоки движения, звука, дисплея, паузы.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Использование звука
Знакомство с блоком «Звук». Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Использование экрана
Знакомство с блоком «Экран». Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Движение вперед
Знакомство с блоком «Движение». Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Движение назад
Знакомство с блоком «Движение». Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Ускорение
Изменение параметра блока. Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Плавный поворот
Изменение параметра блока. Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Разворот на месте
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Езда по квадрату
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Мой Блок 1
Сборка своей собственной модели. Программирование робота.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Проектная деятельность.
Парковка
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Копирование действия
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Обнаружение звука
Изменение параметра блока. Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Управление по звуку
Изменение параметра блока «Звук». Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Определение расстояния
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Контроль расстояния
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Обнаружение черты
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Движение по линии
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Обнаружение касания
Программирование роботов. Настройка датчика цвета.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Сенсорный бампер
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Реакция на цвет
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Управление скоростью
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Реакция на расстояние
Программирование роботов. Настройка датчика расстояния.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Реакция на освещенность
Программирование роботов. Настройка датчика освещенности.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Датчик оборотов
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Сброс датчика оборотов
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Задержка срабатывания
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Кнопки NXT
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Управление по звуку
Программирование роботов. Настройка датчика звука.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Счетчик касания
Программирование роботов. Настройка датчика касания.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Контроль расстояния
Программирование роботов. Настройка датчика расстояния.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Случайная длительность
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Управление ускорением
Программирование роботов.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Самостоятельная работа на основе наблюдений.
Мой Блок 2
Сборка своей собственной модели. Программирование робота.
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 2-3 блоков.
Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Проектная деятельность.
Управление роботами, 13 часов
Шагающие роботы
Назначение и возможности шагающих роботов.
Стопоходящая машина Чебышева.
Технология сборки Шагающих роботов.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в группах.
Конструирование шагающего робота
Собираем шагающего робота. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Программирование шагающего робота
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Соревнование шагающих роботов
Собираем на время шагающего робота. Составляем простую программу.
Соревнование.
Анализ конструкции победителей
Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы робота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в группах.
Конструирование робота «Линейный ползун
Собираем робота «Линейный ползун». Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Программирование робота «Линейный ползун»
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Соревнование роботов «Линейный ползун»
Собираем на время роботов «Линейный ползун». Составляем простую программу.
Соревнование.
Анализ конструкции победителей
Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в группах.
Конструирование гусеничного робота
Собираем робота на гусеницах. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции.
Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Программирование гусеничного робота
Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков.
Работа с раздаточным материалом.
Работа в парах.
Показательное выступление
Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения. Команда-победитель получает призы.
Проектная деятельность.
Выставка роботов
Выставка-отчет собранных роботов.
Выставка.
Заголовок 115