Факультативный курс по информатике «Возможности Интернета в учебной и профессиональной деятельности современного человека»


Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №12»










Факультативный курс по информатике для учащихся 1 курса
«Возможности Интернета в учебной и профессиональной деятельности
современного человека»









Составила: Орехова М.П.
Учитель математики















Вяземский, 2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учебных часов: 32
Образовательная область: информатика
Возрастная группа: 1 курс
Программа составлена на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции профильного обучения.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.
При подготовке учащихся по данному профилю приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении и использовании полученных навыков в профессиональной деятельности учащихся в будущем.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета.
Ученик может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, экзаменов.
При проведении занятий в малой группе, каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а педагог лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация. Применение проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.
Цели курса
формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшей профессиональной деятельности;
приобретение практических знаний и навыков по поиску нужной информации во всемирной сети Интернет.
Задачи:
формирование у учащихся информационно-культурологического тезауруса, необходимого для понимания информационных явлений в обществе;
ознакомление учащихся со способами, методами, приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;
знакомство с историей создания сети Интернет, его основными услугами и приемами работы в сети Интернет;
развитие кругозора учащихся, их общей культуры, интереса к окружающему миру;
формирование убежденности в необходимости использования возможностей Интернет в будущей профессиональной деятельности.



После изучения курса учащийся должен знать:
необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети;
варианты поиска информации и нормы поведения в сети Интернета;
виды поисковых систем и их различия;
многообразие возможных услуг Интернета и их использование;
находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время;
виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;
виды образовательных и государственных ресурсов.
Учащийся должен понимать:
значение информации для решения задач, возникающей в учебной деятельности;
роль информации как общечеловеческой ценности;
особенности современного этапа развития общества.
Учащийся должен уметь:
правильно формулировать информационный запрос;
работать в различных поисковых системах;
сохранять инф
·ормацию из Интернета для ее дальнейшего использования;
использовать образовательные и государственные ресурсы для расширения кругозора
и в процессе обучения;
использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные и государственные ресурсы.

Методы обучения

В преподавании используются методы: индивидуальный, информационно-рецептивный, проблемное изложение, практические занятия.

Формы организации учебных занятий
практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков (доступ в Интернет обязателен);
имитации некоторых видов информационной работы;
самостоятельные работы.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.









Учебно-тематический план


п/п
Наименование разделов,
дисциплин и тем
Количество часов




Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
История создания сети Интернет.

1
1


2
Услуги сети Интернет
1
1



Поисковые системы. Yandex, Google, Rambler, Mail.
4
1
3


Веб-форумы. Социальные сети.
3
1
2


Электронные платежные системы. Интернет - магазины. Как оплатить ЖКХ услуги не выходя из дома.
4
1
3

3
Электронная почта.
2
1
1


Создание личного электронного «ящика». Yandex-почта.
3
1
2


Хранение информации на Google-диске.
3
1
2


Создание личного профиля на Mail.ru
3
1
2

4
Сетевые новости. Поиск необходимой информации и ее обработка.
4
1
3

5
Передача файлов.
3
1
2

6
Итоговое занятие. Обобщение пройденного курса.
1
1



Итого
32
12
20


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1: «История создания сети Интернет»
Понятие о сети Интернет, история ее возникновения, основные услуги, предоставляемые
сетью, программа Internet Explorer.
Тема 2: «Услуги сети Интернет»
Виды услуг сети Интернет.
Тема 3: «Электронная почта»
Понятие об электронной почте, принципы ее работы, необходимое оборудование и программное обеспечение, приемы работы с электронной почтой.
Тема 4: «Сетевые новости»
Сущность данной услуги, процедура регистрации, необходимое программное обеспечение, получение новостей.
Тема 5: «Передача файлов»
Способ передачи файлов через сеть Интернет.






Учебно-методическое и программное обеспечение курса

Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Виртуальная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»
http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.on-line-teaching.com/Электронные учебники по Word, Excel
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Задачи по информатике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Энциклопедия персонального компьютера




Литература

Левин А., Самоучитель работы на компьютере. М.: Нолидж, 2001.
Хасэгава Х., Мир компьютеров в вопросах и ответах.: Мир, 2000.
Симонович С. и др., Общая информатика. М.: АСТ пресс, 2001.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд. Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2006 г., Гриф МО РФ Учебник для школ.
Методика преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Издательство: Академия 2006 г.
Гультяев А.Самое главное о Поиск в Интернет:- Питер, 2004
Советы по поиску в Интернет:- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Советы по поиску в Интернет:- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заголовок 1 Заголовок 215